Служба-дружба

ЧАК, АЛЬФА, ДЖУНА И ГРОМ

С момента создания Брестского отряда военизированной охраны Белорусской железной дороги прошло 78 лет.

В разные годы он выполнял различные задачи, в частности, боролся с беспризорниками, старавшимися укрыться на объектах железной дороги; жуликами и бандитами,  обворовывавшими пассажиров и даже стремившихся завладеть оружием самих работников охраны…

Рядом со стрелками охраны всегда были четвероногие помощники. Немецкие овчарки, служащие в отряде, ежегодно помогают остановить десятки нарушителей, действия которых подрывают экономическую безопасность Республики Беларусь и личную безопасность ее граждан.

По описаниям историков, овчарки произошли от одомашненных в бронзовом веке волков. Со временем они были признаны необыкновенно выдающимися служебными собаками, участвовавшими в обеих мировых войнах. Сегодня немецкая овчарка является одной из самых популярных собак в мире. Продолжительность ее жизни – от 12 до 15 лет. Рост может достичь 65 см, вес – 40 кг.

Немецкая овчарка обладает исключительно индивидуальным характером. Она уверена в себе, темпераментна, храбра, упорна, послушна и беспрекословно подчиняется своему хозяину. С чужими людьми проявляет сдержанность и настороженность.

Она любит работать и обладает высокой активностью. Благодаря способности к обучению в совершенстве оправдывает себя в качестве разыскной, караульной и обходно-дозорной собаки, ответственно относясь к территории, которую признает своей.

Характер овчарки позволяет воспитать ее таким образом, чтобы быть послушной сразу нескольким людям. Поэтому она может нести службу с разными проводниками-кинологами, в то время как представители других пород зачастую слушаются только одного.

История применения немецких овчарок в охране железной дороги уходит корнями в организацию и развитие военизированной охраны Белорусской железной дороги.

Для начала отметим, что после революции 1917 года охрану ценностей и общественного порядка на транспорте осуществлял личный состав военной охраны (ВОХР), войск внутренней службы (ВНУС), Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) и железнодорожной милиции. Они не подчинялись Народному комиссариату путей сообщения (НКПС), что не давало возможности правительству требовать от НКПС ответственности за их действия.

Первое решение об организации ведомственной вооруженной охраны железнодорожного транспорта было принято в 1921 году. К началу 1931-го охрана путей сообщения стала единственной полностью военизированной ведомственной охраной НКПС, где также применялось служебное собаководство.

Брестский отряд военизированной охраны Брест-Литовской железной дороги был организован в 1939 году. В 1946-м в его состав входило 9 подразделений с разными местами дислокации. В 1980 году от Львовской железной дороги были приняты еще две команды.

Сегодня же Брестский отряд является одним из трех структурных подразделений военизированной охраны Белорусской железной дороги. Он обеспечивает охрану перевозимых грузов и объектов железнодорожного транспорта на Брестском и Барановичском отделениях силами 7 стрелковых команд, дислоцирующихся на крупных железнодорожных узлах, и 6 стрелковых команд по охране железнодорожных мостов. Все они оснащены современной вычислительной техникой. На рабочих местах начальников караулов функционируют автоматические рабочие места (АРМ), что позволяет оперативно контролировать движение охраняемых грузов по станциям и на перегонах, владеть полной информацией о наличии и передвижении вагонов с грузами.

В парках станций устанавливаются системы видеонаблюдения. Это, как и многое другое, позволяет существенно улучшить контроль за прохождением грузов, их сохранность.

Вы спросите: при чем тут тогда служебное собаководство? Ведь в таких условиях охраны БЖД все и так должно быть в полном порядке: вокруг сплошная электроника – и, как говорится, злоумышленник не пройдет! Но далеко все не так просто. Даже самое ультрасовременное оборудование не покажет злодея, если тот заранее забрался в вагон или спрятал запрещенный для ввоза груз. Сработка датчиков периметровой сигнализации у железнодорожного моста может не остановить любителя острых ощущений, решившего там просто прогуляться. Ну а если это не шустряк-весельчак, а злоумышленник?

Конечно, оперативное прибытие стрелков охраны гарантировано в любом случае. Но и поезда ездят достаточно быстро. Что произойдет, если состав опередит охрану? Во сколько обойдется БЖД остановка поезда с целью спасения жизни нерадивого гражданина, а в случае со злоумышленником – сотни жизней пассажиров поезда или тонн груза?

По этим, как и многим другим, причинам рядом со стрелками трудятся их четвероногие помощники. Служебные собаки Брестского отряда военизированной охраны представлены  только одной породой – это немецкая овчарка. Живут они в специальных вольерах и очень привязаны к своим проводникам.

Мы застали служебную собаку по кличке Чак и провод-ника Владимира Заболотнева за осмотром состава поезда. Зная о том, что рядом со служебной собакой, в большей степени напоминающей огромного волка, не стоит делать резких движений, немного удивились, когда узнали, что Чак еще очень юный пес.

– Ему всего 2 года, – разулыбался Владимир и потрепал Чака за ухом. – Но на его счету уже двое задержанных. В наши задачи входит поиск людей, оказавшихся на объектах дороги без разрешения или по злому умыслу. Иногда случается, когда человек, чтобы защититься или испугать собаку, начинает жестикулировать, а то и драться. Так поступать не стоит. Служебная собака моментально реагирует на агрессивные действия. Нет, она не укусит. Просто прихватит и не отпустит, пока не получит соответствующую команду. Но запомнится это надолго.

По мнению проводника, собака оказывает на человека в большей степени психологическое давление, нежели физическое.

Если на охраняемую территорию пробрался посторонний и пытается спрятаться, то благодаря свойственному собаке чутью она начинает всматриваться в определенное место и лаять. Работники охраны оперативно проверят это место.

– А моего верного друга зовут Альфа, – подключился к разговору проводник Николай Горун. – Взял я собаку, когда она была совсем маленькая. Научил выполнять все основные команды и проходить полосу препятствий. Работа у нас непростая, поэтому постоянно тренируемся в отработке приемов. Главное для собаки – правильные уход и питание.  Мы стараемся за ними ухаживать максимально хорошо, ведь они наши самые верные помощники и друзья.

– Работаю здесь уже 36 лет, а руковожу с 1988 года, – рассказал начальник стрелковой команды на станции Брест-Восточный Владимир Марчук. – В нашей команде насчитывается свыше 130 человек. Для нормальной работы есть все необходимое: просторные светлые кабинеты, учебные классы, тир для отработки приемов стрельбы из оружия, комнаты отдыха и психологической разгрузки, многое другое. Также в штате – восемь проводников и 10 служебных собак. Проводники очень редко говорят о себе, а о своих питомцах – часами. Вот такая служебная дружба. Люди заботятся о собаках, а собаки всеми своими четырьмя лапами стараются их не подвести.

Примечательным стал и еще один эпизод. В завершение встречи нам показали  самый настоящий собачий семейный подряд: железнодорожный мост через реку Мухавец охраняют мама-овчарка Джуна и ее сын Гром.

К мосту подойти нереально – проверено лично. Даже в присутствии проводников оглушительный лай на посторонних долго не замолкает.

Никита ПЕТРОВ, «ТБ»

Добавить комментарий