Устремленные в будущее

Все ныне действующие объекты Минского метрополитена в свое время были очень тщательно и вдумчиво спроектированы нашим постоянным партнером – открытым акционерным обществом «Минскметропроект». Эта организация имеет большой опыт разноплановой деятельности и очень интересную биографию. На счету проектировщиков – работа над множеством уникальных объектов как в Беларуси, так и в других странах.

В ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – МЕТРОПОЛИТЕН

Минский филиал «Минскметропроект» государственного ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательского института «Метрогипротранс» (город Москва) создан 12 мая 1977 года приказом Министерства транспортного строительства СССР № 128. Кадровую основу этого белорусского филиала составили проектировщики, уже имевшие опыт проектирования метрополитенов и прибывшие из других филиалов «Метрогипротранса»: Киева, Харькова, Баку и Ташкента. Также штат «Минскметропроекта» дополнили специалистами различных проектных институтов Минска. В момент формирования филиала численность его работников составляла 70 человек.

В 1991 году филиал «Минскметропроект» был преобразован в арендное предприятие, а с 2000-го – в открытое акционерное общество «Минскметропроект». С момента создания по настоящее время основным видом деятельности этой организации является проектирование Минского метрополитена – важнейшей части транспортной системы белорусской столицы. В творческом активе организации – введенные в эксплуатацию две линии метро с 29 станциями и двумя электродепо, а также работа над объектами третьей линии.

На сегодняшний день арсенал задач и возможностей ОАО «Минск­­метропроект» очень боль­шой и разносторонний. Безусловно, основу составляет комплексное проектирование метрополитенов, тоннелей различного назначения и других подземных сооружений. Занимаются там и иными видами деятельности, среди которых – проектирование: автомобильных дорог всех категорий сложности и искусственных сооружений на них; сооружений инженерной защиты линейных объектов и территорий от опасных геологических процессов и природных явлений; гражданских и промышленных зданий; инженерно-технических мероприятий и специальных сооружений гражданской обороны. А еще ОАО «Минскметропроект» успешно осуществляет составление сметной документации на все виды строительства, экспертизу проектной документации, разработанной другими организациями, разработку обоснования инвестиций и тендерной документации, функции генерального проектировщика по всем проектируемым объектам.

Сегодня инженеры этой мощной проектной организации активно работают над дальнейшим развитием столичного метрополитена – его третьей линией. Главной особенностью ее станет высокий уровень автоматизации, безопасности и энергоэффективности. Преду­сматривается автоматизация технологических процессов обслуживания пассажиров и эксплуатации инженерных систем метрополитена, а также управления движения поездов в увязке с автоматизацией дверей платформенных барьеров, повышающих степень безопасности пассажиров.

ОТ ТОННЕЛЯ В ГОРАХ ДО ЦЕРКВИ

По проектам ОАО «Минскметропроект» в Минске созданы другие подземные и наземные объекты: многоуровневый гараж-стоянка с объектами общественно-торгового назначения по улице Немига, общественно-торговый центр «Столица», воссозданное здание церкви Святого Духа и многое другое.

Постоянное стремление совершенствоваться и находить нестандартные решения позволили ОАО «Минскметропроект» параллельно освоить такое направление, как дорожное строительство с проектированием транспортных сооружений и тоннелей, мостов и эстакад, овладеть непрофильными для предприятия типами сооружений.

География прописки объектов ОАО «Минскметропроект» достаточно обширна. Только в Российской Федерации запроектировано и построено более 10 объектов, отличающихся высоким техническим уровнем и качеством исполнения. Наиболее значимыми из них являются автодорожные тоннели: № 1 (2298 метров) и № 3 (1363 метра) олимпийской совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – Альпика – Сервис; № 6 (2607 метров) с подходными мостами, эстакадами, развязками на 2-й очереди обхода города Сочи; на Транскавказской магистрали (310 метров) с противолавинной галереей (63 метра).

Очень необычной работой стало проектирование автодорожных тоннелей, сооружаемых под главными путями Северокавказской железной дороги на перегоне Виноградная – Георгиевск без перерыва движения поездов. А чего стоят сооружения инженерной защиты от камнепадов на участке автодороги Адлер – Красная Поляна. Белорусские специалисты в полном объеме спроектировали Рокский автодорожный тоннель по титулу «Реконструкция автомобильной дороги Алагир (автомобильная дорога «Кавказ») − Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия, тоннель км 93+300 Республика Северная Осетия-Алания» и другой тоннель на этой дороге.

Кстати, продление Замоскворецкой линии Московского метрополитена от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» и реконструкция электродепо «Печатники» тоже плод труда белорусов.

…И УНИКАЛЬНОГО «ПОДКОПА» ПОД ШЕРЕМЕТЬЕВО

В мае 2018 года введен в эксплуатацию объект «Межтерминальный переход между Северным и Южным терминальными комплексами аэропорта Шереметьево», генеральным проектировщиком которого также стало ОАО «Минскметропроект». (Проектирование объекта происходило в период 2015 и 2016 годов.) В результате реализации этого проекта теперь под взлетно-посадочными полосами аэро­порта Шереметьево функционируют автоматизированные системы перевозки пассажиров и багажа.

Данный объект отнесен к категории особо опасных, технически сложных и уникальных. Строительство тоннелей осуществлялось под действующими взлетно-посадочными полосами аэропорта без остановки движения самолетов. В России такое решение было применено впервые.

Для того чтобы доказать возможность строительства тоннелей под летным полем, специалисты ОАО «Минскметропроект» изучили мировой опыт и выполнили большой объем аналитической работы по оценке влияния щитовой проходки на работу аэропорта. Уникальность, сложность, специфика объекта потребовали разработки и утверждения специальных технических условий на проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию.

В ходе проектирования был определен целый ряд условий и ограничений, в том числе возможные просадки взлетно-посадочных полос, которые могли возникнуть при тоннелепроходческих работах. По расчетам специалистов ОАО «Минскметропроект», максимальная осадка поверхности на летном поле после проходки не должна была превысить 25 миллиметров. Однако после выполнения проходческих работ эта цифра оказалась еще меньше – всего 5-6 миллиметров!

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

В ОАО «Минскметропроект» в последние годы ведется активное внедрение новой перспективной технологии проектирования. Это так называемая BIM-технология, предусматривающая создание информационной модели объекта и сопровождение его в течение всего жизненного цикла. Владение этой технологией открывает для наших проектировщиков новые конкурентные преимущества не только в Республике Беларусь, но и на внешних рынках.

Сегодня ОАО «Минскметропроект» – это стабильный коллектив численностью более 320 человек, возглавляемый директором Павлом Чекановым. В числе самых опытных сотрудников – заместители главного инженера Валерий Чеканов и Алексей Терехов, главный инженер Виктор Полищук, главный специалист отдела ПТ Николай Шидловский, главный технолог Дмитрий Король, главный специалист технического отдела Александр Журик и многие другие.

За выдающиеся проекты и строительство по ним ОАО «Минскметропроект» дважды (в 1987 и 1989 годах) награждалось премиями Совета Министров СССР, а 16 специалистов стали лауреатами этих премий. Коллектив проектировщиков – неоднократный победитель республиканских конкурсов «На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь» в различных номинациях.

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что сотрудникам ОАО «Минскметропроект», которые обрели заслуженный авторитет не только в нашей стране, но и за рубежом, по плечу самые сложные и ответственные задачи. Проектные работы неизменно выполняются с высоким качеством, а созданные объекты и сооружения наверняка прослужат людям многие десятилетия, а то и века.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена (Специально для газеты «Транспортная безопасность»)

 

Добавить комментарий