На рынке услуг по подготовке водителей царит сильнейшая конкуренция. Всего в республике – около 500 предприятий, занимающихся данным видом деятельности. Даже в райцентрах работают два, а то и больше подобных учреждений. Поэтому в гонке за клиентами побеждает сильнейший: тот, кто может предложить заманчивую цену на обучение, имеет хорошую материальную базу и умеет себя разрекламировать.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В 2015-м Быховская оргструктура ДОСААФ подготовила лишь 109 водителей. А уже по итогам семи месяцев нынешнего года – 179 человек.
Быховская районная организационная структура ДОСААФ функционирует с 1930 года, а технической подготовкой населения района, в том числе и обучением водителей, начала заниматься в 1950-е. Председатель Валерий Журавель с гордостью признается: сегодня оргструктура ДОСААФ является ведущей организацией в райцентре в этом направлении. Однако так было не всегда. Еще буквально несколько лет назад ей сильную конкуренцию составляли частные автошколы.
– В райцентре подготовку водителей осуществляли две частные автошколы, – рассказывает собеседник. – Сейчас работает лишь одна. Конкурировать с ними было достаточно сложно: они депинговали, вели широкую рекламную кампанию и даже переманивали у нас преподавателей и мастеров.
Именно в это сложное время, в 2015 году, Быховскую организационную структуру ДОСААФ возглавил Валерий Журавель. Ему как руководителю пришлось одновременно решать множество задач. Среди первоочередных – повышение престижа организации и ликвидация недостатка кадров.
Но, как говорится, конкуренция – двигатель прогресса. Сперва разобрались с кадрами – был создан сильный преподавательский костяк. На учебу в Минск уехал и Валерий Павлович. Он получил сертификаты преподавателя как теоритической, так и практической части. На данный момент на предприятии работают опытные специалисты Роман Мельников, Игорь Мищенков, Сергей Баль и другие.
Повысился и общий процент сдачи квалификационного экзамена курсантами. Для многих, кто стоит перед выбором автошколы, это очень значимый показатель. Сегодня в Быховской оргструктуре он составляет около 80%. А по итогам прошлого года в рейтинге МРЭО ГАИ УВД Могилевского облисполкома она занимает третье место из 24 организаций.
Была пересмотрена и снижена стоимость обучения, а после – открыты новые категории: D и А, включая подготовку и переподготовку. Сегодня можно прийти в Быховскую оргструктуру и в течение года отучиться на всех категориях, стать настоящим водителем-профессионалом.
К слову, наибольшей популярностью пользуется подготовка водителей категории СЕ, или так называемых водителей-международников. На учебу записываются как молодые парни с небольшим водительским стажем, так и мужчины в возрасте. Ведется здесь также подготовка водителей, осуществляющих эксплуатацию газобаллонных автомобилей.
Валерий Журавель отмечает, что к ним часто приходят бывшие курсанты, которые благодарят за науку. Некоторые из них уже работают по профилю и осуществляют грузоперевозки по европейским странам.
– Но расслабляться не стоит, – считает собеседник. – Мы постоянно учимся и самосовершенствуемся, ориентируемся на тех, кто впереди нас. Например, набираемся опыта у коллег из Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ. В ближайшем будущем будем открывать новое направление и осуществлять подготовку слесарей. Сегодня для водителя неоценимый плюс, если он может произвести не только простой, но и сложный ремонт автомобиля, на котором работает.
Стоит отметить, что оргструктура ДОСААФ осуществляет и спортивно-техническую деятельность. В первую очередь, это включает в себя участие в различных мероприятиях района, в числе которых – соревнования по биатлону «Снежный снайпер», спартакиады «Здоровье», «Защитник Отечества» и другие. А также – оказание спонсорской помощи в проведении мероприятий, имеющих военно-патриотическую направленность. Работает на базе оргструктуры и секция картинга.
ГЛАВНОЕ – ЭТО ЖЕЛАНИЕ
Порядка 700 водителей категории В подготовил мастер производственного обучения Сергей Баль. Мужчина в профессии уже 11 лет.
– В жизни так сложилось, что в какой-то момент пришлось кардинально сменить профессию и стать преподавателем, – рассказывает Сергей Васильевич. – Это сложный труд, необходимо иметь большое терпение и крепкие нервы.
Но свою работу собеседник очень любит. Его водительский стаж насчитывает уже 26 лет, ведь права он получил во время учебы в Горецкой сельскохозяйственной академии. Однако за руль Сергей Баль сел еще подростком, его обучал водительскому мастерству отец. Потом парнишка часто подрабатывал в местном совхозе, возил зерно на грузовых машинах.
– Самое важное для преподавателя – это умение найти общий язык с любым человеком, – считает Сергей Васильевич. – Когда диалог налажен, процесс обучения идет гораздо лучше. У меня за столько лет работы не было ни одного конфликта с курсантом.
Напоследок я спросила у мастера, что можно посоветовать курсанту перед началом обучения. Ответ был краток: главное – это желание, а остальное приложится.
ИЗ ИСТОРИИ
Быховская РОС ДОСААФ была образована 12 августа 1930 года. В довоенное время при организации работали кружки по подготовке населения к противовоздушной и химической защите и сдаче норм ГТО и ГСО.
В 1950-е годы организация ДОСААФ активно начала заниматься технической подготовкой населения района: водителей, мотоциклистов, трактористов, радистов.
В 2013-м Быховская оргструктура переехала в здание по улице Щорса. На новом месте в короткие сроки была создана современная учебно-материальная база, а также открыты категории по подготовке водителей грузовых автомобилей, автобусов.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»