Всем смертям назло

действует дружная сплоченная команда барановичских спасателей

Двадцать два года коллектив Барановичской спасательной станции возглавляет Александр Мудров. Он же здесь является и председателем местной организации ОСВОД. До этого 24 года подполковник Мудров командовал саперным батальоном. За время военной службы выполнил более двух тысяч разминирований, в том числе и подводных. Бывал в горах, воздухе и на земле. Так что в его активе – все пространство, в котором только может находиться человек.

– Наверняка у вас бывали опасные случаи. Какие из них запомнились? – интересуюсь у бывшего сапера.

– Они, как правило, возникали из-за несоблюдения служебных инструкций и правил обращения со взрывоопасными объектами. Однажды требовалось подорвать снаряд. Выполнив задание, я поспешил посмотреть результаты, хотя по инструкции положено полчаса повременить. А мощности заряда не хватило – раскололся только корпус. Приблизившись к снаряду, я увидел, что огоньки синие бегают, а значит, начинка тротила не взорвалась. Едва успел отлететь в сторону, как прогремел еще один взрыв.

Как-то перед выполнением задания я сидел, курил. Как обычно, стряхивал пепел. А его ветерком отнесло на запал снаряда. Последовал взрыв. Оказались поврежденными пальцы рук, живот был начинен осколками. Это еще повезло. Могло быть хуже. Вот что значит для сапера курить. Потом сам сидел и выковыривал мелкие осколки. Жене об этом не сказал, командиру – тоже. Ведь он сразу поймет, что было грубое нарушение.

– Какие выводы сделали после таких ЧП?

– Главное – всегда помнить о мерах безопасности. Случалось, снаряды из рук падали, но не взрывались. А они были большие: 152,122-миллиметровые. Мокрого места от человека не осталось бы. Все это у меня случалось по молодости и профессиональной неопытности. Со временем начинаешь понимать, что если кольцо снаряда имеет нарезы, то он вылетал из ствола и взрыватель взведен. А значит, действовать следует предельно осторожно. Если обнаружен склад мин, то он опасен только в связи с давним сроком хранения.

Как-то в деревне нашли склад с боеприпасами. На месте их уничтожать нельзя. Надо вывозить на полигон. А бомбу в Гаграх взрывали на месте, под водой. Она лежала на 15-метровой глубине. Пришлось весь пляж освободить от отдыхающих, а рыбакам запретить выход в море. Конечно, люди расстроились. А через полчаса я на месте взрыва погрузился под воду проверить результаты своей работы и обнаружил рядом с собой местных спасателей. Они собирали рыбу и предлагали мне. Кстати, недавно один житель Барановичей побывал в Гаграх, на том самом пляже. Так местные старожилы просили передать привет саперу, который взорвал бомбу и таким образом не только обезвредил море, но и «наградил» их мешками рыбы.

– Почему вы ушли со службы? Ваши бывшие сослуживцы вас помнят и хорошо о вас отзываются.

Вместо ответа собеседник показал недавно появившиеся на сайте «Одноклассники» сообщениия от сослуживцев: «Александр, с удовольствием посмотрел все фото. Я рад за тебя. Как всегда, ты впереди всех. Остаешься как боевой штык. Здоровья тебе, успехов. Так держать и впредь. Обнимаю!» Это написал бывший командир 90-го развернутого мотострелкового полка, дислоцировавшегося в то время в Батуми, полковник Анатолий Хлуднев. А в составе ограниченного контингента советских войск в ГДР Мудров служил под руководством командира танкового полка полковника Валерия Нефедя. Вот что он пишет на том же сайте: «Да как я смею забыть Мудрова! Одна была у нас саперная рота. И один был Мудров, который сохранился в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. Ты был лучшим из лучших. Здоровья тебе и успехов во всех делах!».

– В горячих точках пришлось бывать?

– Да, в Грузии, во время вооруженного конфликта. Тогда лидер боевиков Гамсахурдия поднял мятеж, пытаясь взять власть в свои руки. Затем он был уничтожен, а война перебросилась в Абхазию. В это время я был переведен на службу в Беларусь. Эти события происходили, когда Советский Союз развалился и на юге бывшей великой страны начались национальные междоусобицы.

– Почему выбрали ОСВОД?

– Вторая специальность у меня «водолаз». Я как-то узнал, что Барановичскому ОСВОДу требуется именно такой специалист. Поэтому написал рапорт об увольнении из Вооруженных сил и стал трудиться водолазом.

– Вернемся немного назад: почему выбрали военную службу?

– Такое у нас было романтическое время. Молодежь воспитывалась на примере Павки Корчагина. Я, как и мои сверстники, любил книги о героях войны. И хотел быть похожим на них.

Кроме того, у меня был живой пример – отец, который ушел на войну в 1943 году. В составе 2-го Белорусского фронта командовал полком. В Восточной Пруссии получил тяжелое ранение. Все, кто с ним был рядом, от взрыва погибли. Его вытащила на себе с поля боя хрупкая медсестра. В 1965 году отмечалось 20-летие Великой Победы. Отец поехал на праздник в Киев и там встретил свою спасительницу, которая оказалась в сложной жизненной ситуации – без крыши над головой. Он помог ей решить квартирный вопрос.

– Как создавался ваш коллектив?

– В первые годы велась усиленная подборка кадров. Попадались случайные люди: то водолаз, боящийся трупов, то медсестра, которая при виде мертвого тела чуть в обморок не падает. Но теперь у нас все специалисты высокого класса и увольняются только по причине достижения пенсионного возраста.

Например, Дмитрий Богдан отработал на станции 23 года, Юрий Синкевич – 21 год, Владимир Атяшев – 10 лет, Артур Ревинский – 18 лет. Да и Вадим Лашук трудится уже не первый год.

– А что можете сказать о медиках?

– Мы ценим таких бесстрашных, отчаянных и высокопрофессиональных медработников, как Инна Сорговицкая и Ольга Корниенко. Как-то Инна Станиславовна находилась на городском рынке в Барановичах. Одна женщина упала и потеряла сознание. Инна растолкала толпу собравшихся зевак, приступила к реанимационным действиям и вернула ее к жизни еще до прибытия машины скорой помощи. Врачи благодарили нашу сотрудницу за умелые и высокие профессиональные качества.

– Прошедшим летом бывали несчастные случаи на водоеме?

– Трое местных подростков купались. Двое умели держаться на воде, а третий начал тонуть. Наши спасатели вовремя это заметили и оказали необходимую помощь. Трагедий, слава богу, не было.

К тому же мы проводим усиленную разъяснительную работу, особенно в школах, лицеях, колледжах. Регулярные выступления организуем в местных газетах, на радио и по телевидению.

Константин СТАНКЕВИЧ

Добавить комментарий