Мотоспорт набирает обороты

Сегодня ДОСААФ Беларуси развивает большое количество технических видов спорта. И, пожалуй, одним из самых динамичных и привлекательных для детей и молодежи является мотоциклетный. Особенно массовой стала такая дисциплина, как мотокросс.

Известны во всем мире

Еще со времен БССР успехи наших мотокроссменов на международной арене были весьма весомыми. Скажем, легендарный белорусский гонщик Лев Воронович еще в составе сборной команды СССР участвовал в чемпионатах мира и Европы, побеждал и становился призером на чемпионатах Советского Союза и БССР. Уже будучи тренером, Лев Семенович подготовил плеяду знаменитых спортсменов международного уровня – Николая Кобелева, Валерия Одессова, Анатолия Лукьянчика и других.

На современном этапе всех превзошел нынешний воспитанник СДЮСТШ по автомотоспорту ДОСААФ мастер спорта международного класса Евгений Тылецкий. Он многократный призер международных соревнований, в 2011 году завоевал серебро, а в 2012-м одержал уверенную победу на сложнейшем восьмиэтапном чемпионате Европы по мотокроссу в классе EMХ Оpen. Подобного успеха в истории белорусского мотокросса еще не добивался никто.

Отец Евгения Александр Тылецкий также был знаменитым досаафовским спортсменом, мастером спорта СССР, чемпионом Советского Союза и БССР по мотоспорту. К великому сожалению, он рано ушел из жизни, но успел вырастить достойного сына. Несколько лет назад ДОСААФ Беларуси был учрежден и ежегодно проводится Открытый турнир памяти Александра Васильевича Тылецкого по мотокроссу, на который неизменно приезжают сильнейшие спортсмены нашей страны и ближнего зарубежья.

Мы открыты для диалога

В последнее время в интернете появились определенные дискуссии вокруг темы мотоспорта, и некоторые вопросы требуют детальных разъяснений широкой общественности. Именно технические виды спорта являются самыми затратными, и для этого нужны значительные финансовые вливания. При этом возможности ДОСААФ и государства не безразмерные, особенно в нынешней непростой экономической ситуации. Поэтому приходится быть избирательными, видеть главное в работе – развивать именно массовый спорт, при этом не забывая о спорте высших достижений.

Сегодня в оборонном обществе сборные команды по разным видам спорта формируются из наиболее талантливых спортсменов, добившихся высоких результатов на соревнованиях определенного уровня. Так, сборная Республики Беларусь по мотокроссу укомплектовывается ежегодно с учетом спортивных результатов, показанных кандидатами в нее в предыдущем спортивном сезоне. Все делается сугубо в соответствии с Инструкцией по формированию национальных и сборных команд по техническим и авиационным видам спорта. Списочные составы согласовываются с Министерством спорта и туризма, утверждаются председателем центрального совета ДОСААФ. Кандидаты представляются как федерацией, так и организациями и оргструктурами ДОСААФ.

В Беларуси есть более десяти мотокроссовых трасс, часть из которых – европейского уровня. Начиная с 1987 года по настоящее время в Волковыске, Ошмянах и Иваново проведено более десяти престижных международных соревнований (в том числе этапы чемпионата Европы), что говорит уже об очень многом.

В то же время нужно подчеркнуть, что все мототрассы Беларуси находятся в ведении местных властей и не принадлежат ДОСААФ. Оборонное общество лишь проводит на них соревнования и при этом несет значительные расходы на привлечение дорожной и другой специализированной техники, пожарных расчетов, бригад скорой медицинской помощи, сотрудников сил правопорядка.

Сегодня состояние спортивных объектов, находящихся на балансе организаций и оргструктур ДОСААФ, поддерживается на надлежащем уровне, они постоянно ремонтируются и модернизируются. Наглядные примеры тому – хорошее состояние базы СДЮСТШ по автомотоспорту по улице Суворова, 18 в Минске, картинговой и мотокроссовой трассы в районе поселка Боровая Минского района, мототрассы в Несвиже и других.

Сегодня чемпионат и первенство Республики Беларусь по мотокроссу состоят из четырех этапов. Календарный план проведения спортивных мероприятий по техническим, авиационным, военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта формируется на основании предложений федераций, а также оргструктур и организаций ДОСААФ. Как показывает многолетний опыт организации и проведения многоэтапных чемпионатов Беларуси, оптимальным являются соревнования, состоящие из трех-четырех этапов. Большее их число ведет к распылению финансовых средств как организаторов, так и самих участников, а также «выбиванию» ресурса спортивной техники. По различным причинам в этих этапах не может участвовать большое количество спорт-
сменов, что в итоге ведет к снижению массовости состязаний.

Серьезный вопрос – распределение спортивной техники. Ею ДОСААФ обеспечивает в первую очередь спортсменов штатной национальной команды. При наличии финансовой возможности оборонное общество укрепляет учебно-спортивную базу подведомственных организаций и районных оргструктур, где также есть секции по мотоспорту. Приобретаются мотоциклы для ведущих спортсменов, занимающих призовые места на международных соревнованиях.

Спортивная техника закупается в соответствии с Государственной программой развития ДОСААФ на 2014–2018 годы. Ее распределение происходит в соответствии с приказом председателя центрального совета ДОСААФ на основании конкретных заявок организаций и оргструктур оборонного общества, протокола заседания тренерского совета национальных команд по техническим и авиационным видам спорта.

Например, только за минувший год по госпрограмме закуплены различная спортивная техника и имущество на все виды спорта более чем на 10 миллиардов рублей. Приобретены 15 мотобольных и мотокроссовых мотоциклов, 25 учебно-тренировочных картов, различная спортивная форма и многое другое. Это позволило обеспечить национальные и сборные команды, укрепить учебно-спортивную базу организаций ДОСААФ.

Недавно произошли некоторые изменения в принципах проведения чемпионата и первенства Республики Беларусь по мотокроссу. Так, классы мотоциклов «50 см3», «Хобби» и «Ветеран» исключены из командного зачета. Нужно подчеркнуть, что они являются национальными – по ним не проводятся чемпионаты и первенства Европы или мира. Награждения спортсменов в этих классах производится только в личном зачете.

Особо надо сказать о спортсменах класса мотоциклов «50 см3». Здесь выступают самые юные участники, которые еще только делают первые шаги в освоении простейших спортивных навыков. Это дети, которые еще не окрепли, не сформировались физически и психологически. Поэтому сразу включать их в соревнования высокого спортивного уровня, предъявлять к ним серьезные спортивные требования, нацеливать на конкретный результат просто нельзя. Это может привести к травматизму, психологическим проблемам и нанести серьезный вред здоровью. Именно из этих соображений класс мотоциклов «50 см3» был исключен из командного зачета чемпионата Беларуси, но остается в личном зачете первенства страны маленьких спортсменов. Соревнования в этом классе проводятся на упрощенной трассе.

Центральный совет ДОСААФ всегда открыт для диалога на любую тему, связанную как с мотоциклетным, так и с любым другим видом спорта, приветствует здравый конструктивный подход. Ведь главное, чтобы в итоге выиграл спорт, а в наши секции пришли сотни детей и юношей, которые получат в ДОСААФ физическую и моральную закалку, станут достойными гражданами и патриотами своей страны.

Андрей Дроб, начальник пресс-центра ДОСААФ Республики Беларусь