Уважать, понимать, беречь

Интересно, что пешеходы разного возраста попадают под колеса автомобиля в основном по одинаковым причинам: переходят проезжую часть на красный сигнал светофора, пересекают дорогу в неположенном месте, недостаточно оценивают дорожную ситуацию, выходят из-за стоящих автомобилей или других объектов, ограничивающих водителю обзор.

И если юные или молодые пешеходы оправдывают свои неудачи на дороге растерянностью или невнимательностью, то пожилые люди себе не ищут оправданий. В большинстве случаев они искренне сожалеют о случившемся, виня в произошедшем только себя и свои возрастные особенности.

Пожилому человеку действительно сложно поспевать за стремительным ритмом сегодняшней жизни. С возрастом снижается скорость реакции на неожиданные события, способность оперативно и правильно их оценивать. Зачастую это связано и с пониженной остротой зрения или слуха.

Иной раз пожилые люди плохо ориентируются в пространстве, и им трудно определить расстояние до приближающегося транспорта. А заболевания опорно-двигательного аппарата (артрозы, артриты и т. д.) замедляют двигательную активность и снижают скорость реакции. Именно поэтому пожилые люди больше других подвергнуты риску попасть в опасную ситуацию на дороге.

Исследователи стран мира уже многие годы изучают проблемы возрастных участников дорожного движения. Сегодня они могут дать достойный ответ даже самым голосистым водителям. Причем как о возрастных водителях, так и о пешеходах.

Например, эксперты немецкого автомобильного клуба ADAC утверждают, что только в 13% аварий с пострадавшими виновниками были немецкие водители старше 65 лет. Вице-президент ADAC Ульрих Клаус Беккер отмечает, что пожилые участники дорожного движения демонстрируют за рулем большой жизненный опыт, а возрастные проблемы компенсируются благоразумием и спокойствием. Важно заметить, что люди в этом возрасте составляют 20% от всего населения Германии.

Эксперты в Испании считают, что пожилые водители, как правило, получают более серьезные травмы в результате дорожно-транспортных происшествий, но возраст не способствует учащению несчастных случаев на дороге. Они установили, что удельный вес ДТП с минимальным ущербом у водителей старше 60 лет ниже, чем у водителей других возрастных групп.

Хотя пожилые люди имеют ухудшенные способности к вождению автомобиля, они более осторожны на дороге и стараются не превышать скорость и не управлять транспортным средством под воздействием алкоголя. Кроме того, случаи автоаварий для этой возрастной группы ниже, чем для водителей младше 20 лет. И самое интересное: пожилые получают больше удовольствия от вождения, так как это повышает их самооценку.

Эстонские ученые исследовали взаимосвязь между возрастом таксиста и числом аварий. Выяснилось, что чем моложе водитель такси, тем чаще он совершает аварии, чем старше, тем реже. Также подтвердилось, что большее чувство ответственности и уравновешенность, присущие пожилым, компенсируют импульсивность и быструю реакцию молодежи.

Однако в Университете Иллинойса Чикаго (США) считают, что пожилые люди не могут концентрироваться на нескольких задачах на дороге. Поэтому им крайне опасно пересекать ее и одновременно разговаривать по телефону.

Исследователи также выявили, что люди в возрасте от 59 до 81 года особенно осторожны при переходе, но это не прибавляет им безопасности и не снижает фактора риска. Говоря по телефону, большинство просто не успевают вовремя перейти дорогу.

Перекрестки и их потенциальные изменения в интересах пожилых людей уже не один год привлекают внимание российских исследователей. Статистика показывает, что значительная часть аварий с фатальным исходом с участием людей 70 лет и старше происходит на перекрестках. Частой причиной таких ДТП является выполнение левого поворота, сопровождающееся отсутствием включения соответствующего светового сигнала.

Ряд ведущих экспертов соглашается с тем, что перекрестки необходимо делать более безопасными. И предлагаются два концептуальных решения этой проблемы: создание повсеместно используемых перекрестков с регулируемым левым поворотом, а также строительство объездных дорог и развязок. По исследованиям экспертов, использование объездов и развязок имеет три основных преимущества: водители едут в одном направлении, движение происходит на пониженных скоростях, объезды устраняют правобоковые и лобовые столкновения, которые наиболее разрушительны.

Вместе с тем, по данным исследований психологов во многих странах мира, 65–70% пожилых людей пребывают в состоянии депрессии или близком к ней.

Одна из главных психологических особенностей людей в таком возрасте – чувство одиночества, которое наносит человеку душевную травму. Еще им, как правило, трудно адаптироваться к чему-либо новому: к развитию технического прогресса, увеличению автомобилей на дороге или совершенствованию средств организации дорожного движения.

Многие ассоциируют старость с немощью, причем иногда настолько сильно, что сами начинают ощущать себя немощными. Как результат – затяжная депрессия.

А в таком состоянии вероятность оказаться под колесами автомобиля многократно возрастает, тем более если пешеход нарушает Правила дорожного движения.

Вот здесь и возникает, пожалуй, главный вопрос: ваша молодость вечна?

Может, стоит вспомнить о своих стариках? Ведь несмотря ни на что, люди преклонного возраста были и остаются участниками дорожного движения, многие уже нуждаются в нашей заботе. Порой они рискуют не только собственной жизнью, но и, сами того не желая, подвергают опасности других участников движения.

Говорить о пожилых людях на дороге надо в первую очередь как о пешеходах. Ведь приняв факт того, что управлять автомобилем уже не стоит, многие просто забывают об осторожности и необходимости соблюдения Правил дорожного движения. И чем старше становятся такие пешеходы, тем чаще они стремятся перейти проезжую часть дороги не по пешеходному переходу, а там, где им удобнее. А заметив или услышав гул автомобиля, могут просто растеряться или испугаться и… повернуть назад.

Убедить человека в возрасте вести себя тем или иным образом, к сожалению, сложно. Но позаботиться о них может каждый родной или близкий человек.

Беседа – самый лучший способ повторить правила безопасного поведения на дороге. Расскажите своим дедушке или бабушке о том, как вы их любите! И просто так, на всякий случай напомните, что, несмотря на их замечательный возраст, силы и возможности уже не те, поэтому своевременное лечение возрастных заболеваний – важный и актуальный вопрос.

Посоветуйте им реже выходить из дома в темное время суток, в холодную погоду, во время гололеда. Чтобы избежать падений на прогулках или при походе в магазин, лучше пользоваться палочкой и помощью окружающих.

Следует также подсказать, что поднимаясь в автобус и выходя из него, нужно использовать поручни и перила, а в темное время суток носить светоотражатели.Но самое важное − соблюдать Правила дорожного движения.

Давно ли вы сопровождали своего любимого старика в поликлинику? Быть может, пришло время заказать более сильные очки или слуховой аппарат, а ваша заботливая бабушка не хочет об этом вам говорить, чтобы не беспокоить?

Давно ли вы обращали внимание на обувь ваших пенсионеров? А ведь она должна быть свободной, но не слишком большого размера, мягкой и с рифленой подошвой. Так им будет легче и увереннее ходить. Так они будут знать, что нужны вам. Найдите для этого время и проявите заботу о своих родных!

Наши старики прошли большой жизненный путь, много сил отдали труду, воспитали детей и внуков. Многие из них были детьми в годы Великой Отечественной войны или родились в послевоенные годы.

В их детстве не было электронных игрушек и компьютеров. Они просто жили и помогали друг другу.

Да, сегодня у многих пожилых людей уже не то здоровье и далеко не те физические возможности. Но им не нужна наша жалость. Им необходимо наше внимание.

Будет очень несправедливо, если их жизнь оборвется под колесами автомобиля.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий