Заместитель начальника Барановичского МРЭО ГАИ Александр Семенов после школы окончил высшее военное авиационно-инженерное училище. В армии служил до конца 1997-го. Перейдя на службу в милицию, четыре года (2000–2004) трудился в Барановичском колледже МВД, преподавал основы информатики и специальной техники. А в 2004-м колледж был расформирован. Затем Семенов до 2007 года был госавтоинспектором и инспектором по административной практике ОГАИ ГОВД. Второе высшее образование он получил, окончив Академию МВД.
Когда освободилась должность заместителя начальника МРЭО ГАИ, перешел сюда. И работает уже 10 лет. Таким образом, из прожитых 45 лет 28 Александр Павлович носит погоны.
Коллеги по службе отзываются о нем как об опытном, требовательном к себе и сослуживцам начальнике. В то же время он остается внимательным, доброжелательным человеком, заботливым семьянином. Круг его служебных обязанностей довольно широк: осмотр транспорта и прием экзаменов по теории и вождению, работа с документами и подчиненными, посещение автошкол с целью проверки качества обучения и воспитания учащихся, выявления недостатков в учебном процессе и т.д. Словом, основная нагрузка ложится на плечи заместителя начальника.
– Сравните итоги работы за 2016 и 2017 годы.
– Положительные сдвиги имеются, но они незначительные, – говорит Александр Семенов. – Например, если за четвертый квартал 2016 года сдало экзамены 40% учащихся, то за соответствующий период 2017-го этот показатель был на 4 процента выше. Как понимаете, разница несущественная.
– И это при постоянно укрепляющейся материальной базе учебных заведений, ведь в автошколах постоянно обновляются автопарки…
– Видимо, в чем-то недорабатывают не только преподаватели, но и учащиеся. Не хватает взаимопонимания, согласованности, единства действий и устремлений. Именно на это мы обращаем внимание преподавателей и мастеров производственного обучения.
– По результатам первого полугодия лидером была автошкола «Центр образования и практической подготовки» по улице Маяковского…
– А по итогам года на первое место вышла автошкола ЧУО «Барановичский учебный центр «Большая Медведица». Здесь показатель сдачи с первого раза – 45%. Конкурент по улице Маяковского отстает, правда, только на 3%. Незначительный разрыв, если учесть, что первая подготовила 379 кандидатов в водители, вторая – 196. Почти вдвое меньше. Вот существенная разница.
– Тем не менее «Большая Медведица» вырвалась вперед?
– В принципе она и была недалеко от лидера. В начале года занимала, как говорят, золотую середину. Постарался директор автошколы Александр Гребень. Он модернизировал компьютерные программы, приобрел больше электронных средств обучения. К тому же в автошколе есть анонимный ящик пожеланий и предложений. Кто-то пожаловался на недостаточную освещенность в классах – и дополнительно поставили светильники. Словом, внимательнее начали относиться к учебному процессу. И результаты оказались впечатляющие.
На третьем месте – ООО «Автошкола БКР». Но по сравнению с уже названными коллективами здесь подготовлено 48 кандидатов в водители, из них не сдали с первой попытки: ПДД – 12 человек, практический экзамен по вождению – 18. Общий показатель сдачи составил 37%.
– Среди лидеров была и автошкола ЧУП «Барановичикооптранс». Как там обстоят дела сегодня?
– К сдаче было представлено 46 кандидатов в водители. Итог – 35%.
– Автошкола ДОСААФ, как известно, является одной из самых наполняемых в регионе.
– Да, здесь было подготовлено 222 водителя. Сдали с первого раза 30%. С таким результатом авто-
школа вышла на пятое место. В ОАО «ГАП-4» к экзаменам представлено 100 человек, из которых не сдали теорию 46 и практику 29 человек. Общий результат сдачи на 5 процентов ниже, чем в ДОСААФ. В последние годы это учебное заведение не радует руководство ГАП-4, которому оно принадлежит. К примеру, 18 октября на категорию В сдавала группа № 19. Из пяти кандидатов «завалили» теорию три, практику – два человека. Результат нулевой. В тот же день экзаменовалась и группа №18. Получили водительские удостоверения 75% кандидатов. О каком качестве подготовки может идти речь?
Практически каждый раз упоминаем об обособленном структурном подразделении «Ляховичский государственный аграрный колледж. Учреждение образования БарГУ». Возможно, там и готовят хороших специалистов для сельского хозяйства, но подготовка водителей на категорию В – никудышняя. Из 19 представленных на экзамены учащихся теорию не сдали 15, практику – трое. Практически аналогичная ситуация и в УО «Ганцевичский профессиональный лицей сельскохозяйственного производства». Здесь из 27 допущенных к сдаче на права не справились с заданием 96% учащихся. А ведь в нынешних условиях специалист сельского хозяйства без автомобиля как без рук.
– Что нового в наступившем году ожидается в работе МРЭО ГАИ?
– Существенно изменился порядок сдачи экзаменов на категорию А – усложнилась практическая часть.
– Чем это вызвано?
– Постоянно растущей интенсивностью движения. Ведь нетрудно заметить, как мотоциклисты виляют среди автомашин, идя на обгон и создавая порой аварийную ситуацию. Да и сами в ДТП нередко попадают. Причем с тяжелыми последствиями.
– Какие конкретно изменения в подготовке и сдаче экзаменов ждут водителей мотоциклов?
– Для мотоциклистов, кроме шлема, обязательны наколенники, налокотники и перчатки. Отсутствие данной экипировки – нарушение ПДД. Добавились два упражнения. При сдаче экзамена требуется проехать «змейку» и «восьмерку». Вводятся ограничения по времени и тормозному пути.
На территории ГОВД уже имеется оборудованная площадка для приема практического вождения мотоцикла. Подготовку водителей на категорию А будут вести три учебных заведения региона: две автошколы ДОСААФ – в Барановичах и Ляховичах, а также профлицей в Ганцевичах. С учетом сложности выполняемых упражнений увеличится количество часов на практическую часть программы.
– Какая материальная база для приема экзаменов имеется в МРЭО?
– Компьютерный класс оборудован в соответствии с современными требованиями. В нем ведутся звукозапись и видеонаблюдение. Кстати, и на приеме практического экзамена аналогичная ситуация, чтобы в случае сомнений или разногласий можно было все воспроизвести. В распоряжении сдающих экзамены в МРЭО имеется «Джили-Кросс» 2016 года выпуска. Оплата за предоставление транспортного средства МРЭО обходится кандидату в водители для сдачи экзамена на автодроме и в городе в 14,5 рубля. А если он пользуется машиной автошколы, надо заплатить 20 рублей.
– Наверно, каждая автошкола имеет своих лидеров среди преподавателей и мастеров производственного обучения? Назовите их.
– В минувшем декабре Барановичская автошкола ДОСААФ отмечала свое 70-летие. Грамотой областного комитета оборонного общества были награждены председатель ООС Сергей Башак и мастер ПО Василий Волков. Среди передовиков – молодые специалисты: преподаватель Александра Крук и мастер ПО Александр Прудников. Заслуженным авторитетом в трудовых коллективах и у учащихся пользуются директор ООО «Центр образования и практической подготовки» Александр Бельский и его заместитель Владимир Бритько. В ЧУО «Большая Медведица» постоянно в лидерах – преподаватель теории Светлана Каменко. В ЧУП «Барановичикооптранс» высокие результаты при сдаче экзаменов по ПДД показывают учащиеся из групп Виталия Околотовича.
Константин СТАНКЕВИЧ