СТРАХУЙ ПО-НАШЕМУ

Союзный полис ОСАГО выявил преимущества белорусского автострахования

Оформление единого российскобелорусского полиса автострахования станет доступно гражданам двух стран ориентировочно с 1 октября, сообщили на минувшей неделе российские «Известия».

С союзным полисом ОСАГО остается немало вопросов, однако, видимо, их станут устранять уже после обозначенной даты. Принцип страховки простой: полис единый, тарифы определяет национальное законодательство.

Весть про единую страховку появилась в информационном пространстве Беларуси и России благодаря переписке вице-президента российского Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина и председателя ЦБ России Эльвиры Набиуллиной.

Глава НАС просил главу ЦБ «рассмотреть возможность использования белорусских правил определения тарифов на автогражданку при интеграции этого вида страхования». Набиуллина отказала со ссылкой на модельный закон «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства (СГ)». Заодно руководитель ЦБ РФ озвучила ключевой принцип полиса: «Порядок установления страховых тарифов по договорам страхования в рамках системы страхования СГ устанавливается законодательством государства-участника по месту регистрации транспортного средства, в отношении которого заключается договор страхования в рамках системы страхования СГ».

Таким образом, россияне будут приобретать страховку по тарифам и правилам российского ОСАГО, белорусы – по белорусским. «У каждой страны будут свои тарифы на ОСАГО и на расширение на другую страну», – специально уточняют «Известия».

Этот же принцип распространяется на выплаты по страховке: «Страховые выплаты и размеры страховых сумм определяются в соответствии с законодательством об обязательном страховании государства-участника, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие».

При этом сам полис, как пояснили «Известиям» в ЦБ, предусматривает покрытие страховых случаев на всей территории СГ либо только на территории государства регистрации транспортного средства – по выбору страхователя.

Одним из следствий такого подхода является обстоятельство, которое и побудило вице-президента НАС обратиться за разъяснениями в ЦБ РФ. А именно: белорусские тарифы выгоднее. Потому Шапарин и поинтересовался возможностью распространить их на россиян: «Получается, что в этом случае при прочих равных условиях российский автолюбитель заплатит за страховку 120–150 долларов, а белорусский – 30–35 долларов. Такое положение дел имеет мало общего с понятием «единый полис».

Тот же расклад обнаруживается и при калькуляции возможных страховых выплат: их размер определяется тем, в какой стране и соответственно какой юрисдикции приключилась авария. «Выходит, что попасть в ДТП в Беларуси «выгоднее», чем в России. Там лимит выплат по «железу» эквивалентен почти 1 млн российских рублей, в то время как у нас он ограничен на уровне 400 тыс. рублей», – цитируют Шапарина «Известия».

Не будем воспроизводить всю тарифно-страховую арифметику с переводом белорусских рублей в российские и обратно. Просто констатируем, что после введения союзного ОСАГО законодателям двух стран предстоит устранить еще немало разночтений. Тем более что пресс-служба ЦБ РФ тоже уверена, «что для реализации проекта единого полиса понадобится внести ряд изменений в законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации».

Напомним: старт проекту союзной автостраховки был дан весной  2021-го. Два года заняли разработка и общественное обсуждение модельного закона. Планировалось, что новый вид страхования заработает в 2023-м, однако уже к лету стало ясно, что этого не случится. Что ж, будем ожидать 1 октября 2024 года и делиться гордостью за белорусские стандарты автострахования.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий