Мы стараемся: я и мой автобус…

Каждый 11-й из проверенных на Витебщине школьных автобусов оказался с теми или иными нарушениями, хотя вопиющих проблем вроде бы и не выявлено. Таковы результаты тематического целевого комплекса контрольных мероприятий, проводившихся Транспортной инспекцией со 2 по 11 сентября в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о транспортной деятельности при осуществлении подвоза обучающихся в учебные заведения. В один из рейдов выехала корреспондент «ТБ» Светлана Залесская.

…Беленький пазик, проскочивший мимо служебной машины Транспортной инспекции в деревне Курино, даже не привлек внимания специалистов управления контроля автотранспорта филиала ТИ по Витебской области Сергея Почкаева и Виталия Гаврилина. Такими обычно пользуются для подвоза рабочих на мелких предприятиях или закрывают маршруты автобусных парков в глубинке. Небольшой по размеру знак с силуэтом бегущих детей за лобовым стеклом терялся – белый на белом не бросался в глаза, да и салон – абсолютно пустой. Однако в базовой школе-саде рейдовой группе сказали, что это и есть их транспортное средство по доставке детей на занятия. Догнали его почти у деревни Островские, откуда привозят самую большую группу детворы. У сотрудников инспекции сразу же появились вопросы, решить которые на ходу невозможно, если не хочешь сорвать занятия в школе. Договорились с водителем Сергеем Гончаровым обстоятельно побеседовать по окончании его утренних рейсов. Терпеливо ждали у школьных ворот. Ну вот и он, тот самый беленький, аккуратный, но абсолютно не похожий на солнечный школьный.

– Да он еще с 2008 года обслуживает детвору и не подводит. Приспособлен, конечно, к перевозке маленьких пассажиров, – разводит руками Сергей Петрович. – Ремни безопасности не были предусмотрены заводской сборкой, нет и современных наворотов, гарантирующих безопасность малышей при маневрировании машины, особенно задним ходом. Приходится быть очень осторожным и лишних движений по возможности избегать. И все-таки она на ходу. Каждый день 100 с лишним километров накручивает только на подвозе школьников и детсадовцев из Островских и Михалково. Несколько лет назад в Островские делал два рейса – все желающие за один не помещались. Детишек поубавилось, и школа уже не средняя, а базовая, но обязанности у меня и автобуса те же. Мы с ним стараемся…

С этим не поспоришь. Машина ухоженная, чистенькая, исправная. Техосмотр дважды в год проходит достаточно уверенно. И все же подходы к безопасности перевозок детворы изменились, а значит, и отделу образования придется шагать в ногу со временем – менять транспортное средство. В Витебском районе есть еще несколько приспособленных для перевозки школьников автобусов, в том числе зеленые МАЗы. Нельзя сказать, что к проблеме здесь равнодушны. Обновляют парк ежегодно. Вот и к нынешнему сентябрю получили четыре новых школьных автобуса. Наверное, скоро придет черед по замене куринского. Сергей Гончаров с 17-летним стажем школьного водителя будет рад, если придется порулить автобусом современного образца. Человек он дисциплинированный, обязательный, добродушный – сразу видно, на своем месте.

Оформив надлежащим образом акт, зафиксировав все выявленные нарушения, Сергей Почкаев везет нашу рейдовую группу дальше, на самый край района, на границу с Россией – в Заполье. Места здесь партизанские, прославленные легендарным комбригом Минаем Шмыревым. Буквально напротив Запольской базовой школы (совсем недавно бывшей средней) высятся так называемые Витебские ворота – символ партизанской свободной зоны в оккупированной во время Великой Отечественной войны Витебщине. Здесь, близ Суража, расположенного на другом берегу Западной Двины, был в военное лихолетье 40-километровый пролом в линии фронта на стыке немецких групп армий «Север» и «Центр» между Велижем и Усвятами, действовавший в 1942 году. Память о подвиге дедов жива, и дети ухаживают за стелами и обелисками в их честь, а люди пожилые охотно делятся воспоминаниями о той суровой поре. В Запольской школе с учениками ныне негусто – около 60, как и в Курино. Редеет сельское население – никуда от этого не деться.

– Деревушки в окрестностях крошечные. Я пока объеду 7-8 населенных пунктов, соберу пассажиров с ранцами, километров 35 намотаю. Вечером по домам развезу – еще столько же. Где один-два ребенка на всю деревушку, где чуть побольше. Совсем не то, что в нашем детстве было, а уж про довоенное и говорить нечего. Тогда Сураж райцентром считался и места наши были густонаселенными, – рассказывает, доставая аптечки, огнетушитель, детские жилеты, водитель Василий Шпаковский. – Сейчас пограничье в запустении. Шумят леса, полные грибов да ягод, пугают непривычных людей болота, а дороги в основном пыльные, гравийные. Асфальтированная лента обрывается за Тарасенками (центр сельхозфилиала крупной Витебской птицефабрики). Оттуда к нам, в Заполье, ведет гравийка, а направо, через реку – паром на Сураж. Мост, разбомбленный в войну, до сих пор не восстановили. Если бы не школьные автобусы, непонятно как детишки добирались бы до школ. Места наши дичают, волки и медведи разгулялись в бесконечных лесах на границе с Велижем. Ребенка одного в дорогу не выпустишь.

Автобус Василия Антоновича не новый – 2005 года выпуска. Неудивительно, что в нем тоже нет ни ремней безопасности, ни звуковых сигналов при заднем ходе, ни проблесковых маячков. Внешне вроде оформлен стандартно, документация в полном порядке. С одной стороны, к этому водителю, как и к Гончарову, мои спутники Сергей Почкаев и Виталий Гаврилин претензий не имели, а с другой – составили акт о нарушениях. Следовательно, серьезные замечания все же есть – к отделу образования, автовладельцу. Хочешь не хочешь, придется принимать меры. Как выяснилось, в целом по области подобные факты неединичные.

– При проведении контрольно-профилактических мероприятий особое внимание обращалось на следующие вопросы: соблюдение сроков прохождения государственного технического осмотра; выпуск на линию автобусов с неисправностями, при наличии которых эксплуатация запрещена; привлечение к управлению автобусом водителей, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством (наличие стажа не менее 3 лет, отсутствие нарушений ПДД); прохождение предрейсового медицинского обследования перед началом работы; присутствие в автобусе старших сопровождающих; недопущение перевозок в период с 21.00 до 6.00; наличие в отделе образования утвержденного маршрута движения; соответствие школьных автобусов требованиям технических нормативно-правовых актов СТБ 2025-2009 «Автобусы для перевозки детей», – подводит черту заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Всего в ходе мероприятия наши сотрудники провели 14 контрольных мероприятий, проверили 68 автобусов, 6 из которых не соответствуют требованиям государственного стандарта СТБ 2025-2009 – отсутствуют ремни безопасности, громкоговорящая установка, автобусы не оснащены звуковыми сигналами при движении задним ходом, проблесковыми маячками либо они не работают. Наши замечания и предписания переданы в отделы образования для принятия мер по устранению недочетов.

Добавить комментарий