От пятидесяти к сотне

От пятидесяти к сотне

За 23 года существования Кинологический центр органов пограничной службы Республики Беларусь прошел путь от школы по подготовке инструкторов служебных собак до одного из крупнейших учебных центров стран СНГ и Восточной Европы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов-кинологов и служебных собак к различным видам служб. Ежегодно здесь обучается около 300 специалистов и их служебных собак. Всего же за это время для органов пограничной службы Беларуси обучено более 3500 специалистов служебного собаководства и свыше 2500 служебных собак. И это далеко не все.

Подготовка специалистов осуществлялась для Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного таможенного комитета, Министерства обороны, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Совершенствовать знания приезжают и иностранцы. Так, например, осенью этого года обучение завершили представители Азербайджанской Республики.

Главная гордость – племенной питомник. Здесь занимаются воспроизводством и разведением собак служебных пород. Необходимость в них очевидна – 99% собак, служащих в органах пограничной службы Беларуси, являются выходцами центра.

Разводится три основные породы: бельгийская и немецкая овчарки, лабрадор-ретривер, а также кавказская и среднеазиатская овчарки.

Центр весьма успешен, но почивать на лаврах здесь не привыкли.

– Учатся курсанты, питомцы. Учимся и мы, – поделился начальник центра Андрей Быков. – Если изначально между  кинологом и питомцем не установился контакт – плохо. Если же он очевиден, то это 50 процентов успеха. Однако, чтобы стать настоящей командой, необходимы все 100. А это уже кропотливый труд: учеба и тренировки, качество которых во многом зависит от специалистов центра.

Общая площадь кинологического центра – около 16 гектаров. Каждый сантиметр продуман до мелочей. Прямо у входа размещены музейная комната, ветеринарный пункт и карантинные вольеры. Благодаря этому происходит меньше контактов с зонами размещения родильного отделения и вольерами отделения выращивания и племенной работы.

Центральную территорию занимают учебный корпус кинологов и учебно-тренировочные площадки, а также полосы препятствий, предназначенные для подготовки служебных собак.

Работают специальная кормокухня и бассейн.

На выставочных стендах музейной комнаты размещено сразу несколько экспозиций.

– Самая большая – это кубки, медали и другие награды, завоеванные питомцами центра на выставках и соревнованиях республиканского и международного уровней, – рассказал заместитель начальника по идеологической работе  Иван Русакевич. – Отдельно представлены сувениры от выпускников центра и коллег-кинологов из Австрии, Азербайджана, Арабских Эмиратов, Армении, Германии, Казахстана, Китая,  Латвии, Литвы, Молдовы, России,  Саудовской Аравии,  Турк-менистана, Узбекистана,  Украины, Финляндии и Франции.

Рассматривать разные по исполнению и принадлежности к национальной культуре экспонаты можно часами, ведь за 23 года их собралось почти рекордное число. Но чем дальше, тем интереснее.

– Мы бережно храним фотоматериалы и исторические документы о развитии центра. Здесь есть образцы снаряжения, учебных предметов, – продолжил Иван Русакевич и, указывая на следующий стенд, подчеркнул:  – Наша гордость – найденные кинологами и их питомцами контейнеры для перевозки контрабанды: банка из-под пепси, батарейки и даже болты. Обратите внимание, они все закручиваются по резьбе, которой в исходных предметах нет.

– В ветеринарном пункте работает пять высококвалифицированных специалистов. К пациентам мы относимся с заботой и вниманием, ведь четвероногий защитник не станет сильным и выносливым, если изначально не будет здоров, – рассказал начальник пункта Анатолий Спиридович.

Нам показали карантинное, инфекционное и стационарное отделения, а также современный кабинет первичной диагностики, аптеку и даже операционную.

– Все строго учитывается. В личных картах служебных собак фиксируются не только профосмотры, но и истории болезней с установленными диагнозами, – продолжает он. – В этом нам помогают дерматологические, гематологические и биохимические анализаторы, рентгенаппарат и аппарат УЗИ. Физиотерапевтический кабинет оборудован в том числе аппаратом УВЧ и «Искра-1», предназначенным для лечения различных порезов и травм. Ну а если питомец серьезно заболел, то в стационарном отделении оборудовано 13 воль-еров с отоплением, вентиляцией, горячим и холодным водоснабжением. Аналогично оборудованы инфекционное и родильное отделения.

Молва о ветеринарном пункте, в большей степени напоминающем лечебницу, уже давно вышла за пределы центра. Поэтому пациенты здесь теперь самые разные. 

Как утверждают ветеринары, служебные собаки более сдержанны, поэтому стойко переносят боль. Домашние животные, которых сюда привозят лечиться на платной основе, менее терпеливы. Однако и среди служебных собак встречаются те, кто так же, как и некоторые взрослые люди, боится уколов.

Первое, что бросается в глаза после выхода из ветпункта, – отдельно стоящие карантинные вольеры.

– Это меры предосторожности для исключения инфицирования племенных собак и их щенков, – пояснил Иван Русакевич. – Дело в том, что наши питомцы достаточно часто принимают участие в выставках и соревнованиях. Чтобы исключить возможность переноса инфекции и заболеваний, которыми собака могла заразиться в пути, она, как и новобранцы, прибывающие на обучение, содержится здесь определенное время.

Мера эта вполне рациональная и оправданная, ведь легче вылечить одного, чем всех обитателей питомника.

Сейчас в кинологическом центре содержится около 100 взрослых собак и щенков. Все малыши появляются на свет в уже упомянутом родильном отделении. Вход посторонних лиц в здание – под строжайшим табу. Ведь ничего хорошего не выйдет, если на обуви или одежде малышам занесут какую-нибудь инфекцию.

После рождения щенки с мамой – около 2 месяцев. Далее они продолжают жить всем пометом в одном вольере. По достижении 4-месячного возраста малыши начинают постигать науку несения службы и переезжают в отдельные вольеры отделения выращивания и племенной работы.

Особый интерес вызывает процедура выбора имени для новорожденных щенков. Каждый год все клички дают на одну для всех букву алфавита. В этом году это «У».

Клички дают работники родильного отделения, которые безошибочно называют щенков по именам буквально с первых дней. Ориентирами выступают особые приметы новорожденных – уши или глаза, пятнышко на лапке или даже несколько ворсинок другого окраса на определенной части тела.

Со щенками много играют. Рядом с их вольерами установлена полоса препятствий. Только пока она предназначена для самых юных служебных собачек, которые, бесконечно тявкая, выбегают из вольера дружной гурьбой и сразу просятся на руки кинолога.

В отделении выращивания и племенной работы, куда переселяются подросшие щенки, содержатся представители племенного ядра и молодые собаки.

– Высокие показатели наших питомцев подтверждаются итогами участия в международных соревнованиях, – рассказал Андрей Быков. – В этом году мы соревновались в первенстве по биатлону в Латвии. Команда состояла из четырех специалистов и их служебных собак. Заняли первое общекомандное место, а в личном зачете – первое и второе. Для центра это – очень важное достижение по линии кинологического спорта. Отмечу,  полученные результаты зависят не только от уровня подготовки питомцев, но и от качества ведения племенной работы.

В центре много династий превосходных служебных собак. Но порода должна продолжать развиваться и совершенствоваться.

– По этой причине мы сотрудничаем со всеми кинологическими структурами Республики Беларусь и ближнего зарубежья, – отметил Андрей Николаевич. – Наша задача – не просто выводить собак, соответствующих требованиям подготовки, а получать питомцев, обучаемых в максимально короткий срок. Это – главный потенциал, необходимый даже собакам-пенсионерам.

Дело в том, что за 8 лет службы у четвероного труженика вырабатываются определенные стереотипы: взяли из вольера на службу, поработали, привели обратно. Собака отдыхает и уверена в том, что снова придут и она опять пойдет служить.

