У дороги…

Гостеприимство – отличительная черта белорусов. Страна всегда славилась своим особым талантом встречи дорогих гостей: радушно, щедро, открыто. В эти дни Витебск принимает гостей и участников Международного фестиваля искусств «Славянский базар». В город над Двиной едут тысячи людей. Сможем ли мы достойно выдержать испытание искушенного потребителя? Сегодня в повестке дня – проблемы развития придорожного сервиса на основных автомагистралях Витебщины.

В среднем

Как известно, в Беларуси принята Программа развития придорожного сервиса, рассчитанная до 2020 года. Витебская область успешно работает над ее осуществлением.

– В настоящий момент в области работает 251 объект придорожного сервиса. Из них 68 АЗС, 98 объектов питания, 15 пунктов постоя, 40 торговых объектов, 4 автомойки и 4 пункта автосервиса, – говорит заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома Сергей Шматов. – Мы делаем ставку на объекты первого уровня, которые включают в себя АЗС, пункты питания и технического обслуживания. Они расположены в основном на крупных трассах – М1, М3 и М8. У нас есть генеральная схема размещения объектов придорожного сервиса. И мы в нее вкладываемся. Например, АЗС должны располагаться на расстоянии 30–50 км друг от друга. У нас 50 км есть.

По количеству придорожных кафе Витебская область вообще одна из первых в стране.

– За последние три года введено 28 пунктов общественного питания придорожного сервиса, – говорит заместитель начальника главного управления торговли и услуг Витебского облисполкома Марина Зубович. – Открытие новых кафе позволяет выполнить норматив их размещения на республиканских трассах. Расстояние между ними в среднем – 30 км, хотя рекомендуется от 30 до 40 км. По количеству точек, где можно перекусить во время путешествия, Витебская область занимает второе место после Минской. На долю концерна «Белнефтехим» и Витебского облпотребсоюза – основных операторов, оказывающих услуги питания, приходится треть объектов, функционирующих на дорогах. Во многих оказывается дополнительно до десяти услуг – это и предварительное бронирование мест на определенное время, и проведение каких-то мероприятий, комплектование дорожных наборов, распространение сувенирной и печатной продукции. Все точки оснащены платежными терминалами, что позволяет беспрепятственно рассчитаться платежной банковской карточкой, имеется меню на двух или трех языках, в которое включены блюда национальной белорусской кухни. Кафетерии самообслуживания широко используют блюда глубокой заморозки собственного производства.

Где – густо, где – пусто

По словам руководителей областного уровня, которые серь-езно занимаются проблемой развития придорожного сервиса, работа движется в правильном направлении.

Однако не секрет, что чиновники в своих отчетах часто используют слово «в среднем». Вот и получается, что большинство пунктов придорожного сервиса у нас располагаются на крупных магистралях и в определенных местах. На автодороге М3 Минск – Витебск – в районе Лепеля. На М1 – при въезде на территорию Беларуси, на М8 – рядом с Витебском и Оршей. А что же в глубинке?

Через Ушачский район не пролегают оживленные магистрали, а потому и точек придорожного сервиса мало. Тем не менее не так давно там открылось небольшое уютное кафе на пересечении дорог из Лепеля в Полоцк и из Ушачей в Бешенковичи.

– Нами произведена модернизация данного объекта. В широком ассортименте – горячие напитки, кондитерские изделия, десерты, изделия шоковой заморозки. Кафе работает без собственной кухни. В штате всего два работника. Среднемесячный оборот составляет около 12 тысяч рублей. Точка питания работает рентабельно, – поясняет председатель правления Ушачского райпотребсоюза Лилия Долгая.

– На территории Ушачского района находятся всего четыре объекта придорожного сервиса, – говорит заместитель председателя Ушачского райисполкома Валентина Хаменок. – Из них – три АЗС. Началось изготовление проекта реконструкции автомобильной дороги Р46, и в 2021 году стартуют работы по ее обновлению. Надеемся, это обстоятельство послужит толчком к развитию придорожного сервиса в районе, ждем представителей малого бизнеса с их предложениями.

На внутренних межрайонных трассах объектов придорожного сервиса немного. И это закономерно. Менее интенсивное движение, значит, меньше клиентов. Меньше клиентов – меньше дохода. Меньше дохода – возрастает время возврата вложенных средств.

– Мы знаем об этом, – говорит Сергей Шматов. – На каждом сайте райисполкома Витебского облисполкома указаны места возможного размещения точек придорожного сервиса. Вся информация находится в открытом доступе, и любой инвестор может зайти на сайт и выбрать место, чтобы построить себе объект. На мой взгляд, придорожный сервис – перспективное вложение средств. Мы работаем с инвесторами. И предложения есть. Но мы сторонники того, чтобы такие точки были комплексными. То есть стараемся сотрудничать с теми, кто предлагает построить у дороги капитальный объект и предоставить сразу несколько видов услуг. Идеи с палатками и продуктами не первой свежести нас не привлекают. В рамках инвестиционных форумов мы презентуем свои возможности. И каждый год они прирастают. Хотя и в не таком количестве, как хотелось бы. Инвестору надо зарабатывать на объекте. Самые выгодные точки расположения уже заняты. Но по-прежнему открываются небольшие кафе. «Белоруснефть» и «Татнефть» строят АЗС с уже включенной услугой по питанию посетителей.

Семейный бизнес

Супруги Камлюк свой бизнес у дороги открыли более 20 лет назад. Все начиналось с небольшого придорожного кафе «Хутарок» на трассе М1 в Толочинском районе.

Идея открыть собственное придорожное кафе у семейной пары возникла в конце 90-х. Тогда Владимир и Елена часто ездили к родственникам в Россию на собственном автомобиле и останавливались у различных придорожных кафе. Видели многое. Включая недостатки. Самим хотелось сделать все по-другому, по-домашнему. Им приглянулся небольшой домик в деревне Сальники Кохановского сельсовета. Они его купили и обустроили в белорусском стиле. За 20 лет благодаря усилиям новых хозяев здесь многое изменилось: появились стоянка, обеденный и банкетный залы, душевые и бесплатный Wi-Fi. В скором времени супруги планируют завершить строительство гостиницы.

– Работать, получая прибыль, сегодня в нашем бизнесе непросто, – рассказал хозяин заведения Владимир Камлюк. – С введением в Москве топливного сбора прекратилось наше сотрудничество с некоторыми туристическими фирмами, которые обеспечивали трансфер в столицу Российской Федерации. Сегодня туристические компании больше возят людей в Украину – Одессу и Львов. К тому же в последнее время многие клиенты предпочитают пользоваться услугами авиакомпаний. К слову, первоначально банкетный зал на 40 человек был предназначен именно для приема пассажиров туристических автобусов, а сейчас чаще всего используется для проведения различных торжеств и для приема индивидуальных посетителей. Хорошо, что у нас есть постоянные клиенты, которые семьями на машинах едут на отдых в западные страны, и иностранцы, приезжающие в Беларусь к родственникам, в санатории и на экскурсии.

Еще одна проблема – отсутствие квалифицированного персонала. Вроде бы условия работы хорошие, заработная плата достойная, однако профессионалов не найти.

– Приходят к нам на практику молодые специалисты, но надолго не задерживаются – в поисках лучшей жизни и перспектив уезжают в крупные города, – отметила Елена Константиновна. – Сегодня на кухне работают двое поваров, которые готовят по-домашнему сытно и вкусно. Продукты закупаем только натуральные, качественные и проверенные. Меню из блюд белорусской кухни довольно разнообразное, поэтому у каждого посетителя есть возможность выбрать то, что ему больше понравится.

– Несмотря на проблемы, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, стремимся вперед, идем в ногу со временем, решая вопросы по мере их поступления. Помогает в этом конструктивный диалог с представителями местной власти, – отметил Владимир Эдуардович. – В планах на ближайшее время – завести небольшое фермерское хозяйство, также думаем над приобретением электромобилей и установкой электрозаправки.

