Дело случая

Дело случая

Говоря о событиях, происходящих каждый день на дороге, мы прекрасно понимаем: случайностей здесь быть не должно. Ведь водителю необходимо действовать так, чтобы в любой ситуации быстро находить решения, позволяющие обеспечить личную безопасность и безопасность всех участников дорожного движения.

Проверить это решила матушка-природа, устраивающая в этом сезоне самые разнообразные испытания. В середине января на смену достаточно комфортной зимней погоде пришли температурные перепады. Один из них произошел в Минске вечером 18 января, когда изменение температуры воздуха с +3ºС на -3ºС произошло в считанные часы. Как результат – дорожное полотно превратилось в каток, число ДТП начало стремительно расти, а столичные дороги застыли в 10-балльных пробках.

Именно в это время и произошел тот самый случай, благодаря которому все узнали о маленьком подвиге женщины–водителя троллейбуса, попавшем в кадр снимавшего обледеневшую проезжую часть гражданина. На этом случайности закончились. В силу вступил профессионализм вождения транспортного средства общего пользования, в салоне которого находилось порядка 80 человек.

Валентина СЕМЕНЧУКОВА

Валентина СЕМЕНЧУКОВА связала свою жизнь с работой на маршрутных транспортных средствах общего пользования в 1992 году, начав карьеру с должности контролера филиала «Бобруйское троллейбусное управление» ОАО «Могилевоблавтотранс».

В 1993 году окончила курсы водителей троллейбуса ТТУ в Минске. По 2015-й работала стажером, потом водителем троллейбуса Бобруйского троллейбусного управления.

С июня 2015 года – водитель троллейбуса филиала «Троллейбусный парк № 5» ГП «Минсктранс».

О том, что стала звездой YouTube, Валентина Михайловна узнала, пожалуй, в числе последних. Ведь 30-секундный ролик с записью того, как женщина выводила из заноса переполненный пассажирами троллейбус, облетел Всемирную паутину значительно раньше, чем закончилась рабочая смена нашей героини.

– Какой подвиг? – и сегодня удивляется женщина. – Я просто выполняла свою работу. Скрывать не стану – мне и сейчас нелегко это вспоминать. Но в ту минуту я отчетливо понимала: когда люди входят в управляемый мной транспорт, они доверяют свою безопасность. И даже если состояние дорожного полотна изменилось буквально на глазах, все равно подводить их никак нельзя.

И действительно, в первый рейс по маршруту, начало которого пришлось на 15.44,  Валентина Семенчукова выехала без каких-либо проблем.

– Дорога была хорошая, я ехала достаточно комфортно, – вспоминает водитель. – Даже, когда вечером выезжала в этот рейс, тепло было. Остановочный пункт «Улица Чигладзе» преодолела без проблем. Гололеда еще не было: там дорога в горку идет, и если б дорожное полотно обледенело, то однозначно бы заметила.

Этот остановочный пункт от конечной «Станция метро «Пушкинская» находится остановках в пяти. Посему к «Улице Чигладзе», но уже в обратном направлении Валентина Семенчукова прибыла примерно через 30 минут.

– Я еще на «Пушкинской» отметила, что похолодало, – вспоминает Валентина Михайловна. – Странным показалось: в Дражне тепло было, в пути снег пошел, а здесь уже стало холоднее. Села за руль, поехала. За перекрестком проспект Пушкина – улица Ольшевского скорость не набирала – дорога вниз уходит, разгоняться опасно. Вот так на скорости 15–20 км/ч в направлении улицы Тимирязева и двигалась.

До остановочного пункта «Улица Чигладзе» оставалось чуть более 100 метров, когда троллейбус стало разворачивать поперек проезжей части дороги.

– Я сразу поняла, что под колесами – лед и троллейбус уходит в занос, – продолжает Валентина Семенчукова. – В голове сразу выстроился алгоритм действий. И точно так, как учили еще 27 лет назад, начала выворачивать руль в нужные стороны.

Машина выравнивалась с трудом, но поддавалась. В тот момент, когда заднее правое колесо ударилось о бордюрный камень, управление уже стало практически подконтрольным. Поэтому, не оттолкнувшись от скользкого бордюра на новый виток дорожных злоключений, троллейбус немного проехал вперед и остановился у остановочного пункта.

