Нередко в споре контролера и безбилетника пассажиры становятся на сторону последнего. И в эти минуты никто не задумывается над тем, что «заяц» – это не кто иной, как иждивенец, катающийся за счет тех, кто добросовестно оплачивает каждую поездку…
Ежедневно в Гомеле на транспортные маршруты выезжает несколько сотен автобусов и троллейбусов. В автобусах билет на проезд можно приобрести у кондуктора, а вот в троллейбусах такой возможности нет. Поэтому к поездкам в троллейбусе лучше готовиться заблаговременно, покупая талоны в киосках «Горэлектротранспорта» или «Белсоюзпечати». Билет можно приобрести и у водителя, но некоторые пассажиры считают излишним утруждать себя на этот счет и предпочитают бесплатный проезд. Как предупредить такую ситуацию? Что делается в КУП «Горэлектротранспорт» для того, чтобы уменьшить количество безбилетников, именуемых в народе «зайцами»?
Начальник отдела контроля за оплатой проезда КУП «Горэлектротранспорт» Геннадий Зайцев рассказал о проводимой работе в данном направлении и поделился своими наблюдениями и соображениями:
– Не раз приходилось видеть так называемые «визитницы» пассажиров с комплектом использованных талонов. Однако и «сгоревших» на этом граждан немало. Код компостера меняется постоянно, в наличии сотни вариантов. Так что безбилетнику «попасть в яблочко» здесь сложнее, чем в игре в лотерею. Есть и еще один интересный, я бы уточнил, психологический момент. Выходя на остановке из салона, пассажир протягивает использованный талон входящему. Но тот, кто спешит воспользоваться им и говорит благодетелю спасибо, может попасть в очень неприятную ситуацию. Чаще всего при проверке контролерами выясняется, что билет недействителен, а пассажира специально подставили. Кстати, такой талон могут оставить и на сиденье или приспособить его к окошку. Не спешите воспользоваться им, помните: скупой платит дважды. И еще: не так давно народные умельцы занимались подделкой удостоверений для инвалидов, имеющих право бесплатного проезда. Сейчас таких махинаций стало меньше, поскольку возрос уровень защиты этих документов. К тому же факты открытия уголовных дел по поводу подделок проездных остудили пыл «умельцев».
К сожалению, есть и такие граждане, которые пытаются проехать по удостоверению инвалида, выданному кому-то из родителей много лет назад. Некоторые великовозрастные юнцы пытаются доказать, что они еще школьники, хотя таковыми не являются. Но на каждую уловку у опытных контролеров есть свой ответ.
– Геннадий Григорьевич, чем руководствуются контролеры в подобных случаях?
– Выявляя такие нарушения, в КУП «Гор-электротранспорт» руководствуются статьей 11.33 «Подделка проездных документов» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ей изготовление или сбыт поддельных билетов или иных документов на проезд либо провоз грузов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин.
– Если говорить о статусе безбилетника, то кто преимущественно им является?
– Это, прежде всего, временно неработающие граждане или те, кто стоит на учете в центре занятости. Самые дисциплинированные пассажиры – пенсионеры. Они понимают, что такое труд и день насущный. В трудоспособном возрасте они внесли свой вклад в экономику региона и, уйдя на заслуженный отдых, остаются добросовестными гражданами, в том числе и сознательными пассажирами.
– Ежедневно в городе на линии дежурят бригады контролеров. Каков эффект от их работы?
– Обычно на линии находятся три-четыре бригады контролеров, которые ездят на автомобиле, и две-три бригады, передвигающиеся своим ходом. Об эффекте от их работы можно сказать языком цифр: в 2017 году было выявлено около 13 тысяч безбилетников, а за шесть месяцев нынешнего года – 6900.
– Что главное в работе контролера?
– Скажу откровенно: заблуждается тот, кто считает, что главное – это выявить побольше «зайцев» и тем самым пополнить кассу. На самом же деле цель совсем иная – добиться оплаты проезда теми, кто пользуется услугами транспорта. Если падает выручка от продажи проездных талонов и билетов, значит, интенсивность проверок недостаточно высока, и работу в данном направлении нужно улучшать. Именно по объему реализации проездных билетов оценивается работа контролера. А еще – по ответной реакции пассажиров.
При подтверждении сигнала о некорректном поведении кого-то из представителей контрольной службы всегда следует адекватное наказание со стороны руководства. Поэтому на предприятии уверены: если будут регулярно проводиться проверки и действовать фактор неожиданности, то количество тех, кто любит проехать бесплатно, по сути, за счет добросовестных пассажиров, значительно сократится. Результат такого подхода весьма красноречив. Так, в 2002 году было зафиксировано 56 тысяч нарушителей. Если сравнить с цифрами, приведенными выше, то становится очевидным тот факт, что количество «зайцев» сократилось в разы. Меньше стало выявляться и случаев откровенной «подставы» безбилетниками других людей, когда при установлении личности для оформления протокола указываются не свои паспортные данные, а адреса и фамилии приятелей или просто знакомых.
В заключение хотелось бы отметить, что благодаря большой профилактической работе, а также созданию единой базы правонарушений удалось значительно снизить количество таких случаев. Многим стало понятно, что при раскрытии подобного проступка виновный заплатит не только большой штраф, но и столкнется с проблемами при выезде за границу. И это не только экономически нецелесообразно, но и психологически некомфортно.
В КУП «Горэлектротранспорт» взят курс на усиление разъяснительной работы среди населения о порядке оплаты проезда в городском электрическом транспорте (размещение соответствующей информации в салонах троллейбусов, постоянное напоминание водителем о необходимости оплаты), четкий контроль со стороны бригад контролеров. И, конечно же, создание необходимых условий для приобретения проездных талонов и билетов. Жители города над Сожем успели оценить установленные предприятием киоски. А пассажирам важно помнить, что оплата проезда – это новые троллейбусы, комфорт и прекрасный облик нашего любимого города.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»