Как известно, баллоны с газом широко используются в быту, на транспорте и в промышленности. Правильная и бережная их эксплуатация обеспечивает необходимый комфорт при приготовлении пищи на природе и в загородных домах, экономит денежные средства при заправке автомобилей и т. д.
Однако при этом многие забывают об элементарных мерах безопасности при перевозке и использовании баллонов с газом. Очень часто в транспортных средствах перевозятся баллоны с газом в кузове без каких-либо приспособлений, отсутствуют предохранительные колпаки, нет требуемых предупредительных надписей, знаков опасности, клеймения и т. п. Все это может привести к очень печальным последствиям. О том, как избежать их, рассказывает старший государственный инспектор Гомельского областного управления Госпромнадзора Игорь Грищенко.
Не просто пожар
Пожары на объектах, где используются баллоны с газом, находящимся под давлением, характеризуются проявлением в различном сочетании следующих опасных факторов:
— тепловое воздействие «пожара-вспышки»;
— воздействие волны сжатия взрыва;
— тепловое воздействие огненного шара;
— тепловое воздействие струйного факела горящего газа;
— воздействие осколков разорвавшегося баллона;
— удушье в результате уменьшения содержания кислорода в воздухе при скоплении в нем газов в избыточном количестве;
— наркотическое действие отдельных газов даже при незначительной концентрации в воздухе.
При попадании баллона с газом в очаг пожара происходит нагревание сосуда, что приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления в нем. А это, как правило, приводит к разрушению сосуда. При этом пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются, и образуется огненный шар.
Основными причинами взрывов газовых баллонов являются чрезмерное переполнение баллона сжиженными газами, значительный перегрев или переохлаждение стенок баллона, попадание масел и других жировых веществ в баллон, что приводит к образованию взрывоопасных смесей, коррозия и ржавчина внутри баллона, удары по стенкам баллона вследствие их падения, соударения при транспортировании и так далее. Особую опасность, также способную привести к взрыву, представляет и неправильное наполнение баллона, приводящее к образованию взрывоопасных сред. Чрезмерно быстрое наполнение сжиженным газом ведет к перегреву вентиля.
Особенности взрывов баллонов, наполненных различными газами
Причиной возгораний баллонов с кислородом могут быть смазочные материалы и жировые загрязнения поверхностей, контактирующие с кислородом, так как он является сильным окислителем. Масло – это углеводород, топливо. Структуры углерод – водород, взаимодействуя с кислородом, окисляются. При этом происходит химическая реакция с выделением тепла, что, в свою очередь, ускоряет реакцию окисления. Вследствие прохождения реакции в закрытом пространстве баллона происходит взрыв.
При расследовании аварий, связанных с кислородными баллонами, выявлены следующие характерные признаки:
— отрыв днища баллона с лучеобразными трещинами на нем (толщина днища примерно 15 мм) либо отрыв горловины баллона;
— корпус баллона разрывается на мелкие фрагменты (до сотни кусков), которые также имеют трещины;
— прокладка между вентилем баллона и штуцером полностью выгорает;
— поликарбонатная вставка на латунном клапане вентиля выгорает или находится в состоянии, по твердости не уступающем самой латуни;
— клапан находится в открытом состоянии, его резьба заклинена в корпусе вентиля;
— нижняя часть вентиля, вкрученного в баллон, покрыта нагаром;
— проходное сечение в латунном вентиле и его комплектующие имеют розовый цвет от высокой температуры.
Все эти повреждения могут произойти только при возгорании смеси кислорода с горючим газом, который может попасть в кислородный баллон во время газосварочных работ, в момент, когда давление кислорода в баллоне становится ниже, чем давление горючего газа (пропан) в газовом баллоне, и возможен переток его в кислородный баллон.
Углекислотный баллон может взорваться при перекачке нормативной емкости с последующим перемещением баллона в теплое помещение. Также причинами взрывов баллонов являются удары, падения, нагрев их солнечными лучами и другими источниками тепла, переполнение сжиженным газом, использование с нарушением правил техники безопасности и герметизации, неисправность запорной арматуры.
Для баллонов, заполненных водородом, характерна следующая особенность в условиях пожара. При увеличении температуры (соответственно и давления) водород диффундирует в материал стенок баллона, что влечет за собой потерю его первоначальной прочности и взрыв.
При попадании баллонов, заполненных азотом, в зону пожара увеличивается давление азота, что может повлечь за собой деформацию и разрушение стенок баллона.
Баллоны, наполненные ацетиленом, могут взорваться вследствие воспламенения струи ацетилена, что приводит к их разогреву и взрывному распаду ацетилена. Опасно нагревание ацетиленовых баллонов внешними источниками тепла, так как при этом в них создается высокое давление, происходит процесс полимеризации ацетилена, который сопровождается значительным выделением тепла и может привести к взрывному распаду ацетилена.
Наиболее распространенными причинами взрывов баллонов с пропан-бутановой смесью являются чрезмерное переполнение их сжиженными газами, значительный перегрев или переохлаждение стенок баллона, образование коррозии, ржавчины и окалины, искрообразование.
Нередко взрыв баллона с пропан-бутановой смесью происходит при соприкосновении газа с огнем.
Зона поражения
Размеры возможных зон поражения осколками при разрушении баллонов в результате взрыва определяют дальностью полета наиболее крупных осколков:
— ацетиленовый баллон – 250 м;
— кислородный баллон – 220 м;
— водородный баллон – 110 м;
— пропановый баллон – 210 м;
— ацетиленовый генератор – 20 м;
— бачок с керосином – 80 м.
Помните!
Чтобы эксплуатация баллонов с газом в быту, на отдыхе или производстве не закончилась трагедией, необходимо соблюдать особые меры безопасности при их транспортировке, хранении и эксплуатации, а именно:
— не допускать к эксплуатации баллоны, для которых истек срок очередного испытания, отсутствуют установленное клеймо, предупредительные надписи и знаки опасности, с неисправным вентилем, повреждением корпуса и соответствующей окраски, при наличии ржавчины, с утечкой газа через неплотные соединения;
— не допускать механических ударов, которые могут повредить стенки баллона: не ударять их о твердые предметы, во время погрузки и разгрузки не бросать;
— проводить необходимые мероприятия по защите баллонов (особенно в летнее время) от любых тепловых воздействий, так как это вызывает повышение давления газа в нем;
— транспортировать баллоны с газом необходимо с надетыми предохранительными колпаками, а с горючими газами – с колпаками и заглушками. Во время перевозки баллонов в автомобилях, на автокарах и других средствах рессорного транспорта в горизонтальном положении между ними устанавливается прокладка из деревянных брусков с вырезанными гнездами или на них надевают резиновые кольца толщиной не менее 25 мм. При этом все баллоны укладываются вентилями в одну сторону. При перевозке в вертикальном положении в специальных контейнерах или без них должны быть установлены прокладки между баллонами и ограждения от возможного падения;
— не допускается совместное хранение баллонов с кислородом и горючими газами, так как это связано с возможностью образования взрывоопасных смесей, баллоны с ядовитыми газами должны храниться в специальных закрытых помещениях;
— запрещается производить какой-либо самостоятельный ремонт или окраску баллонов и их арматуры;
— запрещается отогревание редукторов, вентилей открытым огнем; отогревать их следует только горячей водой (паром);
— не допускается работа с кислородными баллонами в промасленной одежде и рукавицах;
— заполнять баллоны необходимо только теми газами, для которых они предназначены.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»