Я везу радость!

Видишь яркий, солнечного цвета школьный автобус, и так хочется приписать на его борту: «Везу радость!» Разве дети, которых такой специальный транспорт доставляет в школу, не главная радость родителей? Разве свет знаний, к которому стремится каждое утро детвора, не радость бытия? И как важно ничем не омрачить ее в пути, доставить целым и невредимым самый дорогой груз – мальчишек и девчонок, доверчиво усаживающихся в салоне желтого автобуса! Как важно гарантировать им: сегодня и завтра будут такими же радостными, потому что вы в безопасности, вы окружены заботой взрослых, вы любимы!

Эта мысль, пожалуй, была сквозной в каждом выступлении участников августовского семинара для работников управлений и отделов образования, специалистов, ответственных за профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, прошедшем в Витебске. На совещании обучающего характера выступили не только начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома Дмитрий Хома, но и представители Госавтоинспекции, Транспортной инспекции и УП «Белтехосмотр».

К услугам детворы – мощный автопарк

Дмитрий Хома сообщил, что в предстоящем учебном году в перевозке сельских школьников будет задействовано 267 единиц транспорта, включая 40 новых автобусов (в среднем по два в каждом районе, а в Витебском, где в подвозе нуждаются 690 учащихся, – сразу пять).

За последние три года Витебщина закупила 120 новеньких школьных автобусов, так что машину старше 10 лет среди них уже не найти. Ради безопасности юных пассажиров весь школьный транспорт оборудуется камерами заднего вида, а новые автобусы приходят в учреждения образования с такими камерами. Предусматриваются стимулирующие доплаты водителям и сопровождающим школьников педагогам, разрабатываются графики следования школьного транспорта, согласованы площадки посадки и высадки детворы. Руководство школы обязано контролировать строгое соблюдение графика доставки школьников к месту назначения и не допускать отклонения от маршрута.

Не наступая на старые грабли

Казалось бы, государство не жалеет денег на обеспечение безопасности детворы, но ДТП с участием школьных автобусов все-таки случаются.

За последние два года в Придвинье их случилось три и самое вопиющее – в Чашникском районе, где на глазах матери погиб пятилетний ребенок. В автобусе в тот ноябрьский вечер ехали 11 детей и двое сопровождающих их взрослых. Когда на остановке в Заборье вышло семь ребят, водитель стал отъезжать задним ходом и наехал на малыша. Как произошел наезд, мужчина объяснить не смог. Он работает водителем уже 39 лет. Перед выездом, по данным ГАИ, водитель прошел предрейсовый контроль – медицинское освидетельствование и инструктаж. В порядке были все необходимые документы на автобус, который находится в исправном состоянии. Плановый техосмотр он прошел как раз в день ДТП. Не в порядке оказалась дисциплина управлявшего этим транспортным средством человека, у которого, кстати, и раньше случались неприятности из-за излюбленного маневра задним ходом.

В первой декаде сентября Транспортная инспекция, как обычно в начале учебного года, проверит техническое состояние школьных автобусов и соблюдение автоперевозчиками требований законодательства. Между прочим, год назад в период аналогичных мероприятий было осмотрено 700 единиц транспорта и выявлено 283 нарушения. В их числе отсутствие аптечки или просроченный огнетушитель в салоне, а также наличие сидений, не обращенных вперед по ходу следования автобуса либо не оснащенных ремнями безопасности. Кто-то скажет, что это мелочи, но из них и складывается общая картина безопасности.

Начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Казючиц, обращаясь к участникам семинара, заострил внимание именно на мелочах, оборачивающихся преступной халатностью. В одном из районов области в поле зрения ГАИ попал школьный автобус с неисправным спидометром. Огромная разница в его показаниях и фактическом пробеге наталкивает на размышления об списанном топливе… В другом районе на линию выпущен автобус отдела образования с просроченным техосмотром. А как должен расценивать инспектор ГАИ отметку механика о допуске автобуса к перевозке, поставленную в путевке за сутки до отъезда транспортного средства – про запас? Водитель объясняет это дорожными неудобствами: автобус-де находился вдали от школы и собирал детей по ходу следования к ней, вот на всякий случай подстраховался…

Александр Константинович привел пример стимулирования владельцев к поддержанию в автобусах специального назначения высокой культуры. В Лепеле провели региональный смотр-конкурс на лучший школьный автобус по эстетичности внешнего вида и салона, грамотному оформлению и высокому уровню наглядной агитации внутри транспортного средства. Победили в этом конкурсе Ушачи. Между тем в ГАИ считают, что в отличном состоянии перед выходом на линию должен быть каждый автобус, ведь с него для сельского ребенка начинается школа, как театр – с вешалки. Культуру детям нужно прививать наглядным примером.

Не ищи лазейки в обход закона

В свете высказанных на семинаре замечаний и предостережений злободневно прозвучали требования к перевозчикам детей, выдвигаемые Транспортной инспекцией.

Заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой сделал обстоятельный доклад по вопросу «Требования к автомобильной перевозке обучающихся от места жительства к месту учебы, а также требования к автомобильной перевозке организованных групп детей».

– Прежде всего, к перевозке обучающихся школьными автобусами допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на право управления механическими транспортными средствами категории D, водительский стаж управления механическим транспортным средством категорий B, C или D не менее трех лет, не привлекавшиеся на протяжении последнего года к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 9 статьи 18.12, статьями 18.13–18.19, 18.21, 18.22, 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и прошедшие стажировки, определенные законодательством. Более того, допуск водителя транспортного средства к самостоятельной работе производится автомобильным перевозчиком после проведения стажировок. Стажировка понадобится и водителям, имеющим перерыв в выполнении работ более одного года либо переведенным на другую марку (модель) автомобиля, – акцентировал внимание собравшихся на важных нюансах Константин Рой. – Водитель допускается к выполнению автомобильных перевозок пассажиров после прохождения в установленном порядке обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств (наличие медсправки обязательно!), а также предрейсового медицинского обследования перед началом работы. Его проведение можно организовать непосредственно в школе, закрепив за этим ответственное лицо, снабдив его алкотестером. Будут серьезные проблемы со здоровьем у водителя – придется обращаться к медикам, отменив в крайнем случае рейс.

Докладчик разъяснил присутствующим основные требования и отличия в организации автомобильных перевозок организованных групп детей и перевозок обучающихся к местам учебы и обратно:

– При перевозках обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования школьными автобусами от места жительства к месту учебы учреждения образования обязаны заблаговременно, но не позднее десяти дней до начала осуществления перевозок в учебном году представить официальное уведомление о них в подразделение ГАИ. Его сотрудники должны инструктировать водителей школьных автобусов с периодичностью один раз в квартал об особенностях требований Правил дорожного движения при перевозках обучающихся, детей, проходящих спортивную подготовку, а также мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту. К слову, маршрут перевозки обучающихся школьными автобусами должен быть утвержден комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения при городском или районном исполкоме.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий