Технически готов. Семь футов под килем!

Деятельность ГП «Белорусская инспекция Регистра» уже более 60 лет обеспечивает техническую безопасность плавания судов в республике. О том, какими действиями это достигается, как работал коллектив в прошедшем году и какие задачи решал, рассказал директор предприятия Вячеслав ГЕРМАНОВИЧ.

– В соответствии с уставом наше предприятие осуществляет функции технического надзора за проектированием, строительством, ремонтом, модернизацией, переоборудованием, эксплуатацией судов с присвоением им класса, изготовлением материалов и изделий для судостроения и судоремонта, – говорит Вячеслав Николаевич. – Эта деятельность направлена на обеспечение безопасности эксплуатируемых судов, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, а также на предотвращение загрязнения с судов путем проведения первоначальных, очередных, классификационных, ежегодных и внеочередных освидетельствований. Ключевым моментом в решении этих задач являются Правила Речного Регистра, утвержденные Министерством транспорта и коммуникаций и зарегистрированные Госстандартом Республики Беларусь как ТКП 237-2010. Они основаны на опыте эксплуатации построенных судов и отражают передовые достижения отечественной и мировой науки и техники.

– Сколько плавсредств стоит на классификационном учете ГП «Белорусская инспекция Регистра»?

– Всего – 800 судов: 232 самоходных; 413 несамоходных, 155 малых.

– По каким принципам судну присваивается класс?

– Он характеризует конструктивные особенности плавсредства и условия его эксплуатации исходя из требований безопасности. Классификация судов осуществляется в соответствии с классификацией водных бассейнов. Освидетельствование в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности и заключается в проверке соответствия судна правилам.

– Какие этапы включает в себя этот процесс?

– Как минимум их три. Первый – проверка наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов: ОТК; судовладельца; предыдущих освидетельствований. Второй – наружный осмотр, измерения, проверка в действии и испытания. Третий – оформление и выдача документов Регистра.

По словам Вячеслава Николаевича, определение технического состояния элементов судна является важнейшим условием присвоения, подтверждения, возобновления, аннулирования и восстановления класса, установления годности судна к безопасному плаванию, а также назначения объема необходимого ремонта.

– Если все элементы судна полностью или в степени, признанной инспектором достаточной, удовлетворяют требованиям правил, а выявленные дефекты находятся в пределах допустимых норм, техническое состояние признается годным, – продолжает Вячеслав Германович. – При выполнении этих условий судну присваивается (подтверждается, возобновляется или восстанавливается) класс, и оно допускается к плаванию на условиях, соответствующих его классу, назначению и конструктивным особенностям. Если техническое состояние любого из элементов судна признано негодным, оно не допускается к эксплуатации. Но иногда разрешается использовать его по другому назначению. Также при наличии повреждений, исключающих возможность сохранения класса и дальнейшей эксплуатации, по мотивированной просьбе судовладельца может быть дозволен разовый перегон судна к месту ремонта или разгрузки.

– Как часто судно обязано проходить технический осмотр?

– Республиканское унитарное предприятие по техническому надзору и классификации судов «Белорусская инспекция Регистра» проводит ежегодные освидетельствования судов на плаву в установленные для них сроки. Раз в пять лет инспекция требует от судовладельца предъявить судно к очередному освидетельствованию с подъемом на слип или берег для осмотра подводной части и проведения замеров остаточных толщин обшивки. При этом осуществляется дефектация механизмов, электрооборудования. По результатам очередного освидетельствования, если необходимо, выполняется ремонт судна, после которого производится классификационное освидетельствование: судовладелец представляет инспекции документы, подтверждающие объем и качество проведенных ремонтных работ, результаты измерений параметров, акты об испытаниях элементов судна, сертификаты на замененные детали.  Выдается новое классификационное свидетельство сроком на пять лет с ежегодным подтверждением класса.

– Какие суда в настоящее время относятся к объектам классификационной деятельности инспекции Регистра?

– Транспортные: самоходные и несамоходные, сухогрузные и наливные, пассажирские, буксирные; технические: дноуглубительные и дноочистительные снаряды. А также суда, обслуживающие обстановку пути, служебно-вспомогательные: краны плавучие, дебаркадеры, брандвахты, земснаряды, мотозавозни, паромы, ледоколы, служебно-разъездные суда, станции сбора и очистки фекальных и нефтесодержащих вод. И последняя категория: суда технического обслуживания и ремонта, доки, наплавные мосты, причальные понтоны.

– Вячеслав Николаевич, как сработало предприятие в минувшем году?

– Инспекцией был выполнен 1071 вид осмотров по техническому освидетельствованию эксплуатируемых объектов. Под техническим наблюдением за постройкой, средним ремонтом и модернизацией находилось 35 плавсредств, на которые выданы документы. В том числе наше предприятие участвовало в строительстве паромной переправы, которая больше шести месяцев обеспечивала безопасное сообщение между Житковичами и Туровом на время строительства моста. Также рассмотрено и согласовано семь проектов судов, разработанных ОАО «Белсудопроект». Аварий по техническим причинам за указанный период не было.

– С какими проблемами в процессе своей деятельности сталкивается коллектив инспекции?

– Средний возраст судов внутреннего плавания на сегодня составляет 32 года, что достаточно много. Еще один негативный момент: значительная их часть на длительные сроки  выведена  из эксплуатации. Из-за износов основных элементов, интенсивной язвенной коррозии подводной части корпусов, неполной укомплектованности судовых систем и электрооборудования они находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и сохраняют почти все источники загрязнения воды, которые были характерны при эксплуатации, добавляя к ним новые, связанные с усиленной коррозией металла незащищенного корпуса. В создавшейся ситуации целесообразно развернуть работу по обновлению судов, под которым понимается комплекс согласованных с регистром и производимых судовладельцем мероприятий. После их осуществления техническое состояние корпуса судна, механизмов и электрического оборудования позволит обеспечить его на­дежную эксплуатацию в течение пла­нируемого судовладельцем срока.

ГП «Белорусская инспекция Регистра» имеет в своем составе высококвалифицированных специалистов, накопивших большой опыт освидетельствования судов и технического наблюдения за их проектированием, постройкой, ремонтом, модернизацией, обновлением, за изготовлением материалов и изделий для судов. За свою профессиональную компетентность  и  вклад в сохранение и развитие речного флота работники инспекции неоднократно награждались почетными грамотами и значками «Ганаровы транспартнiк» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Предприятие имеет статус наблюдателя в Международной ассоциации органов технического надзора и классификации. Между инспекцией и органами технического надзора и классификации Российской Федерации, Украины, Молдовы подписаны двусторонние международные соглашения о сотрудничестве и взаимозамещении.

Кристина ГОЛОВИЙЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий