Малые крылья

Нужна ли белорусам местная авиация и при каких условиях возможно ее возрождение

В авиацию я влюблен с детства. С тех пор, как белоснежный Ту-134 поднял меня, семилетнего пацана, над дождливым Минском и умчал в солнечный Симферополь, самолет стал любимым моим видом транспорта – и долгое время, пока позволяли финансы, я предпочитал его другим. Даже по Беларуси старался передвигаться не поездом или автобусом, а самолетом. Благо когда-то это было возможно.

В советские времена внутренние рейсы пользовались большой
популярностью, и билетов на них часто было не достать

Да, в советские годы на воздушном судне из Минска можно было улететь во все областные и даже многие районные центры республики. Большинство населенных пунктов страны были тогда связаны местной авиацией. И это была не роскошь, а жизненная необходимость: ровных дорог в белорусских краях тогда еще не построили, и порой из одного населенного пункта в другой иначе как на самолете было и не добраться.

Чтобы построить необходимое количество асфальтированных трасс, в те годы не хватало рабочих рук. Поэтому наземный транспорт довольствовался тем, что было – булыжными трактами или грунтовками, а по ним особо не поездишь. Зато для самолетов малой авиации грунтовая взлетно-посадочная полоса – нормальный вариант. И таких, иногда сохранившихся еще с войны, в республике хватало.

Рейсы местной авиации, как правило, выполнялись одномоторными Ан-2. Но были и такие маршруты, где летали двухмоторные Ан-24, Ли-2 и Ил-14. Цены на билеты были вполне себе бюджетными. Для сравнения: из Минска до Барановичей он стоил 2 рубля 40 копеек в общем вагоне, а на самолет – да-да, в Барановичи из Минска когда-то они тоже летали – был лишь немногим дороже: всего 4 рубля. Неудивительно, что внутренние рейсы пользовались большой популярностью, и билетов на них часто было не достать.

Однако прогресс не стоял на месте – машин в стране становилось все больше, появлялись новые технологии дорожного строительства, продвинутая техника, так что к концу 1970-х – началу 1980-х годов в приоритете у государства стало развитие современных автодорог. С их появлением местная авиация начала «сворачиваться» – отменялись рейсы, закрывались аэропорты. Девяностые годы прошлого столетия, известные своими экономическими передрягами, тоже не играли ей в плюс. Люди стали отвыкать от полетов по республике.

Последний внутренний рейс был выполнен 21 февраля 2011 года компанией «Гомельавиа» по маршруту Гомель – Минск. С тех пор регулярных рейсов по республике не было. (Кстати, с прекращением полетов «Гомельавиа» без пассажиров остался и аэропорт Минск-1, куда прибывали ее самолеты.)

Правда, в 2014-м, с 11 июня по 3 сентября, «Белавиа» два раза в неделю выполняла рейс Минск – Гомель – Калининград. Такой же осуществлялся в летний сезон 2015 и 2016 годов. Но прорывом для местной авиации это не стало.

В ноябре 2016-го первый замгендиректора «Белавиа» Глеб Пархамович сообщил СМИ, что его компания больше не планирует осуществлять внутренние авиарейсы по Беларуси, поскольку не видит в этом смысла, ведь в стране хорошо развита сеть автомобильных и железных дорог, а значит, ждать большого пассажиропотока на внутренних рейсах не приходится.

Правда, в декабре 2019 года директор Департамента по авиации Минтранса Артем Сикорский обнадежил, что в республике все-таки могут появиться рейсы между областными центрами, к примеру, Гомель – Гродно и Брест – Витебск. «Раньше это было экономически нецелесообразно, но когда аэропорты стали оживать, экономическая ситуация начинает улучшаться, это способствует увеличению в целом пассажиропотока», – пояснил он. Но вскоре грянул ковид, и авиаторам стало не до внутренних рейсов.

Те, кого не греет мысль о возрождении местной авиации, аргументируют это тем, что Беларусь – небольшая страна, а, согласно мировой практике, организовывать воздушное сообщение рентабельно при расстоянии между аэропортами более 300 км. Когда оно меньше, работать невыгодно. Но размеры не всегда имеют решающее значение – в мире хватает небольших стран, у которых есть местные авиаперевозки.

К примеру, в соседней Польше, сопоставимой по размерам с Беларусью, из года в год на внутренних рейсах летают до 4 млн человек – почти 10% от общего числа пассажиров, обслуживаемых польскими аэропортами. Национальная авиакомпания LOT летает из своего варшавского хаба в целый ряд региональных аэропортов – Вроцлав, Гданьск, Краков, Щецин и т. д. Когда в стране достаточно людей, которые ценят время, внутренние авиаперевозки вполне уместны.

Да, у нас ситуация иная. Учитывая нюансы текущего момента, говорить о возобновлении внутренних авиарейсов в Беларуси сегодня было бы преждевременно. Экономика переживает не самые золотые времена, да и бизнес-климат трудно назвать «курортным».

Но когда-нибудь ситуация изменится, появится много людей, для которых время – деньги, и тогда местные авиаперевозки снова могут стать востребованными. Ведь авиация – это не только быстро, красиво и комфортно: самолет по-прежнему остается самым безопасным видом транспорта.

Конечно, на первых порах без господдержки не обойтись. Сегодня государство не финансирует пассажирские авиаперевозки. «Нас не субсидируют вообще, деньги мы не получаем из бюджета… Огромная помощь идет со стороны государства административная. Власти очень сильно смотрят за нами, помогают, но деньгами – нет», – рассказал журналистам в ноябре прошлого года гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец.

Впрочем, такие субсидии и не нужны – хотя в последнее время увеличились расходы на аэронавигацию, обслуживание бортов и услуги аэропортов, компания, выполняющая международные рейсы, остается прибыльной. Вот только билеты на иных направлениях сильно выросли в цене.

Внутренние же рейсы, если такие вернутся, на первых порах все же потребуют государственных субсидий. Белорусы уже подзабыли, что внутри страны тоже можно летать на самолетах – чтобы не отпугнуть их ценой на билеты, какое-то время придется работать с низкой рентабельностью, и тут господдержка явно не помешает. Да и парк машин необходимо пополнить: вряд ли на внутренних авиалиниях уместны массивные Boeing и Airbus, обслуживающие международные линии – тут скорее подойдут верткие Fokker или Embraer.

В Беларуси немало людей, влюбленных в небо, готовых летать даже для души, без всякого бизнеса. Но если в Москву или Стамбул летать просто так чересчур накладно, то отправиться на выходные из Минска в Гомель, почему бы и нет. Если когда-нибудь в страну вернется местная авиация, эти люди точно будут на седьмом небе.

Леонард КАПЛЕНКО

Добавить комментарий