Штраф с… улыбкой

 

На этот раз местом своей дислокации сотрудники отдела контроля транспортной деятельности филиала ТИ по Гомельской области выбрали площадку отдыха на 452-м километре трассы М8. Чисто из-за соображений удобства, потому как на отдых-то времени совсем и не оставалось – из России, Украины, Евросоюза и Турции тянулись к нам фуры…

Как по мне, так и сейчас тут достаточно оживленно, хотя инспекторы говорят, что в последнее время грузопоток значительно снизился.

Итак, на дороге работы много. Так что у сотрудников филиала Транспортной инспекции по Гомельской области нет особой возможности разговоры разговаривать. Одну за одной они тормозят многотонные фуры с нашими и другими «братскими» номерами. Водители безропотно достают документы. Дело-то привычное. Вроде особых проблем не возникает. Сейчас. Ну а в среднем именно на этой трассе фиксируется порядка 15–20 нарушений.

Тем не менее, несмотря на разность национальностей, нарушения, как правило, у всех одинаковые. И тут их уже знают наизусть. Вот, например, одна из самых больных тем – несоблюдение режима труда и отдыха при выполнении международных автомобильных перевозок, установленного международным соглашением ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).

– Нарушают все, – говорит начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Гомельской области Геннадий Титков. – Тут нельзя привязываться к каким-либо отдельным странам. Это скорее вопрос дисциплинированности самого водителя. А недисциплинированные, к сожалению, бывают везде. И это – проблема. Причем мы привлекаем к ответственности только водителя. В некоторых странах пошли дальше – за своего работника отвечает непосредственно перевозчик. И будет ли он его подгонять в таком случае?

Да уж вряд ли… Хотя каждый мало-мальски разумный человек вообще, а водитель-профессионал со стажем тем паче, должен в полной мере осознавать, что такое усталость за рулем. Которая наваливается внезапно и буквально смыкает глаза. И что такое уснувший за рулем водитель большегруза, тоже объяснять никому не надо. Тем не менее нарушают. Потому что каждый считает, что с ним-то уж точно ничего произойти не может. А ведь происходит.

В отдельных случаях водители нарушают установленные нормы труда и отдыха, иногда не используют регистрационные листки, на которых отображается информация об определенных периодах работы водителя, либо выполняют перевозки без контрольного устройства (тахографа). За подобные нарушения ст. 18.26 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. И немалого. Зато справедливого. В самом деле, решил сэкономить на достойном отдыхе, будь добр, отдай эти деньги государству. Так что странная экономия получается. Хотя, если переиначить известную поговорку, не себе, так людям…

Пришлось заплатить такой штраф и перевозчику фирмы «Хегель Ман Транспорт» из Казахстана. При проверке сотрудниками отдела контроля транспортной деятельности филиала ТИ по Гомельской области он был уличен в искажении данных. То есть, попросту говоря, ввел другую информацию на карту водителя. И попался. В результате наказал себя по ст. 18.26.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ни много ни мало аж на 30 базовых величин, или 6300 тысяч рублей. Дороговато вышло…

Впрочем, еще более печальный итог получился у водителя фирмы «Групп Логистик» из Турции. Из-за отсутствия карты водителя в тахографе по той же статье он оставил в нашей казне уже 40 базовых величин, или 8400 тысяч рублей.

Хотя некоторые нашли выход и из этой ситуации. Вот, например, едет человек, скажем, из Перми (название города тут, впрочем, принципиального значения не имеет). И едет безо всякой оглядки на пресловутый режим труда и отдыха. Подъезжает к границе Беларуси. А тут, как известно, «халява» заканчивается. Например, от международных перевозчиков не раз приходилось слышать, что Беларусь пройти гораздо сложнее, чем, например, Польшу. Да и сами поляки, если видят наши отметки на документах водителя, особыми проверками себя не утруждают. Это как стандарт качества. И очень приятно. Так что от ответственности никто не уйдет. Водители это знают и… идут добровольно «сдаваться» российским службам контроля в последнем населенном пункте на своей территории: виноват, мол, спешил, исправлюсь, готов понести заслуженное наказание. И несут. Наказание, в смысле. А далее уже с соответствующей отметкой спокойно пересекают границу.

