Выжить вопреки

Как 16 человек смогли остаться в живых, несмотря на нечеловеческие условия

10 марта в голливудском Dolby Theatre прошла 96-я церемония вручения премии «Оскар» американской киноакадемии. В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в этом году оказалась лента испанского режиссера Хуана Антонио Байоны «Общество снега» об известной авиакатастрофе 1972 года, получившей название El Milagro de los Andes – «чудо в Андах».

Кадр из документального фильма «Остаться в живых. Чудо в Андах»

Заветную статуэтку фильм не получил, хотя критики положительно отзывались о картине, отмечая при этом, однако, что она «вряд ли может чем-то удивить». И это так. Ведь еще в 1993 году на экраны вышла лента «Живые» американского режиссера Фрэнка Маршалла, подробно реконструировавшего события той катастрофы. Но и он был не первым: в 1976 году мексиканский режиссер Рене Кардона снял драму «Выжившие в Андах» на эту же тему. Кроме этого, были созданы несколько документальных фильмов, так что ничего нового лента Байоны и правда не рассказала. Но все же история человеческой стойкости и воли к жизни достойна того, чтобы вспомнить о ней еще раз.

Роковые облака

Небольшой турбовинтовой Fairchild FH-227D уругвайских ВВС был зафрахтован любительской командой по регби Old Christians, направлявшейся в Сантьяго на матч против английского клуба Old Boys. Из Монтевидео самолет вылетел 12 октября, путь его лежал через Анды. На борту, кроме пяти членов экипажа, находились 19 спортсменов, а также члены их семей, друзья и болельщики – всего 45 человек.

Полет сразу не задался. Из-за непогоды экипаж совершил вынужденную посадку в аргентинском городе Мендоса, где решено было остаться на ночь. Назавтра рейс был продолжен, хотя погодные условия по-прежнему оставляли желать лучшего, из-за чего пришлось изменить маршрут и лететь вдоль гор.

Приближаясь к Сантьяго, экипаж запросил на снижение, но из-за ошибки в расчетах сделал это раньше, чем следовало: пилоты не учли сильный встречный ветер, замедлявший скорость машины. Кроме того, лайнер вошел в густые облака, что затрудняло обзор. Когда прояснилось, экипаж увидел прямо перед собой гору, но было уже поздно.

Сперва о камни ударилось правое крыло. Отделившись от фюзеляжа, оно зацепило хвост, и тот тоже оторвался. В этот момент погибли первые семь человек: пять пассажиров, бортинженер и бортпроводник вывалились из салона. Затем, зацепившись за скалу, оторвалось левое крыло. Пролетев несколько секунд без крыльев и хвоста, фюзеляж упал на горный склон, проскользил по нему и уткнулся в сугроб. Всего во время крушения погибли 12 человек.

22-летнего регбиста Нандо Паррадо спасло то, что в самолете он поменялся местами с другом, захотевшим сидеть у окна.

Позже, в своей книге «Чудо в Андах», Паррадо так опишет первые часы после катастрофы: «Не было ничего – ни страха, ни печали, ни ощущения течения времени, ни даже проблеска мысли или воспоминания – только черная и совершенная тишина».

Когда выжившие пришли в себя, капитан команды Марсело Перес предложил сделать из фюзеляжа убежище, заткнув прорехи в нем чемоданами и снегом. Это решение многих спасло от гибели. Устроившись на ночевку, пострадавшие тесно прижались друг к другу, чтобы было теплей, но к утру пятеро из них все равно скончались от полученных травм и переохлаждения. До утра дожили лишь 27 человек.

Живым помогли мёртвые

Выжившие оказались на высоте более 3600 метров, где уровень кислорода ниже привычного, на лютом морозе, без еды, воды и теплой одежды.