Секреты бывшего дальнобойщика

На автодороге М3 лидером в организации придорожного сервиса стал «Гостиный двор» Павла Федьковича. Работая дальнобойщиком на собственном КАМАзе в 90-х годах, он объехал весь бывший Советский Союз и знает, что требуется в дороге водителю и его пассажирам.

– Хотелось создать что-то не просто красивое, а необычное и оригинальное, – рассказывает Павел Федькович. – Секрет успеха в придорожном бизнесе прост – высокое качество предлагаемых услуг и их относительно небольшая цена. Именно это «Гостиный двор» и обеспечивает своим посетителям. В комплекс входят мини-кафе, ресторан на 150 мест, два банкетных зала на 30 мест, бильярдная, гостиница, автостоянка для легкового и грузового транспорта, душ и баня. Мы стараемся удовлетворить запросы людей самых разных финансовых возможностей. Отдохнуть с повышенным комфортом и удобством можно в номерах люкс с холодильником, телевизором,  раздельным санузлом… А желающим просто переночевать предоставят койко-место по вполне демократичной цене. Популярны среди гостей комплекса и уютные «футбольные» номера. В комнатах с несколькими двухъярусными кроватями любят останавливаться молодежные компании  и спортсмены, приехавшие на соревнования. Вся оригинальная деревянная мебель «двора» изготовлена на моем собственном предприятии по переработке и заготовке древесины.  Большинство же дизайнерских модных штучек, украшающих интерьер комплекса, сделали местные умельцы-ремесленники. Например, один из банкетных залов благодаря их стараниям напоминает жилище охотника, другой – оформлен в стиле «веселой деревни». В ресторане, где нередко проводятся свадьбы и крупные корпоративные мероприятия, на «месте молодоженов» – лавка с лебедями. Ее прототип я подметил в одном из столичных театров. Под заказ изготовлены и огромные деревянные вилка и ложка. Узнаваемый символ «Гостиного двора» висит на дереве почти у самого входа, приглашая отобедать в уютном мини-кафе. К услугам посетителей – вкусная домашняя кухня, в том числе и традиционная: драники, колбаса по-домашнему, блины, зразы, пончики, пирожки… Из напитков – компот, разные виды чая и кофе. А вот алкоголь у водителей по понятным причинам не в чести. 

Косить и мусор вывозить

РУП «Витебскавтодор» в отличие от частников и сетей АЗС на придорожном сервисе не зарабатывает, а тратится. Предприятие не только следит за состоянием автомагистралей, но и отвечает примерно более чем за 80 площадок для автопутешественников, а также за 120 автостоянок и 2 тысячи остановок общественного транспорта.

– В летний период мы в основном занимаемся скашиванием травы. Весной и осенью – посадкой зеленых насаждений, ремонтом. При этом главная наша проблема – это мусор. Его мы вывозим круглогодично. Мало того, что отдыхающие мусорят, так еще часто дачники вывозят мусор и выбрасывают рядом с контейнером. Иногда даже крупногабаритные предметы. И нам приходится все убирать. Магистральные дороги мы патрулируем ежедневно, – говорит начальник отдела содержания автомобильных дорог, мостов, сооружений и безопасности движения РУП «Витебскавтодор» Дмитрий Боровик.

Кстати, на всех объектах придорожного сервиса в Витебской области местные органы власти периодически проводят мониторинг с целью своевременного устранения недостатков. В частности, с апреля обследованы около 70 объектов питания, которые расположены на основных магистралях. Проверяющими были установлены факты несоблюдения ассортиментных перечней, санитарных норм и правил. Выдано 29 рекомендаций по их устранению.

По утверждениям властей, сейчас главное – не увеличивать число объектов придорожного сервиса, а улучшать существующие. Ставка делается на комплекс услуг – АЗС, объект питания, магазин, гостиница, мойка, предоставление услуг по ремонту автомобиля.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий