Только вперед!

Белорусской науке уже 100 лет. Как развивается эта сфера деятельности, все мы знаем не понаслышке, меняя свой быт в лучшую сторону и пользуясь достижениями прогресса. В последнее воскресенье января свой профессиональный праздник отмечают наиболее передовые и инновационные слои интеллигенции, которые в ответе за то, каким будет наше завтра, насколько легкой и красивой будет наша жизнь. 30 января – День белорусской науки. И накануне наш корреспондент встретилась с руководителем и специалистами главного научного центра Минтранса – БелНИИТ «Транстехника».

C годами роль науки становится более значимой, поскольку потребители транспортных услуг постоянно повышают требования к их качеству, своевременности выполнения и стоимости.

Транспорт и транспортная инфраструктура определены государством как важнейшие части дальнейшего процветания страны. Результаты деятельности в области транспорта определяют усиление экономики республики в целом, а также являются одной из главных составляющих итогов внешнеэкономической и социальной политики государства.

Следует сказать, что любой вид транспорта – это не только скорость доставки и комфорт. Это еще и участники движения со своим настроением, амбициями и отношением к окружающему миру. К сожалению, все это (и многое другое) делает дорогу источником опасности. Ученые умы работают также и над проблемами, призванными обезопасить движение на дорогах, избавить их от хаоса.

В транспортной отрасли функционируют несколько организаций, выполняющих изыскательские и исследовательские работы различной направленности. Республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» – ведущая профильная аккредитованная научная организация Министерства транспорта и коммуникаций. В этом учреждении выполняются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические работы, а также оказываются услуги в области транспортной деятельности.

Примечательно, что вместе с вековым юбилеем белорусской науки отраслевые ученые в прошлом году также отметили круглую дату – «Транстехнике» исполнилось 60 лет. Интересно, что еще при ее образовании было создано подразделение, решающее задачи организации автомобильного транспорта. Институт активно занимался исследованиями в области безопасности транспортной деятельности. Таким образом, за многолетний труд на этой ниве в НИИ сложилась мощная база наработок.

Так, в стране широко применяются программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств и лиц, обучающих управлению ими, разработанные в институте, а также программа обучающих курсов для водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров.

Для реализации положений Директивы Президента Респуб­лики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в 2018 году были разработаны рекомендации по проведению оценки уровня без­опасности пассажирских перевозок, которые регулярно используются Минтрансом. В 2019-м разработан проект стратегии развития системы обеспечения безопасности транспортной деятельности на 2021–2025 годы.

В октябре 2021-го выполнена НИР в интересах ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» по теме «Анализ опыта учета происшествий при осуществлении транспортной деятельности» и подготовлены предложения по автоматизации этого учета.

С целью решения задач по современному развитию транспортной и логистической деятельности институтом подготовлен проект стратегии развития цифровых технологий в области транспортной деятельности до 2025 года.

В настоящее время также приоритетным научным направлением «Транстехники» является в числе прочих разработка проектов стратегий, концепций, государственных и отраслевых программ развития транспортного комплекса Республики Беларусь в области энергосбережения, охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, безопасности транспортной деятельности.

Отделом, который занимается изучением обозначенных и многих других проблем в отрасли, руководит Игорь Гончаров. Именно ему и его коллективу доверено новаторство рес­публиканского масштаба в области транспортной безопасности. Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексеем Авраменко инициировано создание на базе института в 2022 году отдела, который бы вел вопросы исключительно транспортной безопасности.

Кроме того, в структуре БелНИИТ «Транстехника» создан и приступил к работе отдел информатизации в области транспорта и логистики, которым в ноябре прошлого года выполнена работа по исследованию учета происшествий при осуществлении транспортной деятельности. В результате подготовлены предложения по его дальнейшему совершенствованию в республике.

Являясь профильным НИИ Минтранса, институт проводит работу для расширения научных исследований в рамках задач транспортной деятельности. Так, увеличиваются контакты по научной работе с профильными вузами (БНТУ, БГАА, БелГУТ), научно-исследовательскими институтами республики (ОИПИ НАН, ОАО «Гипросвязь»), ОАО «АГАТ – системы управления», Китайско-Белорусским индустриальным парком «Великий камень» и др.

Наряду с научной деятельностью институт осуществляет и научно-техническую, включающую в себя широкий спектр услуг. В числе научно-технических услуг по безопасному функционированию транспорта в 2021 году проведено исследование состояния безопасных условий труда, причин производственного и непроизводственного травматизма, обеспечения пожарной и промышленной безопасности, готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях Белорусской железной дороги в сравнении с другими организациями Минтранса.

С конца прошлого года научное учреждение возглавляет Любовь Агалова – первая женщина-руководитель в его истории.

– Необходимо идти в ногу со временем, а наука должна время опережать. Надо наращивать научный потенциал, генерировать идеи и воплощать их в жизнь, – говорит генеральный директор. – «Транстехника» делает ставку на молодежь, передает ей опыт, растит из нее достойную смену. Мы создадим в институте такой микроклимат, чтобы люди желали здесь работать со всей творческой отдачей, получая взамен эмоциональное и финансовое удовлетворение.

Оксана ГУЧЕК, «ТБ»

Добавить комментарий