Вы когда-нибудь бывали в Неаполе? О, это потрясающий город, где умудряются нарушать Правила дорожного движения на каждом шагу, где нельзя забывать о слове «безопасность» и постоянно быть начеку. В городе есть безработица, и многие выживают только им известными способами. Говорят, добыванием. А чего и как – не поясняют. Вообще, Неаполь – родина самой древней в Италии мафии – каморры, которая защищала бедняков и боролась против Бурбонов, когда-то владеющих городом. Но позже каморра превратилась в обыкновенную организованную банду преступников. Несмотря на такое пессимистическое начало о прекрасном Неаполе, хочется сказать, что жизнь здесь кипит и транспортные страсти поражают и удивляют.
Итак, что же представляют собой транспортные артерии Неаполя? Прямо скажем, движение в городе перегружено, хаотично и затруднительно. Создается впечатление, что на автомобилях и мотоциклах здесь ездят все. Именно мотоциклисты представляют наибольшую угрозу, так как ездят, где хотят, норовят просунуть свои байки в крошечную щель и припарковаться самым немыслимым образом.
В Неаполе много побитых и поцарапанных автомобилей, но это никого не смущает. Неаполитанцы – удивительно бесшабашный и веселый народ. Водители ездят на красный свет. Создается впечатление, что Правила дорожного движения существуют здесь для того, чтобы их игнорировать. Такси практически наезжает на людей, идущих по пешеходному переходу. Автомобили паркуются на зебрах, скутеры, мопеды, мотоциклы носятся по узким улицам с огромной скоростью, громко сигналя перед поворотом, чтобы зазевавшийся прохожий успел отскочить. Причем на этих ТС ездят как мальчишки, так и матери семейств и пожилые синьоры.
И еще – упаси вас господи поехать в Неаполе на собственном или арендованном автомобиле. Хаотичные перестроения без поворотников и неадекватные кульбиты водителей возмутят вас и пощекочут нервы. Пока вы проедете три перекрестка, вас 15 раз подрежут и раз 20 покажут неприличные жесты. Каждый неаполитанец – непризнанный гонщик, каждый второй – член каморры, каждый третий – вооружен. Каково?
В общественном транспорте Неаполя много воришек, нужно быть всегда начеку. Самый распространенный вид грабежа – карманные кражи и кражи сумок. Часто воры передвигаются на мотороллерах и, не останавливаясь, выхватывают сумки и кошельки у прохожих. И, вообще, не светите дорогими украшениями, фотоаппаратами и камерами. Это то, что обычно похищают у туристов.
Очень интересен такой вид транспорта, как неаполитанское метро, которое можно назвать шедевром современного искусства. Три его линии извилистые, имеют множество пересечений друг с другом и ответвлений. Развязками они соединены не только с другими направлениями, но и с железной дорогой, ветки которой уходят во все концы страны. Метро работает с 6.00 до 23.00. Интервалы движения поездов составляют 6 минут в час пик, 8–10 – в течение дня и 15 минут – после 21.00.
Станции первой линии метро в Неаполе – это нечто гораздо большее, чем обычные транзитные пункты. Это настоящие арт-музеи под землей, поражающие воображение каждого, кто сюда попал впервые, и восхищающие самих неаполитанцев, благодарных городским властям, которые осуществили долговременный и дорогостоящий проект «Искусство метро». Вот ведь итальянцы – в любви к искусству остаются верными себе даже под землей! В рамках проекта над оформлением станций работали местные и зарубежные художники, которые создали около 200 произведений искусства. Станцию «Университет» оформлял один из самых легендарных американских промышленных дизайнеров Карим Рашид. Его произведения включены в 20 постоянных коллекций и выставляются в арт-галереях по всему миру. Станция «Толедо» признана самой красивой в Европе. Ее дизайн разработан испанскими художниками и архитекторами. Она оформлена в лазурно-белых тонах, что создает иллюзию подводного мира.
Кроме метро, которое здесь является самым востребованным и удобным видом транспорта, в Неаполе действуют более 100 автобусных линий, 3 троллейбусные и 3 трамвайные, а также система фуникулеров, ведущих на холм Вомеро. В городе – единая тарифная система. Стоимость билета на одну поездку (90 минут) составляет 0,5 евро. Билет на сутки без ограничения движения обходится в 1,5 евро. Билеты приобретаются в автоматах или у распространителей.
