Это – наезд!

Начало нового года в Витебске резко обострило старую проблему взаимоотношения на дороге пешеходов и водителей. Сотрудники ГАИ едва ли не ежедневно фиксируют конфликты на ровном месте. Пешеходы попадают под колеса автомобилей с пугающей регулярностью. С начала года по 17 января в результате таких ДТП на Витебщине погибло семь пешеходов, восемь человек получили травмы. Кто в этом виноват и что делать?

А там алкаш переходил дорогу…

Дорожно-транспортное происшествие, случившееся 16 января на улице Ленинградской в Витебске, буквально «взорвало» социальные сети. Пьяный пешеход стал виновником аварии, в которой пострадало два автомобиля.

Вечером, примерно в половине седьмого, 34-летний водитель автомобиля ГАЗ с фургоном заметил появление на проезжей части дороги пешехода. Выбора у водителя практически не оставалось. Он резко ударил по тормозам. В морозный вечер дорога, припорошенная свежим снежком, была далеко не идеальная. Машину начало крутить, и в результате она легла на бок. Вслед за фургоном двигался легковой «Ауди-80», за рулем которого находился 32-летний водитель. Чтобы не столкнуться с грузовиком, он выехал на встречную полосу. Легковушка врезалась в барьерное ограждение и получила серьезные повреждения.

А что же пешеход? Мужчина, появившийся на дороге с интенсивным движением в неположенном месте, бросился в бега. Его не интересовало, что случилось с двумя водителями, попавшими по его вине в ДТП, и был ли еще кто-то в машинах. К счастью, водители не пострадали. Вместе с другими очевидцами они бросились в погоню за нарушителем, настигли его и передали в руки сотрудников Госавтоинспекции, которые оперативно прибыли на место происшествия. Возможно, догнать мужчину удалось потому, что он находился в состоянии достаточно сильного опьянения – это было заметно даже на глаз. Кроме того, от него разило перегаром.

Когда этот номер выйдет в печать, возможно, станут известны итоги заседания административной комиссии в ГАИ по данному ДТП. Поэтому не хотелось бы опережать события, но некоторые мысли озвучить надо.

Когда сам находишься за рулем, иногда думаешь, что некоторые считают себя бессмертными. В Витебске пешеходные переходы расположены достаточно близко друг от друга. Многие из них в последнее время «обзавелись» светофорами. Но то и дело встречаются люди, которые идут через дорогу там, где удобнее им. И часто это почему-то происходит в вечернее время, когда видимость для водителя сокращается в разы. Даже соблюдая скоростной режим, а нарушать его из-за частых светофоров бессмысленно, у сидящего за рулем далеко не всегда есть шанс вовремя обнаружить препятствие в виде появившегося внезапно пешехода и предпринять действия, позволяющие оставить его невредимым, а самому не превратиться в виновника ДТП.

Возможно, это происходит из-за того, что согласно нашему законодательству в большинстве подобных аварий, если пешеход, конечно, при свидетелях сам не бросается под колеса, виноват водитель, поскольку «управляет источником повышенной опасности», «обязан предусмотреть, учитывать и принять меры». А возможно, и потому, что с детсадовского возраста нам повторяют: «Пешеход всегда прав».

Я сомневаюсь, что алкаш, спровоцировавший ДТП на улице Ленинградской в Витебске, возместит ущерб по ремонту двух автомобилей. Обошлось без жертв, и ладно. А «железо» – дело наживное.

Где и когда мне удобнее

Сотрудники Госавтоинспекции тоже автомобилисты и автолюбители. Их также возмущают необдуманные действия многих пешеходов. Но они вынуждены руководствоваться не собственными эмоциями, а законодательством.

Кстати, за переход улицы в неположенном месте или на красный свет предусмотрен штраф от одной до трех базовых величин (с 1 января – от 24,5 до 73,5 руб.). Если человек был пьян, сумма взыскания увеличивается – от трех до пяти базовых величин (от 73,5 до 122,5 руб.). Если действия пьяного пешехода привели к созданию аварийной обстановки – водитель был вынужден резко тормозить или перестраиваться, сумма штрафа может составить от 73,5 до 196 рублей. В описанном выше случае, когда в результате неправильного перехода дороги пьяным гражданином повреждены транспортные средства, барьерное ограждение и другие материальные ценности, а он при этом пытался сбежать, закон предусматривает наказание от пяти до 20 базовых величин, или от 122,5 до 450 рублей.

Естественно, учитывая всплеск ДТП с участием пешеходов, Госавтоинспекция проводит специальные рейды с целью образумить пешеходов, уверовавших в свое бессмертие. Общее впечатление: пешеходы стремятся перейти дорогу где угодно, но только не там, где положено.

Женщина в возрасте переходит проезжую часть как раз между двумя пешеходными переходами, расположенными метрах в ста друг от друга:

– Мне тяжело туда дойти с полными сумками. Как вы себе представляете, что я отсюда пойду туда?

Буквально через пару минут здесь же перебегает дорогу мама с мальчиком:

– Мы очень торопимся. Опаздываем в бассейн. Простите, больше не буду так делать.

– А не боитесь, что ваш ребенок сам будет перебегать здесь дорогу и попадет под машину?

– Нет-нет, что вы. Сам он не побежит здесь. Я ему объясняю, как правильно себя вести на дороге.

Можно сколько угодно говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, но наши дети, как губка, впитывают модели поведения родителей, бабушек и дедушек, а также других взрослых людей. Пообщавшись еще с несколькими пешеходами и понаблюдав за поведением людей, которым легко перебежать проезжую часть, перелезть ограждения, но очень трудно дойти до перехода, я, кажется, нашел универсальный ответ на вопрос, почему люди переходят проезжую часть в неустановленном месте. Он звучит примерно так: «Потому что пешеходный переход не там, где я хожу, а зеленый свет включается не тогда, когда мне надо».

16 января около восьми часов утра под колеса автомобиля на регулируемом пешеходном переходе у магазина «Евроопт» на Московском проспекте попала 67-летняя пенсионерка. По предварительной информации, она переходила улицу на запрещающий сигнал светофора. Ее сбил Renault Laguna, за рулем которого сидел 39-летний водитель.

Впрочем, все познается в сравнении. В Витебске, как и в других городах Беларуси, не встретишь такого, как, например, в Одессе. Побывав там, я не переставал удивляться, как водители и пешеходы понимают друг друга, если те и другие массово игнорируют ПДД. Мои питерские родственники тоже поражаются культуре белорусских водителей и пешеходов.

Про свет и просвещение

В ДТП, связанных с наездами на пешеходов, часто виноваты и водители.

15 января в 13.30 на пешеходном переходе через улицу Чкалова у Южного рынка 66-летнюю женщину сбил Volvo. Управлял автомобилем 52-летний мужчина. В результате дорожно-транспортного происшествия женщина получила тяжелые травмы и была госпитализирована.

В таких условиях Госавтоинспекция усиливает профилактическую работу. Начальник УГАИ УВД Витебского облисполкома Михаил Дядичкин лично выезжает на место таких аварий, чтобы оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию, решать проблемные вопросы в максимально сжатые сроки:

– Конечно же, мы анализируем ситуацию и выявляем причины. Получается, что виноваты и пешеходы, и водители. Часто под колеса попадают пожилые люди. Наверное, здесь есть и наша недоработка. Мы активно сотрудничаем со СМИ, но сейчас намерены вести профилактическую работу в тесном сотрудничестве с медиками, социальными работниками и почтальонами. Люди этих профессий по роду своей деятельности часто общаются с пожилыми гражданами. К профилактической работе планируется подключить и детей. Школьники будут писать письма-обращения к дедушкам и бабушкам с просьбой быть внимательными на дороге и помнить, что дома их ждут родные.

При этом Михаил Дядичкин отмечает, что особенно внимательными необходимо быть водителям с небольшим стажем:

– Желание проехать с ветерком вкупе с неопытностью зачастую приводит к трагедии. Водителям и пешеходам также следует быть максимально внимательными в темное время суток. В период с 18 до 20 часов на дорогах всегда большое количество и машин, и людей. Все участники движения торопятся и пренебрегают элементарными мерами безопасности. Получается, что беспечные пешеходы, которым лень дойти до перехода, просто бросаются под колеса спешащим куда-то водителям. Практически все предпосылки трагедий, о которых мы говорим, сошлись воедино в смертельном ДТП, произошедшем в Витебске вечером 11 января. Когда недавно получивший права парень на BMW насмерть сбил 56-летнюю женщину, переходившую проезжую часть в неустановленном месте.

Конечно, ни один водитель, если он не маньяк, не мечтает сбить пешехода. Как и ни один пешеход, если он не решил свести счеты с жизнью, не станет бросаться под колеса. На мой взгляд, всплеск ДТП с участием пешеходов вызван, прежде всего, странностями погоды. Из-за отсутствия снега в городе стало очень темно. А за городом еще темнее. И, наверное, кроме профилактической работы, надо изучить вопросы освещенности улиц. Радует одно: с каждым днем световой день увеличивается. И можно надеяться, что снизится и количество наездов на пешеходов.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий