Спокойная дорога до школьного порога

Проливной дождь, зарядивший еще с ночи, не помешал нашей рейдовой группе отправиться в минувшую пятницу по школам Лиозненского района, чтобы узнать, насколько безопасны условия доставки детворы на учебу. По правде говоря, в большинстве случаев сотрудники Транспортной инспекции остались довольны и профессионализмом школьных водителей, и состоянием управляемых ими транспортных средств.

Спокойная дорога до школьного порога Спокойная дорога до школьного порога

Когда мы с ведущим специалистом ОКТБ филиала ТИ по Витебской области Олегом Кошельковым и его коллегой, специалистом первой категории Сергеем Клименко, подъезжали к СШ № 2 горпоселка Лиозно, оформленный по всем правилам школьный автобус выруливал на дорогу – отправлялся за юными пассажирами. Долго задерживать водителя не стали. Ему две сотни деревенских детей надо успеть доставить к первому звонку.

За 8 лет работы в системе образования опытный водитель не «прокололся» ни разу. И сейчас все документы в полном порядке, в путевке стоят предусмотренные законом отметки, в чистом салоне сидит сопровождающий педагог, а рядом – стопка зеленых жилетов для пассажиров. Остается пожелать счастливого пути. Порадовал дисциплинированностью такой же опытный и обязательный водитель из СШ № 1.

Пусть в их неновых, но ухоженных автобусах ремни безопасности вмонтированы в сиденья ремесленным путем (увы, с конвейера сошли без них), но они действуют. А вот в старом белом автобусе Велешковичской СШ отсутствуют вовсе, как и многие другие детали, по которым опознают транспорт, перевозящий детишек: ни соответствующей надписи на борту, ни габаритных огней, ни выдвигающейся нижней ступени. Мрачный водитель разводит руками:

– А я тут при чем? Мне эта машина досталась недавно именно в таком состоянии. Вот в ноябре получу новую, оборудованную на «отлично».

Кстати, новенький и действительно безупречный автобус этой же школы припарковался рядом. При всем желании придраться не к чему. Больше ста ребятишек занимается в Велешковичской СШ. Многие добираются из отдаленных деревень, дороги к которым в дождь едва проходимы. Иногда поездки туда затягиваются как раз по этой причине, но ни один школьник не остается на обочине. Профессионалы-водители добираются до каждого и точно так же возвращают домой.

В Добромысленской школе еще больше учеников – 160, а рядышком – детский сад. И в оба образовательных учреждения ребятню из окрестных деревень доставляют двумя школьными автобусами. По 140 километров наматывает за день каждый, охватывая закрепленную за ним зону.

Одним управляет пенсионер, всю жизнь «оттрубивший» на фурах. Думал, выручит школьную администрацию на месяц, пока подберут кадры, а «застрял» уже на три года и вполне доволен: работа по душе, и сам ко двору пришелся. Другой водитель помоложе, но тоже очень внимательный и аккуратный. Счастливые мальчишки и девчонки выскакивают из их машин и разбегаются по классам.

День начался хорошо, и дождь настроению не помеха. Удивляет идеальная чистота автобусов, прибывших из рейса – будто и не было грязи на пути. Впрочем, такая же
изумительная опрятность характерна для самой школы и ее территории, напоминающей санаторную усадьбу. Сразу видно: детей здесь любят и берегут, а еще с малолетства к труду приучают. Как знать, не заменит ли однажды кто-нибудь из спешащих через школьный двор мальчуганов того же пенсионера за рулем? И приученный к дисциплине с детства, он не подведет земляка.

– Обратите внимание, что серьезных нарушений практически не встречается. По сравнению с прошлыми годами ситуация со школьным транспортом значительно улучшилась, хотя порядка 40 нарушений при осмотре 96 автобусов накануне учебного года нами все же выявлено. Информация о них направлена в управление образования облисполкома для рассмотрения и принятия необходимых мер, – рассказывает начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала ТИ по Витебской области Константин Рой. – На Витебщине для перевозки детей в школы и дошкольные учреждения используется 229 автобусов отделов образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов, и каждый из них – под контролем. В конце лета мы провели профилактические беседы с представителями учреждений образования, осмотрели школьные автобусы на предмет их готовности к перевозке учащихся. Кроме того, приняли активное участие в учебно-методическом семинаре, проведенном управлением образования облисполкома на базе средней школы № 46. В него был включен практикум по подготовке рабочего места и выпуску на линию школьных автобусов. В первые две недели сентября провели целевой комплекс мероприятий по контролю за перевозкой детворы на школьных автобусах. Зачастую вместе с нашими сотрудниками в рейды выходили инспекторы ГАИ и МЧС. Начатая работа продолжается. Наибольшее количество школьных автобусов в Витебском районе – 18, наименьшее – в Шарковщинском: 7. В целом подвижной состав школ за последние годы обновился, и в этом году ожидается пополнение.

На сегодняшний день не выявлено таких нарушений, как эксплуатация автобусов с непройденным гостехосмотром, отсутствие отметок врача о прохождении предрейсового медосмотра, допуск к перевозке детей водителей, не имеющих стажа либо привлекавшихся к административной ответственности за нарушение ПДД, отсутствие старших сопровождающих и другие. Это, безусловно, результат масштабной и продолжительной профилактической работы.

К сожалению, администрация некоторых школ не торопится исполнять требования времени по приобретению для юных пассажиров жилетов повышенной видимости. Не нашли средств для их покупки в отдельных учреждениях образования Браславского, Глубокского, Толочинского, Сенненского районов.

Жаль, что по-прежнему игнорируют кое-где общие технические требования к автобусам по их цветографическому оформлению. И это отмечено не только в Лиозненском, но и в Бешенковичском, Чашникском, Шумилинском, Витебском районах.

В автобусах все еще отсутствуют поясные ремни безопасности (удерживающие устройства) на пассажирских сиденьях, убирающаяся ступенька (подножка), специальный световой сигнал (проблесковый маячок) оранжевого цвета. И грешат этим не только на Лиозненщине.

В Чашникском и Ушачском районах специалистам ТИ попали на глаза школьные автобусы, где рабочее место водителя не было оборудовано звуковыми и световыми сигналами о необходимости остановки, наружной автомобильной громкоговорящей установкой, нет устройства, обеспечивающего автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

Одним словом, поле деятельности для усовершенствования техники велико. Важно активизироваться для устранения недочетов.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий