МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

ЗИМНЯЯ СЕРИЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММ

Жизнь не стоит на месте. Меняются и времена года, и события. И только всем хорошо знакомая спешка остается неизменной.

Маршрутное такси сегодня является для пассажиров одним из самых популярных видов быстрых перевозок. В преддверии начала рабочего дня и после его завершения попасть в маршрутку бывает достаточно проблематично. Если же к этому добавить не всем приятные нынешние погодные условия, то значимость данного транспорта значительно возрастает.

Вместе с тем именно здесь мы можем столкнуться с грубыми нарушениями законодательно закрепленных правил. Это, в частности, превышение разрешенного для перевозки числа пассажиров, дополнительно оборудованные посадочные места, отсутствие проездных билетов у граждан и многое другое.

Если же говорить о соблюдении Правил дорожного движения, то о лихачестве некоторых водителей и всех вытекающих отсюда последствиях без прикрас, но достаточно красноречиво рассказывают сводки ГАИ.

Вместе с тем, понимая все опасности нарушений, между водителями и пассажирами маршруток зачастую наблюдается особое взаимопонимание в стиле «пойти навстречу друг другу».

Так можно ли встретить на дорогах столицы водителя маршрутного такси, не нарушающего установленных ПДД?

ЗИМНЯЯ СЕРИЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММ

Госавтоинспектор ОГАИ Московского РУВД г. Минска Александр МИНЧУКОВ,
ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции
по г. Минску и Минской области Владимир МАРТИНЕВСКИЙ, директор ЧП «Аркитек Мультима»
Максим СКАЧКОВ, старший госавтоинспектор ОГАИ Московского РУВД г. Минска Дмитрий ПОЛЯНИН,
ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции
по г. Минску и Минской области Вячеслав САРЖИЦКИЙ, госавтоинспектор ОГАИ Московского РУВД г. Минска Владимир ЗАДОРОВСКИЙ

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

Часть 1. Маршрутная

Правила есть правила. Нарушать их никому не дозволено. И если речь идет о групповых пассажироперевозках, то достаточно очевидно, что в случае нарушения установленных норм и требований пострадавшим может стать далеко не один человек.

Транспортная инспекция и ГАИ постоянно контролируют деятельность перевозчиков и водителей. Но работа правоохранителей иной раз осложняется достаточно непредсказуемой реакцией всегда спешащих пассажиров.

Понимая это, организаторы реалити «Модель поведения» – журналисты нашей газеты, инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска, работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive) – решили понаблюдать за тем, что происходит в салоне маршрутного такси и как водитель везет пассажиров по городским дорогам без присмотра правоохранителей. Участниками данной программы также стали специалисты Транспортной инспекции, прекрасно владеющие спецификой организации пассажироперевозок.

Итак, мы разбились на две команды. Первая, в состав которой вошли журналисты и общественность, вооружившись необходимой аппаратурой для фиксации нарушений, выступила в роли независимых наблюдателей.

Выбрав достаточно популярный маршрут, мы отправили одного добровольца в салоне отъезжающего от остановки такси, а остальных – вслед за маршруткой. Цель – наблюдение за соблюдением Правил дорожного движения, требований по перевозке пассажиров, правил оплаты проезда и выдачи билетов.

Вторая команда, состоявшая из сотрудников ОГАИ Московского РУВД г. Минска и специалистов Транспортной инспекции, должна была встречать независимых наблюдателей в конечной точке маршрута движения.

Посчитав, что переезд займет определенное время, представители двух инспекций не стали терять время и приступили к проведению обычных рейдовых мероприятий.

– За час ожидания прибытия основного контролируемого объекта мы выявили 12 нарушений Правил дорожного движения водителями маршрутных такси, – рассказал старший инспектор ДПС ОГАИ Московского РУВД г. Минска майор милиции Дмитрий Полянин. – Восемь водителей нарушили правила перевозки пассажиров. Еще к четверым имелись вопросы по техническому состоянию транспортных средств.

– Мы же выявили еще пять нарушений. Это – перевозка пассажиров сверх нормы, безбилетный проезд и нарушение правил обилечивания, – продолжил ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности филиала ТИ по г. Минску и Минской области Владимир Мартиневский.

Примечательным было поведение водителя, двигавшегося по маршруту № 1134. В соответствии с установленными правилами пассажир должен оплатить проезд при посадке в маршрутку. Водитель, находясь на этом же остановочном пункте, обязан выдать билет, подтверждающий оплату. В данном случае обилечивание пассажиров было проведено прямо перед остановкой такси инспектирующими органами. Однако, вместо того чтобы признать нарушение, водитель призвал пассажиров выступить в его защиту. И те согласились, периодически выкрикивая: «Вы нас задерживаете!»

– Такое поведение водителя просто недопустимо, – убежден Владимир Алексеевич. – Нарушил – неси ответственность, а не прячься за спинами других. Ведь если бы водитель правильно выполнил все установленные требования, то и пассажиры бы не задерживались.

Тем временем в конечную точку маршрута № 1280 «ДС Уручье-4 – Малиновка-8» прибыла команда независимых наблюдателей.

– У нас все в порядке, – сообщил доброволец из салона. – Билеты выданы, сверх нормы пассажиров не брали, ехали очень аккуратно – не дальше второго ряда. Возле Дворца Республики инспектор ГАИ остановил машину, ехавшую впереди. Наш водитель даже не стал объезжать. Немного подождали и поехали дальше. Разговаривал ли по телефону? Да, но через систему hands-free (свободные руки).

– Хороший водитель, – отметили наблюдатели из машины, следовавшей за маршруткой. – Едет уверенно, не гонит. Но за ним очень сложно удержаться – на светофорах пару раз потеряли. Мы нарушений не зафиксировали.

Впечатленные произошедшими встречами с нарушителями посмотреть на привезшего нас водителя – не нарушителя собрались все участники реалити. Команда инспекций тщательно изучила документацию и техническое состояние транспортного средства. Нарушений тоже не увидели.

– Может, его кто предупредил? – засомневались скептики.

– Проверка началась только после того, как независимые наблюдатели уже были на маршруте, – констатировали инспекторы. – Даже если и предупредили, то водитель постоянно находился на виду. Он ничего не смог бы изменить незаметно.

Так мы и познакомились с Владимиром Бересневым, очень скромным водителем ЧУП «Автодарника».

Несколько позже, связавшись с директором предприятия по телефону, мы узнали, что Владимир Яковлевич работает в «Автодарнике» с 2004 года. За прошедшие 13 лет на него ни разу не пожаловались пассажиры, как и не было наложено ни одного взыскания.

– Это один из самых надежных наших водителей, – отметил перевозчик Дмитрий Семченко. – У нас их – 24. Мы обслуживаем только данный маршрут. Требования по подбору кадров – очень высокие. Смотрим, чтобы документы и отзывы от прежних работодателей были в порядке, человек не употреблял. Хорошего водителя сегодня найти сложно. Вот три недели назад образовалась вакансия, так только сейчас смогли ее закрыть, но с обязательным испытательным сроком. Что касается Владимира Яковлевича, то он настоящий профессионал. Мы очень им дорожим.

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

Для одних такси – обычное средство передвижения. Для других – роскошь, позволить которую можно в случае необходимости или в праздник.

Однако, вне всяких сомнений, абсолютно каждый пассажир вправе рассчитывать на оказание услуги на уровне ее оплаты. А поскольку в такси она в разы отличается от иного пассажирского транспорта, то обеспечение комфорта, учет требований пассажира и, самое главное – соблюдение ПДД и мер безопасности при перевозке должны соответствовать самым высоким стандартам.

Сегодня в условиях реально существующей конкуренции многие таксисты объединяются в инициативные группы и сообщают правоохранителям о нелегальных перевозчиках. Мы же решили открыть свою инициативную группу и не понаслышке, а лично убедиться в том, что такси действительно стоит столько, сколько мы платим.

  • Какой сюрприз мы приготовили для водителей?
  • Как они соблюдают Правила дорожного движения?
  • Исправны и укомплектованы ли их автомобили?
  • Оплатим ли мы за проезд по заданному маршруту?
  • А может, водитель перевезет нас бесплатно?

Ответы на эти и многие другие вопросы – в ближайших номерах нашей газеты

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»