Неаполь – крупный транспортный узел Италии. Кроме железных дорог, ведущих отсюда в разные концы страны, здесь имеются аэропорт и очень крупный международный морской порт, где мне удалось побывать. Он находится буквально рядом с набережной, откуда я уезжала в дальнейшее путешествие по стране. Порт – огромный и шумный, и жизнь в нем кипит как в муравейнике. Паромы, лайнеры, теплоходы и прочие суда отсюда отправляются во все уголки мира. Как мне пояснили, порт имеет более 80 причалов, длина которых – 17 км. Есть также склады и нефтехранилища, контейнерный терминал, морской вокзал, нефтеперегонный завод, судостроительно-судоремонтные предприятия, где строятся корабли и ремонтируются рудовозы водоизмещением до 100 тыс. тонн. Вся эта информация, конечно же, любопытная, но гораздо интереснее было увидеть все это своими глазами. Особенно впечатлили огромные белые лайнеры, красивые паромы. Да и само административное здание порта построено в морском стиле – как огромный многоэтажный корабль.
Гулять в одиночку по городу нам не рекомендовали. Но мы забывали о предупреждениях гида и блуждали, раскрыв рты. И было от чего – даже от лиц самих неаполитанцев. Я глядела на некоторых из них и думала: где же я видела вот этого, вот эту? Уже позже поняла: на полотнах Рафаэля, Тициана, Микеланджело, ведь неаполитанцы имеют итальянский тип лица, хотя считают себя отдельной этнической группой – неаполитанской. Они даже говорят на своем наречии, непрерывно жестикулируя, энергичны, шумны и безумно общительны. Им можно позавидовать хотя бы потому, что живут они в окружении произведений искусства. Здесь множество музеев и художественных галерей, среди которых выделяются Де Джироламини и Каподимонте.
В Неаполе много художественных школ. А храмов и церквей – не счесть. Они здесь на каждом углу. Куда ни поверни голову, много очень древних, потрясающих архитектурными стилями. Как поведала нам гид, церквей и храмов в городе – более 450 (при численности населения 1,5 млн человек, с пригородами – 3 млн). Самыми значительными считаются маленькая капелла Сангро-ди-Сан-Северо, храмы Сан-Лоренцо-Маджоре, Джесу-Нуово и Санта-Кьяр, а также капелла Сан-Дженнаро.
В историческом центре Неаполя находится королевский дворец Палаццо-Реалее, неподалеку от него расположен Театро-ди-Карло – самый старый и самый большой оперный комплекс на Апеннинском полуострове, знаменитая галерея Умберто и прочие достопримечательности. Возле порта возвышается замок Кастель-Нуово, на скалистом холме напротив – замок-монастырь Сан-Микеле, а северо-восточнее, на крохотном острове Мегариде, стоит древний замок Кастель-дель-Ово. Перечислить все просто невозможно. И над всей этой исторической и архитектурной роскошью возвышается действующий вулкан Везувий, который придает здешним местам определенный шарм… Склоны горы покрыты густой сетью археологических раскопок, самые известные среди которых – руины Помпеи и Геркуланума.
Все найденные на раскопках предметы тщательно реставрируются и выставляются в Национальном археологическом музее Неаполя. Близость древнего готового в любой момент проснуться Везувия и неспокойных, постоянно окутанных облаком раскаленных серных испарений Флегрейских полей придает городу особую проникновенность и нотку обреченности, подобную той, что имеет и тонущая Венеция. Но в отличие от последней Неаполь поражает полнотой жизни. Невероятное смешение культур и этноса превратили южную итальянскую столицу в кипящий котел под ярким солнцем.
На набережной можно увидеть множество целующихся парочек всех возрастов, а большие белые камни у берега исписаны признаниями в любви. В Неаполе много солнца, под лучами которого вода в заливе светится и искрится маленькими точками, и это кажется чем-то нереальным. Здесь множество рыбацких лодок – прямо как на полотнах итальянских художников, изображавших залив и Везувий. Неаполь – дикий, опасный и невероятно прекрасный. Несмотря на все отрицательные моменты, он все равно мне понравился. Вспоминать о нем я буду как об одном из самых ярких городов, в котором удалось побывать.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»