Когда карьера подходит к завершению, питомец отдается кинологу, который был за ней закреплен, или тому, кто будет хорошо смотреть четвероного пенсионера. Здесь и пригодится умение быстро обучаться даже в почтенном возрасте, ведь теперь собаке надо научиться жить в новых условиях.

Учебный корпус кинологов включает оборудованные классы тактики пограничной службы и специальной подготовки. Обучение проходит в несколько этапов с военнослужащими срочной и контрактной службы, а также прапорщиками.

– Военнослужащие срочной службы отбираются после присяги, – пояснил Иван Русакевич. – Первоначально они обучаются в течение месяца на вожатых и получают элементарные навыки по обращению и уходу за собакой. Лучших военнослужащих мы отбираем для дальнейшего обучения на инструктора, где более углубленно обучают разыскной службе.

Специальной службе-поиску наркотических веществ, оружия и боеприпасов обучаются три с половиной месяца и только военнослужащие контрактной службы. Курсы повышения квалификации с обучением новым методикам проходят каждые полгода. Это либо разыскная, либо специальная служба. Программу, по которой учится кинолог, проходит и его служебная собака.

Заметим, обучение уходу и содержанию питомца предусмотрено в начале каждой учебной программы. Здесь и происходит слияние теории с практикой: рабочий день курсанта начинается с выгула и кормления собаки, уборки ее вольера. После этого – совместные занятия.

Местом встречи для плодотворной практики выступают полосы препятствий и учебно-тренировочные площадки. Условия приближены к реальным: есть легковые и грузовой автомобили, пассажирские автобусы и железнодорожные вагоны.

Обучение также проводится в специальном закрытом помещении с самыми разнообразными тренажерами. Это и стеллажи, банки с продуктами питания, библиотека, разные виды коробок, телевизор, детские игрушки, картотечный блок с множеством ячеек и другое. Но щенки начинают познавать науку определения нужного запаха с односекционного лотка, куда помещается необходимый учебный предмет. Если тренировка направлена на поиск и обнаружение взрывчатых веществ, то это – коробок с пластиковым покрытием и несколькими отверстиями: содержит имитатор запаха тротила, гексагена или пластида. Запах оружия  имитирует оружейное масло. А вот с обучением обнаружению наркотических веществ дело обстоит несколько иначе – заменители не применяются. Их не существует. Учебный предмет изготавливается в специальной лаборатории и имеет выраженный запах.

Для полноценной тренировки необходимы также раздражители. Ими выступают запахи окружающих вещей и предметов, а также аромат любимого лакомства – маленького кусочка колбаски или мяса, лежащего в кармане одежды курсанта.

Процесс обучения очень прост: по команде курсанта щенок должен найти уже известный ему запах учебного предмета, то есть подойти к находящемуся практически рядом с ними одинарному лотку и понюхать внутри.

– Обучение проходит в форме игры и за вознаграждение, – пояснила инструктор Алена Гутор. – Со временем щенок перестает отвлекаться на посторонние раздражители и чувствует заученный запах даже на большом расстоянии.

Отметим, хорошо обученная собака может вычислить даже «глотателя» – человека, перевозящего наркотики внутри себя, ведь на руках всегда остаются частички любого вещества.

– Очень несправедливо называть служебных собак наркоманами, – считает Андрей Быков. – Их можно сравнить с дегустатором, так как все время службы приходится очень многое нюхать. Люди перевозят стиральные порошки, кофе, другие сильно пахнущие вещества. Собаке надо все это проверить и, если действительно есть, выделить характерный запах запрещенных или контрабандных веществ.

Важным завершающим этапом обучения является прохождение особого теста. Экзаменаторы не говорят курсанту, где спрятали учебный предмет, ведь пес моментально чувствует эмоции и улавливает малейшие движения любимого хозяина. Некоторые щенки даже пытаются хитрить, стремясь заранее получить любимую «вкусняшку».

В целом процесс обучения напоминает бесконечную череду игр. Но это очень поверхностное впечатление.

– Мы и наши питомцы получаем важные знания, – прокомментировали курсанты. – Но главное – у нас самые лучшие преподаватели.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий