В Зароново растут кресты, и пугают Ягини

Объект – музей «История Зароновского края» в агрогородке Зароново Витебского района.За созданием музея, куда приезжают не только из Беларуси, но и из зарубежья, стоит огромный труд Людмилы Никитиной – учителя, краеведа и просто неравнодушного человека.

Практически в каждом туристическом путеводителе вам предложат посетить те или иные музеи, которые давно стали визитными карточками городов и даже стран. Есть интересные и в нашей стране. Причем не только в крупных населенных пунктах. Отдельного внимания в Беларуси заслуживают деревенские музеи, которые по количеству экспонатов и историй могут посоперничать с самим Лувром или Эрмитажем.

И среди известных и знаменитых, таких как музейные комплексы в Дудутках или Строчице, представляет интерес музей «История Зароновского края» в агрогородке Зароново Витебского района.

– В 1986 году меня, молодую учительницу белорусского языка и литературы, назначили ответственной за патриотическую работу в Зароновской базовой школе Витебского района. И так получилось, что это стало моим делом на всю жизнь. Я создала музей, в который вложила и продолжаю вкладывать многое. А начиналось все с малого: небольшой домик, где для экспонатов был выделен лишь один зал… – вспоминает Людмила Константиновна.

Первый раз деревня упоминается в 1552 году в «Виленской трибунальной клировой ведомости». Однако многое говорит о том, что люди здесь жили еще во времена правления князя Ольгерда, памятник которому установлен в областном центре. И подтверждение этой мысли – камни. Точнее, каменные кресты в Зароново, которые начали прорастать из земли – за последние годы уже свыше десятка. Большинство из них располагается на старом кладбище.

Пока точно объяснить их происхождение и возраст не берется никто. Есть предания, в которых говорится, что по Западной Двине проходил путь «из варяг в греки». А каменные кресты – могилы первых христиан. Другая версия состоит в том, что старое кладбище в Зароново находится на горке, где когда-то стояла церковь святого Онуфрия. Ее взорвали в 1944 году и разобрали на кирпичи – в послевоенное время надо было отстраивать дома, а стройматериалов не хватало. Обычно сразу за храмом хоронили священников. И чем ближе к стенам, тем более уважаемым и почитаемым был служитель церкви.

– Если бы кресты не стали «подрастать», никто и не догадался бы об их существовании, – поясняет Людмила Никитина. – Изначально сверху на земле была видна только макушка.

Полная их высота составляет около 70 сантиметров, все четыре плеча равны по длине. Кресты высекали из скальной породы. На них выбиты едва заметные греческие буквы. Мох, поселившийся на углублениях, помог их прочесть – IC XC. Это имя Спасителя – Иисус Христос, сын Божий.

Порода, из которой вытесан камень, особенная. Камень серый, но если всматриваться, то кажется, что изнутри он теп­лый и отдает розовым цветом.

Тяжеленные кресты выходят из мягкой земли, как грибы.

– Существует такое понятие, как эрозия почвы. Потревоженный верхний слой выносится водой или ветром, и этот крест оказывается ближе к земле, – объяснила ситуацию археолог кандидат исторических наук Татьяна Бубенько.

Сохранившиеся каменные надгробия многие уже считают памятниками истории. А старое кладбище посещают теперь не только родственники усопших, но и туристы.

– Зароново освящено именем Евфросинии Полоцкой, – говорит Людмила Никитина. – Когда в 1871 году переносили средний палец ее руки, здесь молилась 1000 верующих. А во время торжественного переноса мощей из Киево-Печерской лавры в Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь в 1910 году, в церкви святого Онуфрия, где останавливалась святыня, молились 2000 верующих разных конфессий.

Но вернемся в музей. Посреди хаты, как и полагается, – массивный стол, около него – широкие лавы. Справа – печь, напротив входа в красном углу – иконы. Там же в старину находилось и «рабочее место» женщины, где она пряла, вышивала, мастерила. Там можно посмотреть, например, на «паўкілёўку масла» – емкость, в которую клали сбитое масло, и получалось ровно полкило. В музее в рабочем состоянии можно увидеть и жернова, и старинную местную пилораму. А есть и такие экспонаты, назначение которых и сама Людмила Константиновна не знает, но на всякий случай хранит, «бо надта яны дзіўныя».

Все экспонаты – с местных чердаков, из бабушкиных сундуков, дедовых мастерских. Предметы, собранные в музее, в большинстве своем – подарки зароновцев. Есть среди них очень ценные вещи, к примеру, рушники XIX века.

При этом, осмелюсь предположить, совсем не за эксклюзивностью гонятся зароновские краеведы, гораздо важнее ничего не утратить, сохранить каждую деталь жизни своих предков.

Второй зал музея – исторический. Рассказывает он о возникновении истории Зароновского края с самого начала: с древнего озера, возникшего предположительно 10 000 лет назад. Там хранятся и найденный амулет «курыны бог», датируемый IX–X веками, и фрагмент древнего топора, и старинные лепные грузила. Кроме того, уже доказано, что упоминавшаяся в поэме «Тарас на Парнасе» деревня Путевище – то самое Путевище, которое расположено в нескольких километрах от Зароново.

Особенно много в музее свидетельств событий начала XX века. Хранятся и истории про тех, кого когда-то раскулачили, кто воевал в подполье, а один из жителей деревни даже участвовал в похоронах Владимира Ленина. В экспозиции выставлено все, что хоть самую малость приоткрывает завесу истории: оккупационные немецкие деньги, подробная немецкая карта района, пряжки.

А с некоторыми экспонатами и вовсе забавные истории связаны. Так, во время одной из экскурсий ученица, указывая на каменное ядро, сказала Людмиле Константиновне: «О! У меня дома такое есть». Учительница, естественно, не поверила и проспорила таким образом шоколадку, потому что вскоре девочка и вправду принесла из дома такое же ядро.

Людмила Никитина всегда учит своих детей одному: умейте видеть вокруг себя необычное.

Всего в музее – 8 выставочных залов. Самым интерактивным считается «Ностальгия, или Возвращение в СССР», где посетители могут примерить советские вещи, послушать выбранные пластинки на радиоле. Иначе говоря, изучать историю тактильно. Далее – коллекционный зал и изба-читальня.

Отдельная тема исторической экспозиции – Великая Отечественная война. Людмила Никитина гордится, что благодаря поисковым вахтам, активным участником которых она была сама, установлено 10 300 человек, захороненных в Зароново.

В подвале музея находится зал белорусской мифологии, где можно ознакомиться с местными «нечистиками», о которых писал Н. Никифоровский. В частности, там нашлось место болотнику, баннику, купалке, Зюзе и другим персонажам страшных сказок.

На территории музея также располагаются поветка (с орудиями труда белорусов) и землянка с тематическими экспонатами. На улице представлен проект в виде баннера «Карта исчезнувших деревень». Фонды – более 27 000 музейных предметов.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий