Уж сколько раз твердили миру…

Железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности!

Наверное, многие из нас слышали об этом от родителей, знакомых. На железнодорожной станции об опасности напоминают объявления диктора по громкоговорящей связи. Какую угрозу для человека таит в себе встреча с подвижным составом железной дороги, который движется со скоростью до 160 км/ч, очевидно, и в газетах читали, и в фильмах смотрели. Однако находятся те, кто этим предостережениям не внемлет. Отсюда – тревожные сводки с «рельсовой войны» мирного времени.

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь постановлением от 23.06.2021 № 21 утвердило и ввело в действие «Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», изменив существовавшую их редакцию.

Приближающийся поезд имеет отличия от автомобиля, который движется по дороге и обязан пропустить пешехода, намеревающегося перейти проезжую часть. Машина имеет возможность объехать пешехода или немедленно остановиться, даже в случае если он внезапно выбежал на проезжую часть. Пассажирский или грузовой поезд, который движется со скоростью 80–160 км/ч и имеет вес от 1000 до 8000 тонн, не в состоянии предотвратить наезд на граждан, которые переходят железнодорожные пути или находятся рядом. Даже если машинист заметит находящегося в опасной зоне человека и применит экстренное торможение, тормозной путь составит от 500 до 1200 метров. Объехать переходящего железнодорожные пути человека поезд не может, поскольку движется по рельсам.

В 2021 году на территории УП «Барановичское отделение железной дороги», расположенной в пределах Брестской области, произошло три случая травмирования граждан, один из которых погиб.

К сожалению, начало 2022-го было не менее трагичным, поскольку за 2 месяца на железнодорожных путях травмировано два человека. Так, в январе при пересечении железнодорожных путей по пешеходному переходу, оборудованному светофорной и звуковой сигнализацией, на станции Барановичи-Полесские тяжело травмирован молодой человек, который был в наушниках и слушал музыку. В феврале при переходе через железнодорожные пути вне пешеходного перехода на станции Барановичи-Центральные смертельно травмирована женщина.

Все это подтверждает тот факт, что безопасность нахождения граждан вблизи железнодорожного полотна в основном зависит от их поведения, внимательности и элементарных знаний и соблюдения правил.

Настоящие правила устанавливают:

— нормы поведения граждан при нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них, железнодорожных станциях, разъездах, остановочных пунктах, пассажирских платформах, а также на других объектах, предназначенных для движения транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – зоны повышенной опасности);

— порядок пересечения (проезда, перехода) гражданами железнодорожных путей общего пользования;

— размещения объектов, в том числе информационных знаков безопасности, и выполнения работ в зонах повышенной опасности.

Так, информационные знаки безопасности устанавливаются по решению владельца инфраструктуры в местах массового прохода и пребывания граждан и на подходах к таким местам. Ими могут быть:

высокие и средние пассажирские платформы на железнодорожных станциях и остановочных пунктах в местах входа на них;

грузовые эстакады, повышенные площадки и другие объекты железной дороги со значительным возвышением относительно уровня верха головок рельсов при наличии свободного подхода к ним;

места пересечения гражданами железнодорожных путей на железнодорожных станциях и остановочных пунктах, не оборудованных и не обозначенных как пешеходный переход;

 пешеходные переходы и служебные проходы через вытяжные пути, пути надвига сортировочных горок, пути приемо-отправочных парков;

пешеходные переходы и служебные проходы через железнодорожные пути в местах с ограниченной обзорностью.

Для обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности организациями Белорусской железной дороги разрабатываются, планируются, организуются и проводятся мероприятия, позволяющие:

размещать объекты, в том числе предназначенные для проезда и перехода через железнодорожные пути, с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасность граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта общего пользования;

выполнять технические работы в соответствии с требованиями законодательства, в том числе по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, переездов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктуры в технически исправном и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии, установке соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, размещению необходимой информации о вводимых ограничениях при проведении этих работ.

Правилами установлены следующие действия граждан, из которых есть одно основное и незыблемое: переход через железнодорожные пути разрешается только в оборудованных для этого местах (железнодорожные пешеходные переходы, тоннели, мосты).

При переходе путей по железнодорожным пешеходным переходам гражданам необходимо слушать объявления по громкоговорящей связи, внимательно следить за передвижением транспортных средств железнодорожного транспорта, обращать внимание на сигналы, подаваемые ими (или) работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Не допускается пользоваться мобильными телефонами, наушниками, планшетами, видеоплеерами, аудиоплеерами, роликовыми коньками. Самокаты, велосипеды, скутеры и тому подобное необходимо катить рядом с собой.

Во избежание воздействия затягивающего воздушного потока, образуемого проходящим транспортным средством железнодорожного транспорта, при его приближении к пешеходному переходу необходимо отойти от крайнего рельса не менее чем на 2 метра.

Правилами также запрещено повреждать железнодорожные пути, защитные лесонасаждения, снегозащитные ограждения и другие путевые объекты, сооружения и устройства энергообеспечения, сигнализации и связи; разрисовывать или повреждать транспортные средства железнодорожного транспорта, бросать в них камни и иные предметы; осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, на подножке, автосцепном устройстве, ином конструкционном элементе транспортного средства железнодорожного транспорта; открывать его двери во время движения, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов; выбрасывать мусор или иные предметы из поезда и другое.

Геннадий НИКОНЮК, ведущий специалист регионального отдела контроля железнодорожного транспорта в г. Барановичи филиала Транспортной инспекции по Брестской области

Добавить комментарий