Шесть лайфхаков, или Безопасность пассажиров в руках самих пассажиров

Ежегодно в конце августа – начале сентября большое количество людей возвращается в Минск из отпусков. У десятков тысяч ребят и молодых людей начинаются занятия в средних и высших учебных заведениях. Очень многие минчане и гости столицы после перерыва вновь активно пользуются услугами метро. Поэтому мы решили еще раз напомнить взрослым и детям, какие основные правила безопасности нужно соблюдать в метрополитене, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Метро начинается с лестницы…

Начнем с обычной лестницы к платформе. Смотрите под ноги, старайтесь не бегать, так как вы рискуете оступиться, упасть и получить серьезные травмы: переломы, сотрясения, растяжения, ушибы и прочее.

Будьте внимательны, проходя через входные двери в метро. Придерживайте закрывающуюся дверь, чтобы не травмировать идущего сзади человека. Также следует учитывать, что впереди идущий пассажир может не удержать дверь – и она нанесет вам травму. Не допускайте попадания пальцев рук в зазоры дверей.

При прохождении через турникет убедитесь, что на нем после совершения оплаты за проезд загорелась зеленая стрелка, сопровождаемая характерным звуком. Если вы пошли на красный свет, то закрывающиеся створки могут вас ударить.

При пользовании эскалатором держитесь за поручни во время движения, не бегайте и не балуйтесь. Не допускайте попадания одежды, обуви, личных вещей в зазоры между подвижными и неподвижными его частями. Падение на движущемся эскалаторе может повлечь за собой более тяжелые последствия, чем на простой лестнице.

Линия жизни

Не заходите за ограничительную линию у края платформы, а лучше всего не приближайтесь к ней до полной остановки состава. Электропоезд, прибывающий на станцию, может нанести вам травму. Кроме того, люди, спешащие первыми попасть в вагон, могут нечаянно толкнуть вас – и падения на рельсы не избежать.

При посадке в вагон и высадке из него следите за тем, чтобы нога не попала в зазор между кузовом электропоезда и платформой. Входите и выходите только после полного открытия дверей, не препятствуйте их закрытию. Попытка пройти в вагон или выйти из него в момент, когда двери смыкаются, может закончиться неприятностями. Также нельзя прислоняться к ним. Находясь в вагоне, держитесь за поручни, чтобы избежать падения и травмирования.

Береженого бог бережет

Обращайте внимание на подозрительно ведущих себя граждан, на пассажиров, проявляющих признаки психического расстройства, находящихся в неадекватном состоянии. Если вы заметили таковых, незамедлительно сообщайте об этом работникам метрополитена, которые находятся поблизости, или диспетчеру службы безопасности по телефонам: +375 17 219-57-52, +375 29 662-57-52. Вы также можете обратиться в милицию по телефону 102.

О нарушении общественного порядка в вагоне, задымлении, несчастном случае, неисправности подвижного состава, других чрезвычайных ситуациях немедленно сообщите машинисту при помощи переговорного устройства «пассажир – машинист» в вагоне. Для этого нажмите на кнопку и передайте сообщение, отпустив кнопку, выслушайте ответ.

При нарушении общественного порядка на платформе, неисправности подвижного состава, других нештатных ситуациях необходимо оповестить о случившемся любого работника метрополитена. Можно обратиться к инспектору службы безопасности на каждом из вестибюлей станции. Кроме того, в торцах платформы и возле входов на станции в подземных пешеходных переходах установлены переговорные устройства SOS–INFO, с помощью которых можно связаться с дежурным персоналом станции.

Спасение при падении

Одна из самых опасных ситуаций в метро – поражение током контактного рельса при падении пассажира на станционные пути. Оказаться на рельсах человек может в результате личной неосторожности, при резком ухудшении самочувствия, а также при случайном толчке другим пассажиром. В этой ситуации возможны травмы различной степени тяжести и даже гибель пассажира.

Если вы попали на рельсы, постарайтесь любым способом привлечь к себе внимание сотрудников метрополитена, пассажиров. Оказавшись на путях, ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы и пытаться самостоятельно выбраться с пути. Вдоль края платформы проходит контактный рельс под смертельно опасным напряжением 825 вольт.

Если при падении на рельсы вы сохранили возможность двигаться самостоятельно, то, не приближаясь к краю платформы, быстро проследуйте к месту остановки головного вагона поезда. Это даст возможность машинисту вовремя затормозить. Ориентирами, где остановиться, послужат черно-белая рейка, укрепленная на пути, а также зеркало на платформе. В этом месте спокойно ожидайте работника метрополитена, который выведет вас из тоннеля.

Если при падении вы получили травму или видите приближающийся электропоезд, ложитесь ничком в желоб между рельсами, придерживайте элементы одежды, которые могут зацепиться за подвагонное оборудование, пригните голову и постарайтесь не шевелиться. В этом случае поезд, даже накрыв вас, не причинит вреда. Находитесь в таком положении до тех пор, пока машинист электропоезда или дежурный персонал станции не придут к вам на помощь.

Если на путях одновременно оказалось несколько человек, то ложиться друг на друга или в обнимку нельзя. Необходимо быстро укладываться в желоб друг за другом. В таком положении необходимо лежать не двигаясь не только до полной остановки состава над вами, но и после этого. Нужно помнить, что подвагонное оборудование поезда находится под высоким напряжением. Когда состав полностью остановится, немедленно зовите на помощь, тем самым давая понять окружающим, что вы живы. После прибытия работников метрополитена точно следуйте их указаниям.

Если вдруг вы оказались между вагонами поезда, стоящего на станции, не паникуйте и немедленно зовите на помощь. По возможности стучите в торцевые окна, по кузову вагонов. Однако не забывайте, что около вас расположены контактный рельс и оборудование электропоезда, находящиеся под высоким напряжением. Попробуйте аккуратно взобраться на сцепное устройство между вагонами, чтобы максимально возможное время не быть зажатым, если поезд все же придет в движение. Ухватитесь за боковые поручни с торцевой части вагона, по возможности поднимитесь на них, избегая касаний контактного рельса иными частями тела.

Если вы стали очевидцем того, как находящийся рядом человек внезапно упал между вагонами стоящего поезда, не пытайтесь достать его самостоятельно. Первым делом необходимо заблокировать ближайшую к вам дверь вагона, не давая ей закрыться до конца. Можно стать в дверной проем или поставить в него любой громоздкий предмет ручной клади, предварительно известив находящихся у дверей пассажиров о причинах. Затем сразу же зовите на помощь, привлеките внимание находящихся на платформе работников службы безопасности или других работников метрополитена. Если пострадавший находится в сознании, попросите его не делать резких движений и попыток выбраться наверх самостоятельно. Заметив подобную ситуацию из вагона, когда его двери уже закрыты, немедленно сообщите об этом машинисту при помощи переговорного устройства «пассажир – машинист».

Если упавший на рельсы человек находится в бессознательном состоянии, необходимо оповестить о случившемся любого работника метрополитена.

Без паники!

Обнаружив возгорание или задымление в вагоне во время движения поезда, сообщите об этом машинисту, используя переговорное устройство «пассажир – машинист», расположенное у дверей. Примите меры по тушению пожара огнетушителем (они находятся за спинками сидений, места их расположения обозначены соответствующими значками). Остальным пассажирам рекомендуется лечь на пол – там наименьшее скопление ядовитого дыма.

В случае возникновения на станции задымления, пожара, взрыва первым делом необходимо успокоиться, постараться не впадать в панику, оценить обстановку и определить пути эвакуации. Если можете, окажите помощь пострадавшим или при тушении пожара. В то же время помните: главное – самому не стать спасаемым. Если в подобной ситуации вы не уверены в собственных силах, необходимо эвакуироваться в сторону, противоположную эпицентру происшествия. Двигаться к выходу необходимо в середине платформы, то есть максимально дальше от обоих путей, чтобы вас случайно не столкнули другие спасающиеся.

Опасные находки

Если вы заметили какой-либо предмет, которому, по вашему мнению, здесь не место, не оставляйте этот факт без внимания.

Это может быть сумка рядом с сиденьем в вагоне, коробка в подземном переходе, сверток на скамейке или что-то другое. В этом случае попробуйте опросить людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, кому принадлежит вещь и кто ее мог оставить. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке сотрудникам службы безопасности или другим работникам метрополитена.

При обнаружении бесхозного или подозрительного предмета не трогайте, не передвигайте и не вскрывайте его; не используйте мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи данного предмета; постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от места находки; не допускайте прохода граждан в опасную зону; сообщите об обнаружении подозрительного предмета сотрудникам службы безопасности или другим работникам метрополитена и обязательно дождитесь их прибытия.

Все эти и другие правила безопасного поведения в метро подробно изложены на сайте государственного предприятия «Минский метрополитен» metropoliten.by в разделе «Информация» на странице «Безопасность». Если вы будете им следовать, сможете сохранить свое здоровье, а может быть, и жизнь.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий