Протяженность автомобильных дорог в Кореличском районе Гродненской области – 484 км. В основном они связывают районный центр с агрогородками и деревнями, деревни – между собой и с сельскохозяйственными предприятиями. На дорогах района всегда много машин со столичными номерами, можно встретить автомобили Брестского, Минского и даже Гомельского региона. Ездят дачники, грибники, охотники и, конечно же, путешественники. Ведь именно здесь, в Кореличском районе, находятся знаменитый Мирский замок, легендарное озеро Свитязь, восстановленный храм Святой Варвары (XVIII век) и водопад на месте старой мельницы в деревне Райца, быстротечный Неман, за которым начинается Налибокская пуща. Необъяснимой, изумительной красоты уголки родной белорусской природы! На Кореличчине действительно есть что посмотреть…
В местном филиале ДРСУ № 158 КУП «Гроднооблдорстрой» мне рассказывают, что в летний период тянутся в район нескончаемым потоком дачники. Они массово покупают дома и обосновываются в таких населенных пунктах, как Мир, Жуховичи, Еремичи, Полоная, Райца, Миратичи. Проезжая по местным дорогам, чувствуют себя здесь хозяевами и соответственно выдвигают свои требования и запросы в адрес местного дорожного ремонтно-строительного управления. Одних автомобилистов «убивает» пыль из-под колес авто на гравийках, поэтому предлагают срочно закатать их в асфальт. Другие настаивают на вырезке старых деревьев вдоль дорог, потому что мешают обзору. Люди не хотят понимать, что все это стоит немалых денег и взять их попросту неоткуда.
– Сегодня основная наша задача – не строить новые дороги, а приспосабливать существующую сеть к возросшим в последние годы транспортным нагрузкам, – рассказывает директор кореличского ДРСУ № 158 КУП «Гроднооблдорстрой» Николай Кадлубай. – В настоящее время значимость местных дорог для людей не меньше, чем крупных автомагистралей. Поддерживать их в хорошем состоянии – главная задача дорожных организаций. А работы у нашего коллектива хватает в круглый год. Сегодня управление способно выполнять любые виды ремонта автомобильных дорог местного уровня. С началом сезона за пару месяцев в среднем устраняем до 90% дефектов покрытия. Оперативно ликвидируем ямочность, заливаем трещины. Выполняем и замену верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.
Наиболее сложный период для всех дорожно-эксплуатационных организаций – с декабря по апрель, когда надо бороться со снегом, гололедицей, распутицей. Именно в это время под воздействием погодных условий (интенсивные осадки, частые перепады температуры) за короткий срок образуется значительный объем ямочности. В этот период асфальтобетонный завод не работает, и ремонт покрытия выполняется с использованием других технологий. К тому же добавляются капитальный и текущий ремонты дорог. Силами коллектива ДРСУ № 158 в прошлом году текущим и капитальным ремонтом отремонтировано порядка 18–20 км обслуживаемых дорог, выпущено и уложено около 15 тыс. тонн асфальтобетона. По словам начальника производственно-технического отдела Владимира Бабанского, управление способно добывать и перерабатывать более 40 тыс. куб. метров нерудных материалов, выпускать до 35–38 тыс. тонн асфальтобетонной смеси.
Техника и оборудование всех структурных подразделений управления, а это асфальтобетонный завод, дробильно-сортировочная установка, мойка щебня, собственный карьер, работают с большой загрузкой. И особенно в летний период. В филиале за последние годы были обновлены средства малой механизации, модернизировано навесное оборудование. Несмотря на износ техники (более половины механизмов эксплуатируются свыше 10 лет, есть и старше – 25–30 лет), ни одна из 40 машин, задействованных в производственном процессе, не простаивает, используется рационально, эффективно.
В настоящее время в ДРСУ № 158 трудятся 62 человека. По мнению руководства филиала, такой численности хоть и с натяжкой, но хватает для выполнения существующих сейчас объемов дорожных работ в районе. Как правило, бригада из 5–7 высококвалифицированных рабочих способна вести до трех текущих ремонтов параллельно. Об этом мне рассказал прораб Илья Драб, которого я застала на объекте «Текущий ремонт автодороги Н-6005 Кореличи – Валевка – Новоельня с заменой железобетонной водопропускной трубы». Кроме того, бригада осуществляла ремонт еще двух мостов – в деревне Людвики и на автодороге Райца – Цирин – Новоселки. На мою просьбу рассказать о самом интересном за 20 лет работы строительном объекте Илья Драб назвал капитальный ремонт дороги с заменой трубы для водостока в деревне Малые Туполы, который производили в прошлом году.
– Мне всегда интереснее работать там, где труднее, – признался он. – Из-за болотистой местности довелось преодолевать трудности с подъездом техники и доставкой материалов, а также с монтажем новой водосточной трубы. Ее пришлось класть, применяя новые технологии, устраивать бетонное основание, монтировать опалубку. Тем не менее работу сделали качественно и в установленные сроки.
Коллектив ДРСУ № 158 в этом году произвел текущий ремонт автодорог Райца – Цирин – Новоселки, км 15,5 – км 18.05, и Кореличи – Валевка, км 18,4 – км 19,5, а также капитальный ремонт моста через реку Рутку с устройством трубы для стока воды (на субподряде) на подъезде к деревне Людвики, что рядом с райцентром.
Добросовестно, с большой ответственностью трудились на этих и других объектах мастер Александр Кадлубай, прорабы Николай Есьман и Илья Драб, сварщик Булат Стасевич, начальник ПТО Юрий Бабанский, ведущий инженер Наталья Малаховская и многие другие. Благодаря их мастерству и профессионализму, несмотря на трудности и ограниченное финансирование, коллектив управления старается идти в ногу со временем, качественно и своевременно обслуживать дорожную сеть. Проехав по многочисленным местным дорогам района, я пришла к выводу, что они – в надежных руках.
Людмила КОПАТЬ, «ТБ»