В понятие «идеальный водитель» у нашего молодого собеседника входит: трезвый водитель, законопослушный водитель и человечный водитель. Похвально…
Молодой водитель. Разные люди смотрят на него очень по-разному. Одни опасаются, другие понимают проблемы и стараются чем-то помочь. Но что думает сам молодой водитель о происходящем вокруг него с момента поступления в автошколу до начала осознанного движения за рулем автомобиля по дорогам?
Сегодня мы познакомим наших читателей с 19-летним водителем Александром Левко, выросшим в обычной семье, но уже успевшим понять и цену денег, и ответственность, которая ложится на плечи после того, как становишься владельцем автомобиля и водителем.
– Александр, вам не так давно исполнилось 19 лет. Вашим первым самостоятельным шагом стала покупка машины. Почему?
– Вероятно, как и у многих, любовь к автомобилям росла вместе со мной. Мой отец профессионально занимается ремонтом машин. К нему на работу ходил и я. В какой-то момент стал не просто наблюдать за тем, что делает папа, но и помогать.
Сначала я только подавал ключи и другой необходимый инструмент для ремонта, но со временем начал осваивать азы папиной профессии. Конечно, он не допускал меня к ремонту чужой техники. Но если была необходимость что-то поправить в его машине, то мои полномочия значительно расширялись.
– Даже самый скромный автомобиль стоит недешево. Как в столь юном возрасте удалось купить машину?
– Знаете, я сразу решил, что денег у родителей просить не буду. Поэтому воспользовался всеми легальными возможностями, чтобы заработать. Подрабатывал в школе и там, где соглашались официально трудоустроить малолетку. Если требовалось согласие родителей, то они его всегда давали. А еще я попросил всех родных и друзей дарить мне на праздники не подарки, а деньги. Так потихоньку собрал необходимую сумму и купил «Фольксваген».
– Ого! Это дорогая машина…
– Дело в том (улыбается), что она немного старше меня, да и брал я ее далеко не в идеальном состоянии. Папа выступил главным консультантом, и мы нашли компромиссный вариант бюджетного автомобиля, в котором многое можно отремонтировать самим и минимум заменить. Мы вместе ставили мой «Фольксваген» на колеса. Сейчас он проходит техосмотр, и проблем с поломками в пути не возникает.
– Как проходили занятия в автошколе?
– Мне повезло с хорошим преподавателем теории и замечательным инструктором по вождению. В целом учили строго. Особенно контролировали знания. Но это не спасло от нескольких пересдач теории, за которые пришлось платить отдельно. Но, с другой стороны, это хорошая наука. Не выучил – страдай рублем. Лично до меня так лучше доходило.
Мне очень запомнился инструктор по вождению. Всегда спокоен, уравновешен. Изначально говорил только по существу, но когда увидел мое стремление научиться управлять машиной хорошо, начал много советовать, и все оказалось весьма кстати.
– На ваш взгляд, что вредит курсанту во время обучения и сдачи экзаменов?
– Излишняя самоуверенность и волнение. Особенно это касается тех, кто ранее учился управлять автомобилем у не очень грамотных специалистов или считает, что Правила дорожного движения можно вызубрить в последний момент. Предупреждаю сразу – ПДД за ночь, как принято у некоторых студентов перед экзаменом, не выучить.
Что же касается волнения, то никогда не забуду, как во время экзамена в автошколе я не мог на педали сцепления спокойно удержать ногу, поскольку она тряслась без остановки. Но когда сдал, то появилось чувство уверенности, и на экзамен в ГАИ я шел уже более спокойным.
Однако там я вновь разволновался. Но вспомнил о том, как тяжело ехать с трясущимися ногами, как нелегко дается зарабатывание денег и что лучше их потратить на более нужные вещи, чем на пересдачи. Я решил, что мне не нужен весь этот «букет», смог справиться с волнением и проехал площадку без замечаний. К движению по городу подошел уже совершенно спокойно. Экзамен сдал и получил водительское удостоверение.
– Чем запомнилась первая поездка?
– Целой гаммой чувств. Дело было ночью. Позвонил папа и попросил спуститься к подъезду. Выхожу на улицу и вижу, что он перегнал мою «ласточку» к дому. Отец сказал: «Твоя машина, смотри за ней», и отдал ключи. Я сразу же предложил прокатиться по ночному Минску. Это были незабываемые эмоции.
А первый раз самостоятельно поехал в институт: я студент. Двигался очень осторожно, старался вписаться в поток и ничего не нарушать. Но, повторюсь, меня хорошо научили вождению в автошколе, а стажировку я прошел под присмотром отца. Поэтому поездка далась мне легко.
В институте не знали, что я купил машину, а когда увидели, то сильно удивились. Одни порадовались, другие, скажем так, отметили, что автомобиль не «супер». Но я считаю, что для начала «супермашина» и не нужна.
– Как оцениваете себя в качестве водителя?
– Молодой, начинающий, но хороший. Езжу исключительно по правилам и не нарушаю их. На дороге стараюсь быть вежливым. За городом, если вижу, что водитель нуждается в помощи, остановлюсь и помогу. Действую по принципу «добро обязательно вернется». Отец с детства учил меня, что на дороге все водители должны помогать друг другу.
И еще. Многие ребята из института иногда просят подвезти. Вот так проедут, посмотрят, что машина идеально работает, и уже забывают, что она не «супер». Некоторые даже собрались идти учиться в автошколу.
– Отдельные люди утверждают, что Правила дорожного движения – это теория, а на практике все несколько иначе. Как вам помогают знания ПДД сейчас?
– Конечно, я бы мог сказать, что все знаю и, по сути, на дороге все знаки повторяются. Но это не так. Все ситуации организации дорожного движения близки по смыслу, но различны. Поэтому правила знать надо не штампами, а применять их в соответствии с установленными требованиями для проезда на конкретном отрезке дороги. У меня дома есть книга ПДД, где я сделал пометки в местах, которые считаю необходимыми для постоянного повторения. Но в целом я периодически перечитываю многое.
– Как реагируете на водителей, которые нарушают Правила дорожного движения?
– Соблюдать или нарушать – это, на мой взгляд, дело личной ответственности. До момента, когда действия одного человека не начинают вредить другим. Остановить их на дороге я не могу. Поэтому если вижу «чудо-водителя», по необходимости сигналю и стараюсь отъехать подальше.
– Сейчас Госавтоинспекция очень активно призывает граждан сообщать о неадекватном поведении водителей на дороге. Вы наберете 102, если не будете уверены в трезвости водителя?
– Конечно. Я не боюсь ошибиться. Когда ГАИ остановит водителя, то просто проверит. В этом нет ничего страшного. Тем более он может быть не пьян, а плохо себя чувствовать. А вот пьянство за рулем – очень опасная игра с безопасностью и своей, и окружающих.
– Чего-нибудь боитесь на дороге?
– Не боюсь, но опасаюсь неисправного транспорта. Ведь благодаря папе я научился различать на расстоянии исправность автомобиля. Если остановился на светофоре, то и по звуку могу отличить многое. Неисправное авто у меня вызывает не страх, а чувство самосохранения. Концепция действий прежняя: если позволяет транспортный поток – отъезжаю подальше. Если нет – держу дистанцию.
– Вы побывали уже в заторовых ситуациях?
– Да, можно сказать, «повезло». Простоял как-то на дороге около часа. Не очень приятно. На мой взгляд, в «пробке» могут возникнуть конфликтные ситуации. Поэтому самое главное – не глупить, сохранять спокойствие и не создавать опасных моментов.
– Возникало ли у вас желание погонять по дороге или принять участие в ночных гонках?
– Нет, это не мое. Хотя в организованных соревнованиях на специальной трассе я бы поучаствовал.
– Какие качества в водителе самые главные?
– Первым делом – трезвость. Но не только физическая. На дороге очень важна адекватность мышления. Внимательность. Ведь видеть надо все вокруг себя. И, самое главное, взаимовежливость, которой порой так не хватает.
Никита ПЕТРОВ, «ТБ»