Только верные действия всех служб!

Гродненский аэропорт расположен недалеко от границы с Польшей и Литвой, в 18 км от областного центра. Недалеко от него пролегает автодорога М6 Гродно – Минск. Аэропорт никак нельзя назвать тихой гаванью.

В летний сезон здесь выполняется чартерная программа: в 2017 году 18 рейсов – в болгарский Бургас и 12 – по маршруту Анталия (Турция) – Гродно – Анталия (Турция), в направлении Калининграда – 28 регулярных рейсов. В осенне-зимний период аэропорт в основном принимает чартерные пассажирские, грузовые самолеты, вертолеты. В любое время суток круглый год, если потребуется, пересекающие воздушное пространство Республики Беларусь самолеты могут выбирать гродненский аэродром в качестве запасного. И личный состав всегда готов принять борт, оказать необходимую помощь. Здесь могут приземляться воздушные суда различных классов.

– Аэропорт Гродно имеет статус международного, готов обслуживать рейсы в любом направлении. Авиационное оборудование Гродненского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» отвечает всем современным международным требованиям. Штат специалистов укомплектован профессионалами с высшим образованием, имеющими специальную языковую подготовку. Работа служб аэропорта основана на ежедневном четком выполнении должностных инструкций и авиационных правил – только такой подход обеспечивает безопасность полетов, – подчеркивает начальник филиала Анатолий Купрашевич.

Аэропорт является зоной ограниченного доступа. Путь к рабочим местам предваряет обязательная процедура проверки на контрольно-пропускном пункте, где каждый проходит через рамку, личные вещи просвечиваются сканером, и исключений здесь не бывает. Тщательнейшим образом проводится проверка состояния здоровья медработниками здравпункта. Сначала уточняется, есть ли жалобы на самочувствие, затем производятся осмотр кожных покровов, измерение пульса и определение паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. По показаниям измеряется артериальное давление, а при необходимости – температура.

Предсменный медицинский осмотр проходят работники службы по управлению воздушным движением, службы спецтранспорта, узла электросветотехнического обеспечения полетов, противопожарного подразделения, подразделения авиационной безопасности, инженеры аэродромной службы, а также летный состав ОАО «Авиакомпания Гродно». Раз в полгода все сотрудники проходят расширенный медицинский осмотр в Гродно. Один раз в год они направляются в Минск, чтобы получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии в госучреждении «Медицинская служба гражданской авиации».

Осмотр взлетно-посадочной полосы и летного поля проводит служба аэродромного обеспечения. В ней задействованы инженеры по эксплуатации аэродрома, которые подготавливают его к обеспечению взлетов и посадок воздушных судов. С самого утра они выезжают на взлетно-посадочную полосу и проводят осмотр – поверхность ВПП обязана соответствовать установленным требованиям. В осенне-зимний период обеспечивается усиленный контроль, поскольку состояние ВПП может резко поменяться из-за дождя, наледи, снега, гололеда. О годности летного поля к полетам делается заключение. Затем диспетчер АДП составляет специальные авиационные сообщения об открытии аэродрома Гродно, которые направляются в другие аэропорты.

Всегда точно по времени начинается инструктаж дежурной смены. Заслушивается информация дежурного синоптика, аэродромной службы, ЭСТОП, службы радиотехнического обеспечения полетов, дежурного штурмана и диспетчера АДП о предстоящем плане полетов на день. Затем проводится розыгрыш полетов. Путем постановки контрольных вопросов руководитель полетов моделирует ситуацию, которая может случиться в течение дня. К примеру, взлетно-посадочная полоса покрыта 20-миллиметровым слоем снега. Есть определенные нормативы по наличию осадков на полосе, при которых учитывается их характер – вода, слякоть, снег. Информация доводится до каждого экипажа, который должен принять решение: садиться или уходить на запасной аэродром. Смена диспетчеров рассказывает о своих действиях в этой ситуации.

– Осенью и зимой, когда часто образуется туман, низкая облачность, снежные заряды, для обеспечения безопасных взлетов и посадок привлекается специальная аэродромная техника. В летнее время на выполнение полета может повлиять гроза. В таком случае диспетчеры согласно специальным правилам обязаны не допускать вхождение самолета в грозовое облако, давать обходные пути или, если аэропорт будет закрыт грозой, на это время отдать команду ожидать в стороне от грозового облака, а когда откроется линия, заходить на посадку. При наличии осадков пассажиры подъезжают до трапа на автобусах, – рассказывает старший диспетчер аэродромно-диспетчерского пункта Владимир Любицкий.

Тем временем в командно-диспетчерском пункте рабочие места руководителя полетов и двух диспетчеров уже готовы: проверены специалистами по электрорадиотехническому обеспечению. Однако безопасность – превыше всего. Поэтому руководитель полетов и диспетчеры еще раз перепроверяют исправность оборудования, включая радиостанции, минский и внутрипортовый телефоны. Спокойно-сосредоточенная атмосфера в командно-диспетчерском пункте всегда впечатляет. Как и четкие действия работников других служб аэропорта. Например, я наблюдала, как в апреле здесь встречали шведских хоккеистов – в Гродно проходили поединки международного турнира «Европейский хоккейный вызов» с участием национальных команд Беларуси и Швеции.

В просторном, с большими панорамными окнами командно-диспетчерском пункте вижу полностью включенных в работу руководителя полетов и диспетчеров. Номер борта самолета, скорость, высота, удаленность от аэропорта, информация о фактической погоде на аэродроме и прогноз на ближайшее время – все это отображается на экранах мониторов.

– Погода отличная, как раз самые благоприятные условия для воздушных судов. Через пару минут «Боинг-737» авиакомпании «Бел-авиа» будет входить в гродненскую зону. Самолет сейчас находится на расстоянии 72 км до нашего аэропорта. Скорость его – 650 км/ч, – говорит руководитель полета Сергей Благун.

Уже буквально через шесть минут здесь будет воздушное судно, которое доставит сборную Швеции по хоккею. Старший диспетчер Геннадий Бритько, стаж работы которого в Гродно совпадает со временем работы аэропорта – 33 года, сосредоточенно следит за перемещениями лайнера на большом мониторе. Подлетающий борт докладывает ему о своем местонахождении и получает разрешение на посадку.

Полеты малой авиации в гродненской зоне в эту смену контролирует диспетчер Владислав Корчевский. В скором времени вертолет МИ-2 возьмет курс на Гродно. Диспетчер проинформирует воздушное судно о погоде, встречных бортах и сообщит другие необходимые для успешного полета сведения. Из КДП отлично просматриваются взлетно-посадочная полоса, стоянка, где замер недавно прибывший из Калининграда вертолет МИ-8. Всего через час он возьмет курс на Витебск, а пока сотрудники аэропорта готовят его к вылету.

– «Боинг» с хоккеистами проходит точку аэродрома Гродно, следует в район третьего разворота для дальнейшего построения схемы захода на посадку. Он выполнит третий, четвертый разворот и произведет посадку с курсом 35 градусов, – комментирует действия подлетающего самолета старший диспетчер аэродромно-диспетчерского пункта Владимир Любицкий.

Вскоре в ясном небе показывается маленькая точка. Самолет включает сигнальные огни и через некоторое время плавно заруливает на стоянку. Полет выполнен успешно.Тут же подкатывается к самолету трап, и хоккейную команду с улыбкой встречает диспетчер участка сервиса. Многие спортсмены с гаджетами в руках стремятся запечатлеть новые для них места.

– Прилетело 35 человек, из которых 23 игрока и 12 человек тренерского штаба, – сообщает начальник участка сервиса Виолетта Шарупская. Сотрудники аэропорта учли, что у хоккеистов, как правило, багаж значительный по объему. Поэтому задействованы две машины и дополнительная бригада грузчиков. Именно такой подход, когда учитывается все до мелочей, характерен для всех служб аэропорта Гродно, которые всегда работают четко и слаженно.

Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»

Добавить комментарий