– Первым делом я посмотрела в салон на пассажиров. Все были спокойны, никто не жаловался, не просил о помощи, – констатирует женщина. – Вдруг раздался голос девушки, которая хотела купить талончик. Так я поняла, что все в полном порядке.

Тем временем пассажиры покидали троллейбус или входили в него. Закончив посадку, Валентина Михайловна продолжила движение по маршруту. Здесь и пришло осознание произошедшего.

 – Меня стало сильно трясти. Надо было срочно взять себя в руки, – вспоминает водитель. – Я начала без остановки есть свои любимые шоколадные конфеты, понемногу успокаиваться и постоянно повторяла мамины наставления: ни при каких обстоятельствах нельзя выказывать волнение. Так я понемногу успокоилась и на диспетчерскую станцию приехала уже в полном порядке.

Рассказывать о произошедшем в пути Валентина Михайловна не стала. Да, ситуация нештатная и достаточно опасная. Но о чем говорить? О том, что выполнила свои служебные обязанности? Зачем? Женщина продолжила работать и, будучи полностью уверенной в своих силах, выехала в новый рейс.

– Было ли страшно, когда вновь проезжала по этому месту? – задумалась женщина. – Пожалуй, опасалась повторения и еще больше сосредоточилась. Но этот отрезок был уже не таким скользким. А когда проезжала в следующий раз, дорога была полностью чистой. Так до конца смены и отработала.

О  «дрифте» троллейбуса коллеги и родные Валентины Семенчуковой узнали из новостей. Уже вечером того же дня первые вопросы начали задавать коллеги.

– Подошла ко мне моя знакомая водитель и спрашивает, все ли в порядке. Я еще удивилась, не поняла, о чем говорит, но сказала, что все хорошо и поехала работать.

Узнав о произошедшем, всполошились и домашние. Сын и две дочери так разволновались за маму, что позвонили сразу после завершения смены – в два часа ночи.

Не привыкшая тревожить проблемами, Валентина Михайловна всех успокаивала. А убеждать знакомых и близких в том, что с ней все хорошо, женщине пришлось несколько дней. Ведь снятое неизвестным автором видео распространилось не только по информационным порталам, но и попало в социальные сети.

– Не понимаю я этого, – удивляется женщина. – Я посмотрела ролик ровно несколько секунд и выключила. Ну не смогла досмотреть до конца, не получается. Возможно,  как-нибудь потом гляну. Дело в том, что тот, кто снимал, явно видел этот лед. Но стоял и ждал, когда по нему кто-нибудь проедет. Только по воле случая я в этот кадр попала. Но, честно говоря, лучше бы он ролик снял, как позвонил и сообщил хотя бы в милицию о том, что с дорогой стало. На мой взгляд, больше бы пользы было.

В мастерстве своих коллег-водителей Валентина Михайловна не сомневается и считает, что, если бы случай привел на этот отрезок пути любого другого водителя парка, точно такой же фильм получился.

Дело случая

Заместитель директора по перевозкам Сергей НАТЯЖЕНКО, водитель троллейбуса Валентина СЕМЕНЧУКОВА и начальник первой колонны Леонид БАРАДЮК.

– У нас очень дружный, сплоченный коллектив, – делится женщина. – На произошедшее реагировали очень активно. Много обсуждали и рассуждали. В то же время все старались поддержать, ведь отнеслись с пониманием всей опасности сложившейся тогда ситуации.

Не осталось в стороне и руководство парка. Валентине Семенчуковой хорошо запомнился разговор с заместителем директора по перевозкам Сергеем Натяженко.

– Ролик роликом, а как там дело было, руководство должно знать, – считает Валентина Михайловна. – Сергей Петрович как-то так все спросил, что я и успокоилась. Просто почувствовала искренность и понимание ситуации. Ведь компетентный взгляд очень важен. Он помогает избежать неверных действий в дальнейшем. И даже если ты все правильно сделал, все равно важно это самой услышать.

Вот так и закончился разговор с женщиной-водителем, случайно ставшей звездой интернет-новостей. Конечно, именно эта слава и есть случайность. Однако сохраненное здоровье порядка 80 наших сограждан – это далеко не дело случая.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий