По данным неофициальной статистики, без гостехосмотра в Беларуси ездит каждый третий автомобиль. В пылу полемики об экономии на дорожном сборе и насколько дешевле оплатить штраф за скобками остается главный аргумент необходимости осуществления данной процедуры в установленный срок: безопасность движения и сохранение человеческих жизней.
В УП «Белтехосмотр» подтверждают, что с 2014-го, когда ввели госпошлину за допуск к участию в движении, количество автомобилей, проходящих государственный техосмотр, снижается с каждым годом. О чем свидетельствует в том числе отсутствие не то что очередей, порой и машин на диагностических станциях.
По данным Могилевского филиала «Белтехосмотр», за полугодие в регионе выдано чуть больше 56 тыс. разрешений, что на 11,6% меньше, чем за аналогичный период 2018-го. Всего же в области числится около 390 тыс. транспортных средств.
Об остроте проблемы свидетельствуют и совместные рейды сотрудников «Белтехосмотра», ГАИ и Транспортной инспекции. В текущем году их проведено 138, выявлено 445 транспортных средств с не пройденным государственным техническим осмотром в установленные сроки.
– Мера довольно результативная, – подчеркивает заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» в Могилевской области Юрий Порошков. – Каждый участник проверяет нюансы, которые находятся в его компетенции, проводится также профилактическая работа.
Сейчас выявление автовладельцев, чьи транспортные средства не прошли гостехосмотр, происходит намного оперативнее, поскольку у сотрудников «Белтехосмотра» есть специальная база, по которой в режиме онлайн можно получить необходимую информацию по допуску автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому принцип работы в рейде теперь совсем иной: пока сотрудник ГАИ патрулирует участок дороги, представитель УП «Белтехосмотр» проверяет по регистрационным знакам в базе данных двигающиеся в потоке автомобили. То есть, чтобы вычислить нарушителя, совсем необязательно останавливать машину для проверки документов, в чем мы смогли убедиться во время очередного рейда.
…Первым в поле зрения попадает старенький ПАЗ с надписью на борту «Ритуальные услуги». Срок действия техосмотра закончился еще 30 июня, но автобус продолжает использоваться – в нем ехали люди с кладбища. Сотрудником ГАИ на водителя был оформлен протокол.
А вот у проезжавшей «Нивы» все в порядке. Она эксплуатируется в одном из строительных предприятий города, где соблюдают требования и сроки прохождения техосмотра.
Особое внимание во время рейда уделялось автомобилям-такси. Сотрудник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Могилевской области Владислав Скляров остановил совершенно новенькую машину. Водитель был полностью уверен, что у него все в порядке, но оказалось зря: автомобили-такси, равно как и все транспортные средства, занятые на пассажирских перевозках, обязаны проходить гостехосмотр один раз в полгода.
– Это, кстати, частое заблуждение среди таксистов, которые работают на новых автомобилях и считают, что могут забыть о гостехосмотре на два года. К транспорту, задействованному в перевозке людей, – самые строгие требования, – резюмирует начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Могилевской области Юрий Порошков.
За полчаса работы в рейде специалисты трех служб остановили около десятка машин. Так, водителя КАМАЗа, перевозившего песок, предупредили, что в августе ему следует явиться на диагностическую станцию. Со штрафом уехал владелец IVECO: транспортное средство уже несколько лет не было на диагностической станции. Молодой человек, управлявший грузовиком VOLVO, был вторично в этом году привлечен к ответственности за отсутствие техосмотра: первый раз – за личное легковое авто, теперь – за грузовое, которое тоже находится в его собственности.
В филиале УП «Белтехосмотр» по Могилевской области составлен график совместных рейдов на второе полугодие. Таким образом, нарушители – постоянно в поле зрения контролирующих органов, и неотвратимость наказания рано или поздно настигнет каждого.
Сегодня в регионе 25 диагностических станций или 29 диагностических линий, которые обеспечивают практически все районы услугой по проведению государственного технического осмотра транспортных средств. Работа над повышением его качества, ростом профессионального уровня персонала, улучшением культуры обслуживания ведется непрерывно. На отчетных производственных совещаниях с участием всех сотрудников и руководителей, а также приглашенных представителей УП «Белтехосмотр», УВД Могилевского облисполкома, региональных филиалов Транспортной инспекции, Госпромнадзора, Центра стандартизации и метрологии подводятся итоги деятельности, рассматриваются возникающие проблемные вопросы, определяются пути и способы их решения, обсуждаются актуальные задачи.
Постоянно проводятся занятия по повышению квалификации сотрудников филиала и начальников диагностических станций, изучению технических нормативных правовых актов. Практикуются выезды на лучшие диагностические станции области для изучения и внедрения передового опыта и современных технологий.
Филиалом в тесном взаимодействии с УГАИ УВД Могилевского облисполкома, филиалом Транспортной инспекции и средствами массовой информации ежемесячно проводится активная работа по привлечению автовладельцев на диагностические станции, в том числе рейдовые мероприятия по выявлению транспортных средств, которые на протяжении ряда лет не проходили государственный технический осмотр.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»