Страна на перекрестке дорог

В начале августа в Ашхабаде прошел медиафорум, посвященный проведению международного авторалли «Амуль – Хазар 2018». Участие в нем приняли представители СМИ из 16 стран.

Организаторы постарались не только широко презентовать автогоночный проект, но и познакомить зарубежных гостей с современным Туркменистаном.

О том, чем впечатлила, поразила и по-хорошему удивила далекая среднеазиатская страна, рассказывает одна из участниц медиафорума – обозреватель «ТБ» Татьяна АЗАРЕВИЧ.

♦ Пожалуй, все, кто приезжает в Туркменистан, отмечают, как сильно преобразилась страна в последние годы. Прокладываются автобаны и транснациональные стальные магистрали, строятся железнодорожные и автодорожные мосты, вокзалы, аэропорты и морские порты.

Благодаря выгодному географическому положению Туркменистан превращается в важнейший транспортный узел Центральной и Средней Азии и по многим ключевым факторам выходит на передовые позиции.

♦ Среди природных феноменов Туркменистана – пустыня Каракумы, одна из самых больших по протяженности и самых суровых по климатическим условиям. Практически в первозданном виде здесь сохранились уникальные экосистемы и ландшафты, флора и фауна.

То, как осваиваются Каракумы, представляет собой пример образцовой экологической деятельности. Еще совсем недавно мысль превратить пески в цветущий оазис показалась бы фантастикой. Но уже сегодня мечты обретают черты реальности. Воплощен в действительность беспрецедентный по своим масштабам проект: в самом центре пустыни появилось рукотворное озеро Алтын Асыр. Это сложная система гидромелиоративных сооружений, предназначенная для сбора коллекторно-дренажных минерализованных вод с сельскохозяйственных угодий всех регионов страны. Уникальный гидротехнический комплекс позволит улучшить состояние орошаемых земель, решить проблему засоления и заболачивания почв, засухи, окажет благотворное влияние на развитие сельского хозяйства Туркменистана и экологию всего региона.

♦ Не меньше, чем индустриальные успехи страны, поражает трепетное отношение туркменов к своему историческому наследию и традициям.

И совсем неудивительно, что гостям медиафорума было предложено ознакомиться с древней культурой туркменского народа и историей обретения независимости. С этой целью мы посетили Государственный музей Государственного культурного центра Туркменистана, где собраны уникальные артефакты, а также коллекция восхитительных изделий национальных ремесел.

Гимном туркменскому ковру здесь называют ковер-гигант, площадь которого составляет 266 кв. м. Основной орнамент, использованный при его создании, – ахалтекинский гушлы-гель.

Исторические и культурные памятники Туркменистана – неотъемлемая часть мировой цивилизации. А потому статус государственных историко-культурных заповедников получили в стране многие знаменитые городища. Важнейший из них – развалины старой Нисы в предгорьях Копетдага. Памятник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заместитель директора музея-заповедника «Ниса» Сергей Ягуртов, кажется, знает о старой Нисе все. Его рассказ помогает нам погрузиться в далекое историческое прошлое – III век до н. э.:

– Это первое туркменское государство, которое находилось на перекрестке торговых путей и просуществовало 500 лет. Именно здесь были заложены первые ростки культуры и государственности, зарождались первые дипломатические связи с другими странами.

Артефакты говорят о том, что Ниса имела самобытную культуру. Здесь были сооружены первые на территории современного Туркменистана водопровод и канализация, имелись водохранилища, в которые вода поступала по керамическим трубам.

В 1995 году незадолго до своей кончины старую Нису посетил президент Франции Франсуа Миттеран, большой любитель истории. Увидеть колыбель человеческой цивилизации было его давней мечтой.

В знойное туркменское лето, когда кругом лишь выжженная на солнце трава, Ниса не так привлекательна, как ранней весной. В это время вся территория старинной крепости покрывается ковром из цветущих красных маков, голубых колокольчиков, белых ромашек. Сергей Ягуртов уверяет: неописуемое по красоте зрелище.

Примечательно, что именно здесь, на развалинах древнего городища, был дан старт V Азиатским играм в закрытых помещениях и по боевым искусствам, которые прошли в Ашхабаде в прошлом году. Отсюда начинался конный пробег.

♦ Спортивные достижения – отдельная страница современной истории Туркменистана. Занятия спортом пропагандируются здесь на самом высоком государственном уровне. В стране создана современная спортивная инфраструктура, соответствующая мировым стандартам.

Гордость ашхабадцев – Олимпийский городок, где с триумфальным успехом прошли игры Азиады. К слову, фешенебельный отель «Спорт», в котором жили участники медиафорума, – часть инфраструктуры этого уникального спортивного объекта.

Возводился олимпийский комплекс с 2010 по 2017 год в три этапа. На территории 157 га было построено более 30 объектов различного назначения.

Многие из них впечатляют своими масштабами. Так, арена боевых искусств рассчитана на 5 тысяч человек. Здесь проводятся соревнования по разным видам боевых единоборств: борьбе, дзюдо, таэквондо и другим.

Доминирующая структура Олимпийского городка – главная крытая арена вместимостью 15 тысяч зрителей. Этот многофункциональный объект может быть использован для проведения соревнований по самым разным видам спорта, причем не только игровым (футбол, волейбол, баскетбол), но и таким, как гимнастика, фехтование, борьба.

Крытый велотрек – еще одна достопримечательность спортивного городка. Одновременно он может принять 5 тысяч зрителей. Деревянный велотрек длиной 250 м и шириной более 7 м, изготовленный из финской ели, был доставлен в Ашхабад из Финляндии.

Раритет Олимпийского городка – монорельсовая дорога, которая соединяет между собой крупнейшие спортивные объекты и деревню атлетов. Ее длина – 5100 м, высота варьируется от 6 до 13 метров. На монорельсовом пути – 8 станций. В парке подвижного состава – четыре поезда, каждый – вместимостью 76 пассажиров. Двигаясь со скоростью 46 км/ч, поезд преодолевает круговую трассу за 17 минут.

Об уникальности ашхабадского Олимпийского городка говорит и тот факт, что сразу два его объекта попали в Книгу рекордов Гиннесса. Первый – это центр водных видов спорта, в составе которого пять бассейнов: большой соревновательный и четыре тренировочных (один – с искусственной волной, второй – для игры в ватерполо, еще два – для плавания). В Книгу рекордов Гиннесса водный комплекс вошел как самый большой в мире крытый бассейн – по общей площади акватических объектов, находящихся под одной крышей.

Второй объект-рекордсмен – скульптурное изображение ахалтекинской лошади, установленное на стадионе Олимпийского городка. Это национальный символ Туркменистана, которым гордится вся страна. Облицованная белым мрамором скульптура высотой около 45 м видна издалека. Шея лошади украшена туркменскими национальными узорами, которые называются аладжа. Это специальные амулеты, которые, согласно народным верованиям, защищают от негативной энергетики. Рядом со скульптурным изображением лошади – факел, также выполненный в национальных традициях. Это стилизованная символическая трава-йузарлик, которая используется для защиты от темных сил.

– Поскольку сейчас все спортивные объекты пусты, вам может показаться, что никто их не посещает. На самом деле это не так, – заверяет Ирина Симич, специалист Дирекции по управлению Олимпийским городком при хякимлике (мэрии) г. Ашхабада. – Городок открыт для общественного посещения. В жаркое время года жители Ашхабада приходят сюда заниматься спортом ближе к вечеру. Мы активно работаем над тем, чтобы использовать этот прекрасный комплекс для культивирования спорта в массы и, конечно же, чтобы взрастить новых олимпийских чемпионов.

♦ Автоспорт – один из видов спорта, получивший в Туркменистане особенно широкое развитие. 1 сентября 2013 года в стране был открыт Центр автомобильного спорта. В этот же день состоялся первый чемпионат Туркменистана по автоспорту, участие в котором принял Президент Гурбангулы Бердымухамедов. Столь яркое начало нового спортивного комплекса явилось свидетельством выхода отечественного автоспорта на новый виток развития и в огромной степени способствовало его популяризации среди молодежи.

Президент Международной автомобильной федерации (FIA) Жан Тодт вручил главе государства сертификат, подтверждающий соответствие туркменистанского Центра автоспорта международному квалификационному уровню. Высокая оценка дана также трассе, предназначенной для проведения соревнований по картингу. Она уникальна по своей конструкции и имитирует условия бездорожья.

В Центре автомобильного спорта нашему вниманию были предложены выставка спортивных автомобилей и квадроциклов, осмотр экспонатов музея спортивной техники, а также показательное шоу гоночных авто. Некоторым журналистам посчастливилось даже посидеть за рулем настоящих гоночных машин и проехать на картах по уникальному картодрому.

♦ В Туркменистане говорят: кто имеет лошадь, тот имеет крылья. Или: утром встанешь – поздоровайся с отцом, потом – с конем.

Таких пословиц туркменский народ сложил немало. Потому что конь всегда находился рядом с туркменом. Как младший брат, о котором надо заботиться. До сих пор сохраняется традиция украшать лошадей серебром, драгоценными камнями, вышивкой – не хуже, чем своих жен.

Туркмены – единственная национальность в Центральной Азии, которая не употребляет конину в пищу, а своих лошадей хоронит с почестями и молитвой, заворачивая голову в саван.

В советское время поголовье лошадей в стране резко сократилось. Сегодня же предпринимаются активные меры по его восстановлению.

В Международном конноспортивном комплексе Туркменистана разводят и выращивают чистокровных ахалтекинских лошадей. Это одна из самых древних пород из всех существующих в мире: ее история насчитывает 5 тысяч лет. Специалисты утверждают, что от ахалтекинских произошли многие другие породы лошадей.

– Это очень выносливая лошадь. Она очень востребована в таком виде спорта, как марафонные пробеги, – рассказал начальник отдела спортивных лошадей ахалтекинского конноспортивного комплекса, вице-президент Федерации конного спорта Туркменистан Юсуп Аннаклычев. – В 1935 году был организован конный пробег от Ашхабада до Москвы. Маршрут длиной около 5000 км пролегал через пустыню Каракумы, плато Устюрт, казахстанскую степь, российскую лесостепную зону. Трасса очень тяжелая. И далеко не каждая порода лошадей вынесет такое. Но ахалтекинцы дошли все до единого. В 1988 году пробег по этому маршруту повторили. Если в 1935-м он длился 84 дня, то в 1988-м ту же дистанцию лошади преодолели за два месяца. Юсуп Аннаклычев утверждает: характер у ахалтекинцев непростой, работать с ними тяжело. Но если найти подход, конь будет делать все, что скажет человек.

Спортивная лошадь должна постоянно находиться в тренинге. А потому тренировки в комплексе начинаются очень рано. В любую погоду тренеры и конюхи в 4 часа утра уже на ипподромном кругу.

Работа у них непростая: ни выходных, ни праздников. Лошадь ведь требует постоянного ухода. После четырех–пяти часов непрерывной тренировки начинаются чистка скакунов, кормление, уборка конюшен. На территории центра площадью 200 га имеется даже бассейн для лошадей. Не для купаний, а, опять же, для тренинга.

Чистокровных ахалтекинцев сегодня в стране – около 5 тысяч, а во всем мире – не более 10 тысяч. В конноспортивном комплексе их – около тысячи голов. В этом году здесь получили хороший приплод – 85 жеребят. Таким результатом здесь гордятся.

Кроме того, в стране много частных коневладельцев, которые содержат ахалтекинцев. Как бы сложно ни было, половину своей зарплаты люди отдают лошади как другу, остальное – семье. Этого у них не отнять.

Во многих странах мира сегодня созданы ассоциации ахалтекинских лошадей, которые объединены в единую Международную ассоциацию ахалтекинского коннозаводства.

В апреле в стране отмечается День туркменского скакуна. Это национальный праздник, утвержденный на государственном уровне. В Туркменистан приглашаются владельцы ахалтекинских лошадей со всего мира – Канады, США, Латинской Америки, Европы, Средней Азии.

Юсупу Аннаклычеву – 67, почти 40 лет из них он находится рядом с лошадьми. В свое время сам скакал 160-километровый марафон во Франции на ахалтекинце. Ему не удалось тогда завоевать призовое место. Но зато он смог воспитать ученика, который в прошлом году на Азиаде взял золото в конкуре. Туркменский наездник Николай Бегларян, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны именитых участников спортивного состязания, преодолел трассу без ошибок и показал при этом лучшее время.

♦ Кроме впечатлений в рамках программы медиафорума, были и другие – полученные от общения с обслуживающим персоналом отеля, где мы жили, а также на улицах Ашхабада.

За три дня, проведенные в Туркменистане, я ни разу не увидела человека с сигаретой, а тем более пьяного. Зато имела возможность созерцать, с каким достоинством носят национальные одежды туркменские женщины, как строго соблюдают дресс-код мужчины: черные брюки и белая рубашка с длинным рукавом даже в самые жаркие дни. И никаких джинсов, шортов, кроссовок…

Конечно же, впечатлил своей красотой, роскошью и своеобразным архитектурным обликом Ашхабад. Издалека он, и правда, смотрится как белый город. Уже потом в интернете прочитала: в столице – 543 здания облицованы белым мрамором. В ночное время город неузнаваемо преображает шикарная подсветка.

Восхитили павильоны на остановках городского общественного транспорта: прозрачные сооружения из стекла и пластика, оснащенные кондиционерами и телевизорами. В стране, видимо, нет вандалов.

Поразило практически идеальное состояние туркменских дорог, ровных и гладких, как зеркало. Заплаты на дорожном полотне здесь – явление исключительное.

Гордость страны – Международный аэропорт Ашхабад, откуда начиналось и где заканчивалось наше путешествие по Туркменистану. Здание воздушной гавани выполнено в форме огромной белокрылой птицы, широко распростершей свои крылья. Под стать внешнему облику – внутреннее убранство и оснащение самыми передовыми аэропортовыми технологиями.

Описанное здесь, конечно же, далеко не весь Туркменистан. Он очень разный. Запомнились слова одного из ашхабадцев о своей родине как лучшей из стран мира в плане безопасности: «В любое время суток ты можешь себя здесь чувствовать спокойно и ничего не опасаться». А ведь это очень важно для каждого среднестатичного гражданина, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне.

Добавить комментарий