Ускоренный товароразворот

ПОЧЕМУ В 2024 ГОДУ ОСНОВНЫМ ДРАЙВЕРОМ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ СТАНЕТ ЭКСПОРТ

Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой заверил Президента, что максимум
через два года с помощью портовой инфраструктуры РФ
республика перекроет доковидный уровень перевалки грузов

2023-й для Беларуси прошел под знаком экспорта – новых рынков, новых потребителей, новых маршрутов и направлений. В условиях экспортно ориентированной экономики стабильность внешнеторговых товарных потоков – это вопрос как транспорта, так и безопасности.

Итоги минувшего года различные ведомства традиционно подводят в течение первого квартала, но, например, предприятия Минпрома уже подсчитали, что по суммарной статистике за 2023-й реален шанс выйти на 10-летний максимум по объемам экспорта. Это значит, что 2024 год тоже обещает быть экспортно ориентированным и насыщенным.

Безусловно, потрясения последних нескольких лет, связанные с санкциями и резким ростом геополитической напряженности, не прошли для транспортной отрасли бесследно. Однако статистика свидетельствует: наряду с симптомами падения уже присутствуют сигналы оживления и роста. Да, сокращение объема грузоперевозок в прошлом году (-18,3%) оказалось чувствительным. Однако пассажирские перевозки показали рост (на 8,4%).

Транспорт – своего рода зеркало всей остальной экономики: он перевозит то, что произведено другими отраслями, и тех, кто это все произвел. Белорусским грузоперевозчикам в 2022-м грубо и с весьма сомнительной юридической мотивацией закрыли путь в Европу. Маршруты отечественного экспорта в 2022–2023 годах вынужденно переориентировались на восток – Россию, другие государства ЕАЭС, Юго-Восточную Азию и т. п.

Следует понимать, что белорусы в этом плане не одиноки: например, на евразийском рынке транспортных услуг невооруженным глазом видно влияние на грузоперевозки в регионе санкций в отношении России – в 2023-м в ЕАЭС рост грузооборота, по данным ЕЭК, показали только Кыргызстан (+8%) и Казахстан (+3,1%), во многом замкнувшие на себя параллельный импорт.

Ближе к морю

Пожалуй, главной интригой происходившего в 2022–2023 годах разворота белорусской экспортной логистики на восток и юг стал вопрос о доступе к портовым терминалам: в системе глобального товарообмена морские грузоперевозки по-прежнему играют ключевую роль.

У Беларуси, увы, нет собственного выхода к морю, поэтому и субъекты хозяйствования, и республиканские власти до последнего держались за терминалы Клайпеды, считавшиеся ключевыми для экспорта отечественных калийных удобрений.

К началу этого года здесь впору говорить не только о количественном, но и о качественном переломе. В октябре 2023-го министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович в интервью ОНТ констатировал: «Сегодня мы работаем через 20 портов РФ. Наиболее востребованные – порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга (порядка 75–80% грузов)».

По словам министра, выстраивание новых логистических схем давалось нелегко: «Фактически вручную мы управляли этими процессами, договаривались с Россией, и были подписаны два очень серьезных документа. Если в прошлом году мы перевалили через порты РФ около 6,1 млн тонн, то по итогам 8 месяцев 2023-го видим статистику больше8,5 млн тонн». Таким образом, задача была решена в сжатые сроки и оптимальным образом, если учитывать географическую близость Петербурга и Ленобласти.

26 декабря 2023 года после доклада главе государства проблематику перевалки белорусских грузов через российские порты затронул посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой. По его оценке, общий объем перевалки грузов через порты России по итогам 2023-го составит около 15 млн тонн. Крутой подтвердил, что сегодня отечественный экспорт опирается на инфраструктуру 20 портов РФ.

В ближайшей перспективе, по мнению посла, Беларусь способна достигнуть и перекрыть доковидный исторический максимум перевалки: «У нас на пике 2019 года с использованием инфраструктуры Прибалтики и портов Украины было 18,8 млн тонн. То есть еще год-два, и мы наш пиковый объем сможем заместить портовой инфраструктурой России».

А теперь и посуху

Если задача с доступом белорусского экспорта к портовым терминалам в основном решена, то на суше предстоит еще немало работы. В частности, Дмитрий Крутой упомянул ряд белорусско-российских инвестиционных программ в сфере транспорта и логистики, которые могут быть реализованы в ближайшие два-три года. По словам посла, главой государства перед руководством транспортной отрасли и железной дороги поставлена задача подготовки документального обоснования этих проектов. «Инвестиционные деньги, инвестиционные ресурсы на это все выделены», – подчеркнул Крутой.

Крутой отметил, что президентом дано указание особое внимание уделить проекту транспортного коридора «Север – Юг» – ключевой составляющей Евразийского транспортного каркаса (ЕАТК), о котором наше издание уже рассказывало читателям.

Александр Лукашенко весьма высоко оценивает экономический потенциал ЕАТК. «Там сегодня из стран ЕАЭС, конечно, основную роль играют Россия и Казахстан, – пояснил Крутой. – Активно работает Азербайджан в рамках соглашения о зоне свободной торговли. Естественно, иранские партнеры будут подключены. И Президент Беларуси в этом коридоре видит огромный потенциал. Учитывая, что это – фактически персональный проект Президента России (об этом неоднократно говорилось), он считает, что мы должны активнее подключаться хотя бы к тем инвестиционным решениям, которые уже приняты».

Логика в неравнодушном отношении обоих президентов к ЕАТК имеется, и она очевидна: экспортеры обеих частей Союзного государства заинтересованы в активизации внешней торговли по оси Север – Юг в направлении таких традиционных партнеров наших стран, как Иран и Индия.

Во многом эта проблематика предопределит развитие транспортной отрасли в 2024 году. В конце 2023-го вступило в силу соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок, практическая реализация которого в наступившем году, несомненно, посодействует активизации товарных потоков внутри Евразии. Заметно оживление в реализации сугубо белорусских инфраструктурных проектов: например, из 0,5 млрд долларов, вкладываемых в экономику Беларуси Евразийским банком развития (ЕАБР), весомая часть придется на крупный логистический комплекс «Прилесье-логистик». Затронет нашу страну и ряд других программ, призванных повысить транспортную связность внутри ЕАЭС.

Серьезную ставку на внутриевразийскую логистику намерены сделать не только в России и Беларуси. На состоявшемся 25 декабря заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге Президент Кыргызстана Садыр Жапаров констатировал: «Существующая инфраструктура отдельных пунктов пропуска не позволяет обработать возросший объем грузовых перевозок. Для разрешения проблем «бутылочных горлышек» нам необходимо расширять пропускную способность пунктов пропуска не только на внешних границах союза, но и на внутренних». Жапаров предложил внедрить количественные и качественные показатели эффективности работы пунктов пропуска на внутреннем периметре ЕАЭС и заняться их реконструкцией для увеличения пропускной способности.

Активизация экспорта всегда сопряжена с развитием транспорта и обслуживающей его инфраструктуры, со стратегическими инвестициями и снятием административно-процедурных барьеров. Да, зачастую реальность оказывается скромнее амбициозных планов. Но сегодня именно она определяет ускоренные темпы развития транспортной отрасли.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий