Сага о Незабудках

В ангаре для самолетов Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца 28 ноября состоялась презентация историко-документального фильма «Незабудки. Бессмертный авиаполк», посвященного фронтовой жизни легендарного женского 46-го авиационного полка, принимавшего участие в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Сага о Незабудках Сага о Незабудках Сага о Незабудках

Заместитель председателя центрального совета оборонного общества Владимир Сероштан представил участников мероприятия – председателя центрального совета ДОСААФ Ивана Дырмана, автора и ведущего фильма российского актера и тележурналиста Леонида Якубовича, командующего ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь генерал-майора Игоря Голуба, ветеранов ВВС Михаила Клубничкина и Ивана Безрукавого, председателя Белорусской федерации авиационного спорта Александра Центера, летный состав Минского аэроклуба ДОСААФ, курсантов и офицеров авиационного факультета Военной академии, курсантов Белорусской государственной академии авиации, учащихся столичной гимназии № 2.

Перед презентацией фильма собравшиеся смогли ознакомиться с легендарным самолетом аэроклуба – копией многоцелевого биплана По-2 (У-2). Созданный под руководством советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1927–1928 г. самолет стал одним из самых многочисленных в мире – за весь период производства построено более 35 тыс. крылатых машин.

В годы Великой Отечественной войны около 70 авиаполков было вооружено машинами По-2, которые использовались в качестве ночных бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. Осенью 1941 г. было принято решение о пополнении экипажей По-2 женщинами. Отважными летчицами укомплектовали три авиаполка.

В июне–июле 1944-го 46-й авиаполк участвовал в стратегической операции «Багратион», помогал освобождать Могилев, Червень, Минск и Белосток.

По просьбе начальника Минского аэроклуба ДОСААФ Николая Мочанского на Харьковском авиационном заводе под руководством Александра Тюрина была построена точная копия По-2. Именно на таком самолете в 1934 году в Минском аэроклубе впервые начали осуществлять летную подготовку.

Идея приобрести эту уникальную машину возникла давно. В итоге смогли договориться с начальником харьковского аэроклуба Сергеем Филатовым и приобрели самолет. Уникальность его в том, что это не музейный экспонат, а действующая машина. С 2011 по 2013 год он был построен заново, затем до осени 2017-го проходил летные испытания. Из Харькова в Минск самолет пилотировал Николай Мочанский, который прошел соответсвующую подготовку и получил допуск к полетам.

 Участникам мероприятия продемонстрировали самые яркие фрагменты историко-документального двухсерийного фильма «Незабудки. Бессмертный авиаполк», эпизоды из фронтовой жизни 46-го авиационного полка.

В съемках активно принимали участие самолеты По-2, Як-52 и вертолет Ми-2 Минского аэроклуба ДОСААФ. Леонид Якубович провел серию уникальных реконструкций: экстремальный взлет По-2, тест на живучесть его крыла в ходе обстрела зажигательными боеприпасами, имитацию дневного бомбометания на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» и атаки немецкого истребителя «Мессершмитт».

Обращаясь к собравшимся, автор картины – пилот с 25-летним стажем – сказал: «Я окончил Калужское авиационное летно-техническое училище, у меня 8 типов летательных аппаратов и 1870 часов налета. Как летчик, а также как режиссер этого фильма я не могу понять, что творили эти девочки в воздухе. А они ведь не просто летали на этой машине, но и вели боевую работу. Мы трое суток летали на этом аппарате, и через 1,5–2 часа я сильно уставал. Не понимаю, как они это выдержали.  Преклоняюсь перед подвигом женщин на войне».

Презентацию фильма освещали многочисленные СМИ Беларуси. Как подчеркнул начальник отдела организации информации государственного учреждения «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» Дмитрий Новиков, желающих попасть в столичный аэроклуб было предостаточно.

В ходе ответов на вопросы журналистов Леонид Якубович сказал, что продолжит снимать фильмы о войне:

«Хочу сделать фильм о подводниках, о врачах, о полевых хирургах, о девочках-санитарках, которые ползали по минным полям. Много чего. У меня война болит». 

В заключение участники мероприятия сфотографировались на память с участниками съемок, посидели на месте пилота самолета По-2.

Юрий КОЖЕВНИКОВ

Добавить комментарий