Два года назад в Витебске появилось новое предприятие, призванное регулировать пассажирские перевозки. Витебское областное коммунальное транспортное унитарное предприятие «Оператор перевозок» было создано по решению Витебского облисполкома, чтобы упорядочить перевозку пассажиров в регулярном сообщении на маршрутах автобусов, микроавтобусов, троллейбусов и трамваев.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Идея создания такого предприятия ненова. Когда государство оставило монопольные позиции на рынке перевозок пассажиров, среди частных компаний, индивидуальных предпринимателей и коммунальных предприятий началась борьба за право работать на наиболее привлекательных маршрутах.
И это логично. Каждому хотелось работать на маршруте, который приносит наибольшую финансовую отдачу, а не гонять машину с двумя пассажирами на окраину города. Отсюда и приснопамятные «гонки» маршруток по городу, и выживание таксистов-новичков из «прикормленной» стоянки путем прокалывания шин конкурентам, и всевозможные недоезды маршруток в пригородные поселки. На междугородных маршрутах работали так называемые нерегулярщики, которые возили людей по маршруту Витебск – Минск и обратно. Этот новый рынок, безусловно, нуждался в регулировании. Человек, проживающий на окраине города, имеет те же права на транспортное обслуживание, что и жители центральных улиц. Движение пассажирского транспорта должно быть прежде всего разумным и отвечать потребностям людей.
Ранее роль оператора пассажирских перевозок в Витебской области выполняло ОАО «Витебскоблавтотранс». Но с юридической точки зрения да и житейской тоже, такая позиция не выдерживала критики. ОАО «Витебскоблавтотранс» само является крупнейшим перевозчиком пассажиров, а следовательно, заинтересовано в эффективной работе своих филиалов. Частники для столь мощного игрока на рынке пассажирских перевозок хороши только в роли помощников. Естественно, это порождало жалобы частников на предвзятое отношение к ним. Частично спорные вопросы решались на уровне исполнительной власти, но у нее не хватало для этого ни сил, ни времени, ни людей.
В последнее время прогресс шагнул далеко вперед, и появилась возможность проводить автоматизированный мониторинг общей ситуации. А здесь уже нужны специалисты, умеющие работать с современным программным оборудованием.
РЕГУЛЯТОР РЫНКА
Предприятие видит свою роль в том, чтобы был порядок при осуществлении пассажирских перевозок, чтобы перевозчики друг другу не мешали, чтобы пассажиру было удобно и при этом соблюдались требования закона, – рассказывает директор «Оператора перевозок» Сергей Маршалович.
– В наши функции входит как создание расписания движения на маршрутах автобусов, микроавтобусов, трамваев и троллейбусов, так и контроль за его соблюдением. Мы проводим конкурсы на выполнение перевозок. Занимаемся контрольно-ревизионной деятельностью. Проверяем наличие билетов у пассажиров и выдачу билетов пассажирам водителями и кондукторами. Также контролируем прохождение водителями медосвидетельствования перед выездом в рейс, транспортом – технического предрейсового осмотра, чистоту салонов, обращаем внимание на внешний вид водителя и оформление транспортного средства в соответствии с СТБ. С одной стороны, мы снимаем часть работы с Транспортной инспекции Минтранса, с другой – являемся регулятором рынка пассажирских перевозок.
Сегодня их в Витебской области выполняет ОАО «Витебскоблавтотранс», в состав которого входят крупные автобусные парки в Витебске, Орше, Полоцке и Новополоцке, филиал «Городской электрический транспорт г. Витебска» и автотранспортные предприятия в регионах. Кроме того, работает около 200 частников, осуществляющих городские, пригородные и междугородные перевозки. Они тоже разные. У кого-то – 10 автобусов, у кого-то – 30 и даже 40. Есть и те, кто только начинает деятельность и имеет в своем распоряжении два-три микроавтобуса. Каждый занимает свою нишу на рынке. Прийти туда несложно: нужно получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок – этот вид деятельности сопряжен с повышенным риском, собрать необходимый пакет документов и приобрести автобус категории М-2 или М-3. На официальном сайте предприятия можно увидеть, какие маршруты на данный момент свободны. Вначале заключается временный трехмесячный договор. Потом проводится конкурс, на котором можно получить маршрут и работать на нем.
КОНКУРСЫ
Раньше организацией конкурсов занимались горисполкомы с помощью специалистов ОАО «Витебскоблавтотранс». Последние два года их проводит оператор. Это достаточно сложная процедура.
– Главное, с чего начинается наша работа по проведению конкурса – соответствующее решение заказчика перевозок, – продолжает Сергей Михайлович. – Потом создается комиссия, в которую входят представители заказчика, оператора, транспортной инспекции и ГАИ. Начинали мы с проведения конкурса в Орше в конце декабря 2017 года. Это достаточно сложный регион, который в свое время стал пионером в развитии пассажирских перевозок маршрутными такси в нашей стране. К этому времени мы провели три конкурса в Орше, по одному – в Витебске, Полоцке и Новополоцке. Конечно, их результаты иногда вызывают кривотолки. Мы понимаем, что в таких вопросах всегда будут как довольные, так и недовольные. К слову, зачастую к проблемам приводит обычная невнимательность. Предоставляется либо неполный пакет документов, либо с ошибками в них. На конкурс выставляется техника, которая будет работать на маршрутах. За эти два года транспорт заметно обновился. К примеру, средний возраст машин, выставленных на конкурс в Витебске в 2018-м, – два года. Старые «ГАЗели» уже давно исчезли с маршрутов. Да и перевозчики понимают, что пассажир привык к комфортным условиям и не сядет в машину, где вместо сиденья – приставной ящик. Кстати, при проведении конкурса в Полоцке мы обнаружили автобусы, в которых вместо 14 сидений перевозчики умудрились поставить 20. Расстояние между сиденьями составляло 30 см, а согласно СТБ должно быть не меньше 65 см. Мы отрегулировали этот вопрос.
Сейчас «Оператор перевозок» готовится к первому в Витебской области конкурсу, который будет проводиться по заказу Витебского облисполкома. Будут выставлены более 30 маршрутов. Скоро эта информация в полном объеме в открытом доступе появится на официальном сайте предприятия. В настоящее время между городами области в основном ходят автобусы ОАО «Витебскоблавтотранс». Требования к «межгороду» конкретные: мягкие сиденья, откидные спинки, кондиционер, телевизор. Последний не обязателен, но за его наличие начисляется приличный балл.
АВТОВОКЗАЛ
Серьезная работа «Оператором перевозок» была проделана и после вступления в силу измененного закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в прошлом году. К тому времени под видом нерегулярных перевозок на маршрутах Витебск – Минск и Полоцк – Минск регулярно возили людей частники, которые создавали нездоровую конкуренцию и нарушали права пассажиров.
– У нас пока остался один нелегал, который позиционирует себя как нерегулярные перевозки, но по факту регулярно работает на маршруте. По крайней мере, на его сайте висит расписание. Совместно с Транспортной инспекцией и ГАИ мы работаем над этим вопросом. Остальные привели свою деятельность в соответствие с законодательством. Сейчас из Витебска в Минск можно уехать по двум маршрутам: либо по М3, либо по М1, где скорость доставки составляет 3,5 часа. Все вопросы решены, микроавтобусы ходят по расписанию, подбирая людей по городу. В Витебске предусмотрено более десятка остановок, где производится посадка пассажиров. Людям нет нужды рано утром ехать на автовокзал. Можно сесть в автобус по пути следования, если это удобнее, – говорит Сергей Маршалович.
РАСПИСАНИЕ – НЕ ДОГМА
Главная задача оператора перевозок – разрабатывать расписание и следить за его соблюдением. У каждого пассажира свое предпочтение в зависимости от места жительства и основных маршрутов.
– Для повышения качества обслуживания в крупных городах мы используем плотность маршрутов, – отмечает Сергей Михайлович. – В часы пик интервалы движения в одну-две минуты – нормальное явление. Это с учетом автобусов, троллейбусов и трамваев. Расписание подвижное, инициаторами могут выступать сами перевозчики – они хорошо видят пассажиропоток – или заказчики. Жизнь течет: где-то изменился режим работы предприятия, где-то открылись новые рабочие места. В Витебске и Полоцке серьезно пришлось менять расписание после закрытия на ремонт мостов. В областном центре по просьбе пассажиров мы продлили маршрут № 53 до поселка Витьба – маршрутка доходила до разворотного кольца, от которого еще 800 метров приходилось идти пешком. В Полоцке добавляли автобусы и маршрутки уже после закрытия моста. Попробовали один вариант – поняли, что мало. Добавили – стало лучше. Все сразу трудно учесть. Наша задача – в первую очередь учитывать интересы пассажиров, а уже потом – перевозчиков. Иногда частники приходят со своими предложениями. Мы идем навстречу, предварительно перепроверив эти данные.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛО
Предприятие инициировало и появление электронных табло в Витебске. Предпочтение отдали компании, которая предложила приемлемое условие в рамках частно-государственного партнерства.
– Она приобретает и устанавливает электронное табло для города за счет рекламодателей, мы выдаем расписание, – добавляет директор. – В основе работы электронного табло – наша собственная программа. На нем выводятся данные сразу по трем видам транспорта – автобусам, троллейбусам и маршруткам. Обновления происходят через каждые 20 секунд в режиме реального времени. Две трети экрана занимает реклама.
Первое светодиодное табло с актуальной информацией о движении автобусов, троллейбусов и маршруток появилось в Витебске на остановке общественного транспорта «Площадь Ленина». Сейчас в городе 9 таких табло: два – на железнодорожном вокзале, по одному – на проспекте Фрунзе у Летнего амфитеатра, на улицах Коммунистической, Ленина, у ЗАГСа, и областной библиотеки. Еще два табло в центре города установлены и смонтированы, но по техническим причинам их подключение задерживается.
В Полоцке собираются закупить табло за счет городского бюджета и установить их на всех остановках. Есть наработки и по Орше. Эта работа будет продолжена.
РЕВИЗОРЫ
Многие гости Витебска удивляются, что контролеры здесь проверяют билеты даже в маршрутках.
– С мая 2019 года создан отдел ревизорской службы. По штату должно быть 23 человека, сейчас мы еще не полностью укомплектованы. Проверяем все виды транспорта по обилечиванию, соблюдению СТБ, а также санитарное состояние салонов. Контролеры делают 45–50 проверок в день, не разделяя виды транспорта. Выявляли поддельные проездные и даже уличили кондуктора, которая распространяла поддельные талоны. Частные перевозчики радуются: у многих на 20–30 процентов поднялась выручка. К слову, в маршрутках еще не выявлено ни одного безбилетника. Была невыдача билетов. Если пассажир заплатил деньги, а билет не получил, наши контролеры едут до конечной остановки и оформляют невыдачу билета водителем, – рассказывает Сергей Маршалович.
ДАЛЬШЕ – БОЛЬШЕ
В планах «Оператора перевозок» в Витебске и создание бесконтактной системы оплаты проезда с помощью специальных или обычных банковских карточек. Однако, с одной стороны, это затратное мероприятие, с другой – в Витебске еще не нашли оператора, который мог бы представить систему, распределяющую средства по многим счетам.
– В Минске проще, – замечает Сергей Маршалович. – Там компания работает исключительно с предприятием «Минсктранс», в подчинении которого находятся и метро, и автобусы, и электрический транспорт. Мы же хотим, чтобы эта система работала и во всех маршрутках.
Рассматривается также вопрос открытия филиалов в Полоцке, Орше и Глубоком. Во-первых, там должны работать ревизоры. Во-вторых, все нарушения необходимо оформлять на месте.
– Все делается планомерно, – сказал в заключение Сергей Михайлович. – Еще недавно многое казалось невозможным. Сегодня мы контролируем практически весь пассажирский транспорт. Закупили современное оборудование для диспетчерской. У нас все маршрутки оборудованы GPS-навигацией. Имеется прямая связь: водитель – диспетчер. В общем, все находится под контролем. Благодаря этому мы не только обеспечиваем порядок при осуществлении пассажирских перевозок, но и помогаем людям находить забытые в транспорте вещи. Удовлетворяем запросы по линии МВД и следствия: мы знаем, когда и какой автобус находился в том или ином месте. Сейчас мы видим всех.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»