В ПОГОНЕ ЗА ДТП

По такому принципу колесят по нашим городам, а частенько и по соединяющим их дорогам маршрутные такси. Водители, которым мы доверяем собственные жизни, вроде бы стараются угодить клиентам – доставить быстро, с ветерком. но качественно ли и надежно? Нередко как раз в ущерб двум последним показателям профессионализма.

Вихри враждебные…

Самой пришлось на днях вихрем пролететь на маршрутке по центральным проспектам и запруженным транспортом широким улицам Витебска. Надо признать, путешествие оказалось не для слабонервных…

Наша «тачка» стартовала с каждой остановки со скоростью космического корабля, притормаживала на следующей с визгом тормозов. Иной раз пассажиры едва ли не на ходу запрыгивали в салон, чудом успевая поднять ноги на ступеньку. А держаться во время движения приходилось всеми конечностями – за сиденья, пол и даже друг за друга, чтобы не свалиться на крутом вираже под ноги товарищам по несчастью. Женщина с ребенком, сидевшая напротив меня, изо всех сил прижимала к груди малышку, с ужасом таращась по сторонам и моля Бога о скорейшем окончании маршрута. С проспекта Фрунзе через улицы Терешковой и Бровки мы добрались до проспекта Строителей в мгновение ока. Пожилые люди крестились, оказавшись на тротуаре, как моряки после шторма, дотянув до суши. Поражает абсолютное спокойствие водителя, умудрявшегося маневрировать на сумасшедшей скорости, обгоняя коллег даже на перекрестках, давать билеты и отсчитывать сдачу пассажирам и попутно отвечать на звонки мобильного телефона. Вот где ас! Только работать ему лучше не на пассажирских перевозках, а испытателем новой техники: управляет авто ловко, нервы железные, бесстрашие завидное.

Разве не эти качества более всего ценят работодатели, подбирающие шоферов для пассажироперевозок на частных маршрутах? С ними без денег не останешься. В погоне за рублем обставят самого Сатану! Наверное, проколы в работе (нечастые происшествия с пострадавшими) расцениваются как издержки производства. А случаются они во всех регионах Беларуси. Припомним лишь наиболее резонансные из последних.

В Бресте утром 5 февраля на пересечении улицы Суворова, проспекта Республики и улицы Октябрьской Революции в час пик переполненная маршрутка столкнулась с легковым автомобилем. Причем по вине молодого водителя маршрутки, поехавшего на красный свет. В результате ДТП четыре человека получили травмы. Одну жительницу Бреста (почти ровесницу водителя) пришлось госпитализировать с закрытой ЧМТ и ушибом колена.

Крупная автомобильная авария произошла в конце февраля в Минске, правда, вечером. На столичной улице Притыцкого столкнулось сразу четыре автомобиля. Маршрутка буквально протаранила третью в цепочке замедливших ход легковушек, а та по инерции влетела в находившееся впереди авто и т.д. Ехавший первым в этой цепочке «Ситроен» объезжал препятствие, а беда, оказывается, настигала его сзади… В ДТП пострадали три человека. По предварительной информации, причиной аварии могло стать несоблюдение дистанции водителем микроавтобуса.

Нечто похожее произошло в Новополоцке в апреле. Но если там водитель маршрутки отделался штрафом и жертв ДТП не было, то его витебский коллега лишился прав. Он не просто забыл о соблюдении дистанции, но и создал аварийную обстановку на дороге, имея в своем профессиональном багаже целый «букет» грубых нарушений.

Что ж, сколько веревочке ни виться, конец будет. Нас запугивают опасной ездой на нелегальных такси, включая маршрутные. А что вытворяют лицензионные перевозчики! Только за четыре месяца с начала года в Витебской области выявлен десяток «маршрутчиков», не соблюдавших дистанцию. Много это или мало? Пусть задумаются пассажиры, оказавшиеся на борту их микроавтобусов.
В ПОГОНЕ ЗА ДТП В ПОГОНЕ ЗА ДТП В ПОГОНЕ ЗА ДТП

Без тормозов или без царя в голове?

В начале апреля в Витебске произошло дорожно-транспортное происшествие с участием маршрутки, но уже по вине грузовика, у которого отказала тормозная система.

– Со стороны микрорайона Билево по Московскому проспекту двигался поток транспорта. Приблизившись к перекрестку возле «МакДональдса», на светофоре остановился автобус, за ним – маршрутное такси. Ехавший следом грузовик ГАЗ не затормозил и врезался в маршрутку, подтолкнув ее к стоявшему впереди автобусу. К счастью, обошлось без жертв, четверо пассажиров маршрутки были доставлены в больницу для осмотра медиками, — рассказывает начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Олеся Серегина.

Между тем сколько угодно аварийных ситуаций могло быть спровоцировано водителями полоцких маршрутных такси, недобросовестно относящихся к предрейсовому техосмотру. Группа авантюристов, иначе их не назовешь, исправно получала отметку механика о допуске к движению, демонстрируя специалисту якобы исправный ручной тормоз. На самом же деле ручник не действовал, а представлял собою нечто вроде муляжа. Хитросплетение проводков, подвязанных к рычагу, приводило в действие тормозную систему микроавтобуса, то бишь непосредственно тормозные колодки. А случись им вырубиться в пути, остановить машину было бы просто нечем. Кулибины! Разве о пассажирах думали эти «великие комбинаторы», а не об экономии средств, необходимых для ремонта техники?! Аферу распутал бдительный сотрудник ГАИ, выведший на чистую воду всю компанию.

Не в бровь, а в глаз

В прошлом году ГАИ провела эксперимент, организовав поквартальные рейды по контролю за соблюдением ПДД водителями маршрутных такси Витебска.

– В микроавтобус наравне с прочими пассажирами садился сотрудник Госавтоинспекции в штатском и тщательно фиксировал все отступления от правил, допущенные шофером. От 6 до 10 грубых нарушений было на счету каждого водителя! Оплачивая штрафы на конечной остановке, никто из них не отнекивался от содеянного и суммой меньше миллиона рублей не отделывался. Поистине удар пришелся нарушителям не в бровь, а в глаз.

Исключением стал лишь один из целого ряда «асов» – шофер предпенсионного возраста, спокойно обслуживавший весьма скромный маршрут. Его можно было бы поставить в пример коллегам: ни единого прокола! – делится наблюдениями старший инспектор УГАИ Витебского облисполкома Антон Валюшкевич. – В этом свете не особенно удивляют статистические данные текущего года. Хотя, откровенно говоря, ситуация несколько улучшилась: все-таки подобные рейды имели воздействие на перевозчиков. С начала 2016 года в ходе проведения рейдов по надзору за безопасностью дорожного движения выявлено более 400 нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями маршрутных транспортных средств, перевозившими пассажиров. В числе прочих – 15 фактов эксплуатации технически неисправных транспортных средств, при которых вообще запрещено участвовать в дорожном движении и тем более перевозить пассажиров; 50 фактов неподчинения водителей сигналам регулирования дорожного движения и 34 – непропуска пешеходов на «зебрах». Кстати, по этой причине совершен наезд на пешехода маршруткой на проспекте Строителей в Витебске. Спешивший водитель не снизил скорость заблаговременно и сбил его непосредственно на пешеходном переходе. В 29 случаях водители перевозили пассажиров сверх количества, установленного заводом–изготовителем транспортного средства. Прибавим десятки нарушений правил пользования средствами телефонной связи во время движения, многочисленные случаи несоблюдения требований дорожных знаков, дорожной разметки правил расположения транспортных средств на проезжей части, факты запрещенного выезда на полосу встречного движения… Но львиная доля нарушений приходится на любителей быстрой езды. Зафиксировано около 150 нарушений скоростного режима, большинство из которых успели запечатлеть камеры видеонаблюдения.

Хамское поведение водителей маршруток, нарушение ими скоростного режима превращается в норму у профессионалов, занятых перевозкой пассажиров. И камеры видеонаблюдения, и инспекторы ГАИ – не панацея от бед, истоки которых в нас самих. Оправданием служить не может и то, что ДТП обошлось без жертв. Не исключено, что они появятся завтра, если сегодня не пересмотреть свое отношение к делу каждому из занятых пассажирскими перевозками в пользу пассажиров. Их моральные травмы почему-то не принято брать в расчет, а ведь они сказываются на здоровье и даже продолжительности жизни.

Кому доверяемся, товарищи пассажиры…

Антон Геннадьевич приводит примеры вопиющего безобразия на дорогах с маршрутками, которое в любой момент может стоить жизни пассажирам.Он полностью солидарен с автором статьи по кадровому вопросу.

По какому принципу ведется отбор на перевозки, связанные с ответственностью за чужие жизни? Хоть кто-то из нанимателей интересуется досье на претендентов занять вакансию водителя маршрутного такси? Если бы такая практика была нормой, не попал бы в водительское кресло новополоцкий шофер, не имеющий права на управление транспортным средством по причине серьезного заболевания! Не занял бы его и другой житель Витебщины – бесправный водитель маршрутки, выявленный госавтоинспектором. А как расценивать поездку с пассажирами полоцкого «маршрутчика», не имевшего на руках путевого листа? Значит, не прошел никаких предрейсовых осмотров.

Не такие ли бесшабашные парни перестраиваются из ряда в ряд прямо на перекрестках, мчатся себе на красный свет светофора (только сотрудниками ГАИ задержано 50, а сколько проскочило невыявленных?) и чихать хотели на культуру поведения на дороге?! Не из этой ли когорты лихие ребята, выскакивающие на встречную полосу, мчащиеся наперегонки со временем? В Витебске один из четырех таких водителей маршрутки совершил ДТП на пересечении улиц Ленинградская и Титова, очень напряженном перекрестке, где практически весь световой день дежурит инспектор ДПС, да, видать, к каждому лихачу милиционера не приставишь.

В ПОГОНЕ ЗА ДТП

ДТП в Витебске по дороге из микрорайона Билево

Время наше скоростное, приходится рисковать, скажет кто-то. Но ведь другого для каждого из нас нет и не будет! Стоит ли обрывать человеческие жизни, и без того короткие, чтобы выиграть лишний рубль в выручке за день? Стоит ли мчаться навстречу ДТП?

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ДТП»