Первое время им придавала бодрости мысль, что их уже ищут и скоро найдут. Их и правда искали. В поисковой операции участвовали три страны – Уругвай, Аргентина и Чили. Но все затруднялось тем, что никто не знал точного маршрута Fairchild FH-227D – ведь экипаж изменил его, да и пилот при снижении дал диспетчеру неточную информацию. А разглядеть место катастрофы с воздуха было непросто: белый самолет не очень-то заметен на белом снегу. В один из дней над пострадавшими пролетел вертолет. Регбисты радостно закричали и стали махать ему руками, не подозревая, что с высоты фюзеляж сливается со снежной пустыней, а люди выглядят как маленькие черные точки.

На восьмой день поисковые операции были свернуты. Пострадавшие услышали эту новость после того, как на 11-й день нашли среди багажа портативный радиоприемник. Для них это стало ударом, надежды на спасение рухнули. Но оправившись от шока, молодые люди решили не сдаваться и попытаться выжить.

Легче всего добывалась вода: снег растапливали на солнце, собирая жидкость в пустые бутылки. А вот с пищей была проблема. Имевшихся в самолете продуктов даже при строгой экономии хватило лишь на несколько дней, а ведь выжившим нужна была энергия, чтобы восстановить силы и не замерзнуть – на такой высоте потребность организма в калориях резко возрастает.

Первое время делили между собой найденный в багаже провиант, но потом и эти крохи иссякли. Отчаявшись, молодые люди вспарывали кресла, надеясь найти там хотя бы солому, жевали кожаные ремни, но такую «пищу» организм не принимал. Когда запасы кончились, пострадавших посетила страшная мысль: чтобы выжить, им придется есть тела погибших.

Почти все летевшие в самолете были убежденными католиками и поначалу сочли эту мысль неприемлемой.

Но вскоре выжившие поняли: в противном случае они погибнут от голода. «Есть человеческую плоть нелегко, – расскажет позже Хосе Луис Инсиарте, один из пострадавших. – Нужно, чтобы разум убедил тело это сделать. Я не мог открыть рот, а потом с трудом заставлял себя глотать»

Через 16 дней после катастрофы стихия нанесла спасшимся новый удар: когда они спали, с соседней горы сошла лавина, из-за чего погибли еще восемь человек. Остальные оказались заперты в снежной ловушке. Чтобы выбраться из нее, пришлось прорыть тоннель до кабины пилота и выбить ногой стекло. Однако у лавины были и свои плюсы: она «утеплила» фюзеляж, защитив его от холодных ветров, а тела погибших помогли живым продержаться еще больше месяца.

Главное – не терять надежду

Новое потрясение подтолкнуло выживших к активным действиям: они начали готовить экспедицию к «большой земле». Ранее трое регбистов уже выбирались в небольшой поход к оторвавшемуся хвосту, где нашли одежду и немного еды. Участники вылазки хотели тогда идти дальше, в сторону Чили, но сильный мороз вынудил их вернуться к основному убежищу. Зато после этого стало ясно, что именно им потребуется для большого похода.

12 декабря трое регбистов – Нандо Паррадо, Антонио Визинтин и Роберто Канесса – отправились за помощью. Через два дня Визинтину пришлось вернуться, но Паррадо и Канесса, несмотря на все трудности, добрались до «большой земли». На девятый день пути они встретили местного жителя Серхио Каталана, который и сообщил о них чилийским властям.

К месту катастрофы спасатели прибыли 22 декабря. Пострадавших два дня эвакуировали на вертолетах – быстрее не получалось из-за сложных погодных условий. Позже на месте трагедии были захоронены тела погибших и установлен крест.

Спасенные дали пресс-конференцию, на которой подробно рассказали о случившемся. Отношение к ним поначалу было неоднозначным. Некоторые газеты даже устроили им травлю, узнав, чем они питались все это время. Но большинство людей к их истории отнеслось с пониманием, даже католическая церковь выступила с их оправданием, так что травля постепенно сошла на нет.

Если эта история чему-то и учит, то, пожалуй, тому, что в жизни никогда не стоит отчаиваться и терять надежду. Даже когда кажется, что причин для надежды нет.
И да: спасение замерзающих в значительной степени и правда зависит от самих замерзающих.

Подготовил Леонард КАПЛЕНКО

Добавить комментарий