Вы спросите, зачем такие финты? Да все очень просто: сумма штрафа за нарушение водителями режима труда и отдыха при выполнении международных автомобильных перевозок, установленного международным соглашением ЕСТР, там и тут, как говорят в Одессе, две большие разницы. Тогда зачем платить больше? Кстати, по нашей территории иностранные перевозчики стараются передвигаться уже без нарушений. По означенным выше причинам. Весьма веским, надо сказать.

Впрочем, и это еще не все. У водителя венгерской фирмы «Котаса Транс» отсутствовал действующий международный сертификат технического осмотра. А это тоже нарушение весьма серьезное. Как, впрочем, и наказание: по ст. 18.42 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях оно составило 20 базовых величин, или 4200 тысяч рублей. Не так много, конечно, как в предыдущих случаях, но все равно очень неприятно.

Вероятно, столь же неприятно было и водителю фирмы «ВМ Лтд.» из Украины, когда выяснилось, что высота его транспортного средства пусть и незначительно, но все же превышает нормативы. Ему согласно ст. 18.43 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях также пришлось заплатить 20 базовых величин.

Еще у иностранцев частенько отсутствуют разрешение на проезд по дорогам общего пользования (с оплатой дорожных сборов или без оной), страховка (она же «зеленая карта»), необходимые документы на холодильное оборудование или перевозку опасных грузов и т. д.

– Главную нашу цель, я думаю, можно определить одним словом: безопасность, – подчеркивает Геннадий Титков. – Во всех ее проявлениях. Безопасность людей, перевозки грузов, экологическая. А вообще, это понятие на редкость многогранное. Так что работы много. И не только непосредственно на дороге. Транспортная инспекция – не столько карающий, сколько консультативный орган. Жалоб и предложений нам поступает много. Каждое обращение рассматривается индивидуально. И самым внимательным образом. Если упоминаются какие-то конкретные факты, проводим самую тщательную проверку. И при необходимости принимаем меры.

Кстати, принцип «Доверяй, но проверяй» мы используем и в отношении своих сотрудников. А поскольку работа у нас практически круглосуточная, такие внезапные проверки устраиваем и в ночное время. Все это знают. И, между прочим, жалоб на наших работников стало значительно меньше. Но давайте смотреть правде в глаза: там где есть жесткий контроль, всегда будут недовольные.

Конечно, можно было бы вспомнить старую присказку: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Ан нет! Как раз в это время к месту нашей стоянки подъехали две фуры с украинскими номерами. Два друга, два Сергея – Король и Плиска, родом из соседней Черниговской области. Едут в Казахстан. Путь, прямо скажем, неблизкий. И нелегкий. Вот у них-то я и решила поинтересоваться, что они думают о Беларуси вообще и о Транспортной инспекции в частности. Кстати, во время нашей беседы сотрудники ТИ удалились на приличное расстояние. Тактичности ради и объективности для.

– Мы тут частые гости. Уже лет десять через Беларусь фуры гоняем, – наперебой заговорили водители. – У вас хорошо. Дороги отличные. Их сразу чувствуешь, как только границу пересекаешь. А главное, спокойно тут, безопасно. Можешь прямо в лесу остановиться и поспать, зная, что никто на тебя не нападет, никто не ограбит.

Оно-то так. Времена «лесных братьев» отошли в прошлое. И все же я не могу не задать провокационный вопрос, исподволь косясь на сотрудников Транспортной инспекции:

– А начальство на дорогах не обижает?

– Да что вы! – ответ звучит совершенно искренне и как-то даже возмущенно. – Ни разу еще просто так не наказали. Да мы и сами стараемся не нарушать. Себе ведь дороже выходит. Режим труда и отдыха всегда соблюдаем. У нас машины умные, они сами сигналят, когда остановиться пора.

«Эх, побольше бы таких, законопослушных», – невольно думала я, возвращаясь на наш импровизированный пост…

Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»