В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

В начале этого года на белорусских дорогах произошло несколько серьезных дорожно-транспортных происшествий с участием общественного транспорта. В Витебске, к счастью, таких случаев зафиксировано не было. И в этом – большая заслуга служб, отвечающих за безопасность дорожного движения.

О том, как построена работа по обеспечению безопасного и регулярного движения в зимнее время года в филиале «Автобусный парк № 1 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс», рассказал начальник сектора безопасности движения Александр ХОДОСЕВИЧ.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

– Сегодня для нас актуальным является вопрос обеспечения безопасного и бесперебойного движения общественного транспорта. Мы осуществляем перевозки пассажиров, и какие-то сложные метеорологические условия не должны на это влиять.

Чтобы выполнить задачу, поставленную перед нашим предприятием, заблаговременно приняли все необходимые организационные решения. Издали приказ, в котором указано, какие действия должны предпринимать конкретные должностные лица при наступлении неблагоприятных погодных условий.

При этом мы не руководствовались голой теорией, а анализировали причины возникающих проблем с перевозкой пассажиров на нашем предприятии в прошедшие годы, когда приходилось экстренно менять схемы движения маршрутов, наблюдались задержки по установленному графику из-за дорожных проблем.

Одним из неблагоприятных условий является интенсивный снегопад. На нерасчищенных дорогах происходит пробуксовка автобусов, и им трудно подъехать к остановкам и развернуться. В этом году мы пошли по пути опережения. Кроме информации Гидрометцентра и данных коммунальных служб, мы имеем собственное представление о состоянии дорожных условий.

Водители, которые работают в ночную смену, в обязательном порядке сообщают диспетчеру о состоянии дорог. Он ставит в известность дежурного работника службы безопасности дорожного движения. Если на отдельных участках имеются проблемы, тот связывается с представителем предприятия «Гордормост». И коммунальные службы оперативно все устраняют.

Кроме того, мы сами выезжаем на опасные участки. Как правило, сложности возникают на улице Куйбышева, где имеется крутой подъем, в поселках Тарный, Руба. Иногда практикуем совместное с представителями жилищно-коммунальных служб Витебска обследование дорог.

К примеру, 14 января, когда весь день валил снег, мы выехали на улицу Куйбышева и увидели, что проезжая часть заужена. Я сразу позвонил представителю ЖКХ, и «Гордормост» незамедлительно прислал технику.

По нашей информации произошло оперативное вмешательство коммунальных служб на улице 1-я Полярная, где на проезжую часть с образованием глыбы льда текла вода. Коммунальщики быстро устранили неисправность, и задержки движения автобусов не произошло.

Что касается нашего предприятия, то срывов графика при больших снегопадах на городских маршрутах не было.

– А как обстоят дела на пригородных?

– У нас часто возникают вопросы к участкам дорог, за которые отвечает филиал «Витебское ДРСУ-144» КУП «Витебскоблдорстрой». В этом случае мы тоже собираем информацию от водителей, обслуживающих пригородные маршруты. Объехать самим всю территорию практически невозможно. Да, там работать сложнее. Расчистка снега и обработка проезжей части противогололедными материалами производятся не так быстро, как хотелось бы. А еще почему-то дорожники в деревнях забывают очищать разворотное кольцо на конечных пунктах. Были случаи, когда автобусы буксовали, совершая разворот. А ведь это не легковой автомобиль. Более того, наличие разворотного кольца требуют стандарты. Но, к сожалению, его далеко не всегда расчищают как надо.

В этом году на разворотном кольце буксовали автобусы в деревне Старое Село. Туда даже приходилось отправлять техпомощь и буксир, из-за чего произошла задержка движения по маршруту. В снежные выходные буксовал автобус в Рубе.

– Наряду со снегопадами в этом году уже приходилось работать и в условиях сильных морозов. Как справились?

– Мы были подготовлены и к такому развитию ситуации. Здесь в первую очередь четко сработали технические службы. Имелся запас керосина, который добавлялся в топливо для облегчения запуска двигателей. Несмотря на 30-градусный мороз, все маршруты как в Витебске, так и за пределами города обслуживались в обычном режиме, без сбоев.

Конечно, напряженно работали технические службы и служба эксплуатации. Но залог успешной работы был создан раньше, когда в мастерских по ремонту техники автобусы готовили к зимней эксплуатации: проверялась работа отопителей салона, надежность аккумуляторов, шины, другое оборудование. Были проведены инструктажи водителей. Их проинформировали и обучили, как эксплуатировать машины в зимних условиях.

Да, сильные морозы внесли некоторые коррективы в привычный график работы. Гаражная служба по ночам прогревала автобусы. Некоторым машинам на ночь дали возможность заехать в ремзону, и они стояли в помещении.

Кстати, наш автобусный парк не только сам справился в сильные морозы, но и оказывал помощь другим. В частности, механики привели в порядок автобус, который замерз по дороге из Приднестровья в Санкт-Петербург. Мы обеспечили прогрев машины и устранили неисправности. Пассажиры в это время находились у нас в диспетчерском пункте и комнате отдыха водителей.

Когда начальник ГАИ Витебского РОВД Алексей Кузьмин связался со мной и сообщил, что недалеко от поселка Копти люди замерзают в туристическом автобусе, я сразу выехал на место происшествия. Решение было принято быстро. Пригнали автобус в парк, разморозили – у нас имеется пушка с направленным теплым воздухом, устранили неполадки и отправили в дальнейший путь.

– Год начался с того, что чуть ли не каждую неделю приходят сообщения о ЧП с общественным транспортом. Как обстоят дела в автобусном парке № 1 г. Витебска?

– Аварий по вине наших водителей не допущено. К тому же, если вы заметили, в сводках Госавтоинспекции не фигурируют ДТП с участием автобусов парка. Этому способствовала огромная профилактическая и организационная работа.

Накануне зимы наряду с решением технических задач с каждым водителем проводились беседы. В них рекомендовали соблюдать безопасную скорость движения, рассказывали, как вести себя на зауженных участках дорог и в темное время суток, как не допускать пробуксовку. Обращали внимание на безопасное управление автобусом, применение неэкстренного торможения, соблюдение безопасной дистанции перед впереди идущими транспортными средствами. И, как результат, ДТП с пострадавшими у нас нет.

Надо заметить, что большая часть аварий с участием общественного транспорта происходит по вине других водителей. За руль автобуса садятся люди, не только не имеющие определенного стажа вождения и категории D, но и не прошедшие соответствующей стажировки. А ведь именно под наблюдением наставника новичок заново постигает азы безопасного вождения.

Наставниками назначаются водители с огромным опытом работы, награжденные знаком Минтранса «За безаварийную работу», не имеющие нарушений ПДД. У нас после приема на работу стажировку проходят даже водители с 20-летним стажем.

Служба безопасности движения проводит инструктаж. Внимание вновь прибывшего водителя обращается на все требования ПДД. Особенно те, нарушение которых может привести к совершению ДТП. В первую очередь акцентируем внимание на скоростных режимах, правилах проезда перекрестков, подъезде к остановочным пунктам, соблюдении дистанции и бокового интервала. Причем мы говорим не абстрактно, а разбираем конкретные ситуации, которые могут произойти на улицах Витебска.

Напоминание водителям об их действиях в той или иной ситуации – наша основная задача. Вы, наверное, заметили, что на досках объявлений регулярно вывешиваются молнии о ДТП с участием общественного транспорта, которые происходят в Беларуси. При этом мы не просто информируем о произошедшем, но и выделяем основные причины аварий, даем рекомендации.

Все еще помнят об ужасном дорожно-транспортном происшествии, которое случилось в Ушачском районе, где в темное время суток маршрутка столкнулась с отвалом бульдозера, находящимся на трале встречного МАЗа. Вывесив молнию, мы сразу приняли решение провести инструктаж и предупредить водителей о соблюдении бокового интервала. Более того, потребовали снижать скорость, если навстречу движется транспортное средство с желтыми проблесковыми маячками. Да, согласно Правилам дорожного движения любой негабаритный груз должен быть обозначен, но, как свидетельствует этот случай, всякое может произойти.

Мы понимаем, что возим людей и отвечаем за их жизни. Иногда правильнее – перестраховаться. Ни один несчастный случай с участием общественного транспорта не проходит мимо нашего внимания. Всегда лучше учиться на чужих ошибках.

– В сводках ГАИ сообщалось, что водитель автобуса на дороге между Полоцком и Новополоцком съехал в кювет, потому что ему стало плохо…

– Естественно, этот факт мы тоже не оставили без внимания. Каждый водитель, который приходит на работу в наш автобусный парк, должен проходить не только медицинское освидетельствование на право управления транспортным средством, но и комиссию по профессиональной годности.

Я могу представить такую ситуацию: когда человек проходил медицинскую комиссию, то был абсолютно здоров, а после его здоровье пошатнулось. Но именно поэтому водитель проходит еще и предрейсовое медицинское освидетельствование. Это не только проверка на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Медработник обязан обращать внимание на общее состояние человека.

Знаю из практики, что есть редкие случаи, когда здоровье водителя ухудшается в течение дня из-за перепада температур и атмосферного давления. Чтобы такого не было, мы предпринимаем определенные меры. Не дай бог, водитель не сообщит об ухудшении здоровья и это станет известно диспетчерской службе!

Все мы люди. Поэтому, если водитель почувствует себя плохо в дороге, он обязан остановиться и прекратить движение, предварительно убрав транспортное средство за пределы проезжей части. При этом также должен поставить в известность диспетчера. Тогда на место происшествия доставляется другой водитель. Однако, к счастью, для нас это только теория. В автобусном парке № 1 г. Витебска таких случаев не было.

Кстати, нами разработана памятка водителя о том, как вести себя в экстремальных условиях. Она вложена в маршрут движения, поэтому все водители знают, что делать в нештатной ситуации.

– Даже наглядно видно, что водительский состав автобусного парка омолодился…

– Это закономерный процесс. В последнее время у нас действительно произошло значительное омоложение кадров. Да, жалко расставаться с водителем, который многие годы жизни отдал нашему парку, но мы понимаем, что лучшее для всех – отправить его на более безопасную работу или заслуженный отдых. Увы, с возрастом замедляется реакция, увеличивается риск различных заболеваний. Это неизбежно.

– Транспортный поток в Витебске заметно увеличился. В связи с этим существуют ли какие-нибудь проблемы?

– Я бы назвал их скорее острыми вопросами. Опять-таки, если говорить о работе в зимний период, нас не всегда удовлетворяет состояние остановочных пунктов. При очистке дорог от снега он сбрасывается на подъездной путь автобуса к остановке. При замерзании в этих местах образуются глыбы, что затрудняет безопасный подъезд к остановке. Часто, кроме автобусов, на таких остановках высаживают и забирают пассажиров троллейбусы и маршрутки. Возникают заторы. Иногда в погоне за скоростью подрезают водители маршрутных такси, не понимая, что тормозной путь автобуса больше. Мы постоянно осуществляем контроль на линии и видим такие моменты.

Вообще, очень многие проблемные вопросы появляются на пустом месте, когда нет элементарной взаимовежливости и взаимопонимания. Ну как объяснить автолюбителям, что нельзя ставить машину на остановке общественного транспорта в ожидании кого-нибудь? У водителя автобуса есть четкое расписание, за отклонения от которого он несет ответственность. В том числе и материальную.

Сейчас многие автобусы оборудованы видеорегистраторами. Записи с явными нарушениями Правил дорожного движения мы направляем в Госавтоинспекцию на реагирование. Пусть потом любители заблокировать движение автобусу не удивляются, когда получат «письмо счастья» из ГАИ.

– Чем вы руководствуетесь в своей работе?

– Мы всегда держим руку на пульсе времени, используем рекомендации научно-исследовательских институтов, изучаем все нововведения в законодательстве, передовой опыт других коллективов.

Однако главное – это тесное взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений автопарка и каждым водителем. Ну как можно разделить вопросы охраны труда и безопасности движения? Ведь на безопасности сказывается весь комплекс совершенных действий и принимаемых решений: от кадровой политики и оснащения ремзоны до условий эксплуатации автобусов и стимулирования труда водителей.

– Знаю, у вас налажено тесное взаимодействие с Госавтоинспекцией…

– Это жизненно необходимо. Естественно, мы тесно взаимодействуем с ГАИ. К примеру, когда сотрудники Госавтоинспекции изменяют схемы движения в городе, то сразу же передают информацию нам, и мы вносим свои коррективы. Нам всегда сообщают, когда где-то в городе появляется новый светофорный объект или дорожный знак, изменяющий направления главной дороги или движения по полосам.

Не секрет, что когда человек долго ездит по одному маршруту, то он уже многое делает на автомате. Мы  информируем водителей обо всех нововведениях в организации движения, обращаем внимание на мелкие детали. Нам нельзя отставать от жизни.

На предприятии выстроена четкая система работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Но она постоянно совершенствуется и регулируется.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ,  «ДТП»