Пути необщего пользования

Железная дорога – источник повышенной опасности. Это прописная истина, наверное, для всех. Но знать – одно, а предпринимать все необходимые меры, чтобы избежать беды, – другое.

На станциях люди, стараясь сократить путь, переходят железнодорожные пути в неустановленных местах, среди водителей находятся желающие проскочить железнодорожный переезд на красный сигнал светофора, да и сами железнодорожники иногда закрывают глаза на отдельные недостатки. Порой это приводит к авариям. Сходы вагонов, которые случились этим летом на белорусской магистрали, – красноречивое свидетельство того, что мелочей в деле обеспечения безопасности на железной дороге не бывает.

Об этом и многом другом мы попросили рассказать начальника отдела контроля безопасности на железнодорожном транспорте филиала Транспортной инспекции по Витебской области

Леонида Терешко.

– Леонид Сергеевич, расскажите вначале о своем отделе.

– Служба контроля безопасности на железнодорожном транспорте в Транспортной инспекции была создана в 2017 году. Управление располагается в Минске, а во всех областных центрах работают отделы, которые входят в состав филиалов Транспортной инспекции. Я пришел на эту должность в июне прошлого года и занялся формированием отдела в Витебске. Подобрал сотрудников из числа железнодорожников. Эти люди не один год отработали в системе Белорусской железной дороги, имеют соответствующее образование, знают все нюансы в работе, специфику функционирования железной магистрали. Главной задачей отдела является контроль за безопасностью на железной дороге, который осуществляется в тесном взаимодействии с руководством и ревизорским аппаратом Витебского отделения Белорусской железной дороги, начальниками станций, а также с Витебской транспортной прокуратурой и Комитетом госконтроля Витебской области. С этой целью проводятся мониторинги состояния безопасности транспортной деятельности в соответствии с требованиями Указа Президента № 510 «О надзорной и контрольной деятельности».

К примеру, недавно Комитет госконтроля Витебской области включил нас в комиссию по проведению внеплановой проверки состояния безопасности при эксплуатации и ремонте подвижного состава на Витебском отделении Белорусской железной дороги. В ходе проверки были установлены факты нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Ответственные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

В последнее время больше внимания уделяем безопасности движения поездов. Очень актуален вопрос состояния путей.

– Кроме путей, которые принадлежат Белорусской железной дороге, есть еще и подъездные железнодорожные пути, которые находятся на балансе различных предприятий. В каком они состоянии?

– Сейчас подъездные пути называют путями необщего пользования и принадлежат они различным предприятиям-собственникам. В этой формулировке четко обозначается, что вся ответственность за них лежит на собственнике.

По этим путям в вагонах и на платформах осуществляется перевозка на предприятия строительных материалов, нефтепродуктов, техники и других грузов, отправляется своя продукция. И грузополучатели, и грузоотправители должны быть уверены, что их груз будет доставлен в целости и сохранности, с соблюдением всех требований по безопасности.

Однако, как показывают проверки, кое-где шпалы прогнили, сами пути не в полной мере отвечают требованиям безопасности. В состоянии, далеком от идеала, находятся стрелочные переводы. Обнаруживаются неисправные тормозные башмаки. К чему это может привести? Год назад произошел сход вагона на путях, принадлежащих Витебскому ДСК. К счастью, скорость движения тепловоза была минимальной, людей и имущества в месте схода вагона не было, а предприятие получило только материальный ущерб. Но, если бы там соблюдали все нормативные требования, этой аварии в принципе не могло произойти, тем более на закрытом пути для движения.

Кстати, при проверках путей необщего пользования мы обнаруживаем не просто гнилость, а даже кустовую гнилость отдельных шпал – это когда сгнивают несколько шпал подряд. Часто мы наблюдаем и общую неухоженность территорий, я бы даже сказал, – бесхозяйственность. Не вырублены кустарники вдоль путей, не скошена трава. Много проблем с документацией. Не обозначены негабаритные места, технологические проезды и переезды. Отсутствуют дорожные знаки и указатели. В общем, состояние шпало-рейсового хозяйства на предприятиях, которые являются собственниками путей необщего пользования, вызывает вопросы.

Некоторые такие пути уже закрыты для эксплуатации из-за гнилости. В частности, полностью запрещено движение по подъездным путям ОАО «Глубокский мясокомбинат», ОАО «Витязь», ЧКУП «Полоцкая универсальная база». В связи с этим возникает еще один интересный вопрос. Там же есть и путевое хозяйство – платформы, склады и так далее – они не в полной мере востребованы и приходят в запустение. Может, имеет смысл продать их или даже бесплатно передать тому, кто им найдет применение?

На отдельных предприятиях пути частично закрыты. Допустим, из четырех путей только два находятся в рабочем состоянии. Собственность – это еще и ответственность. Увы, не все понимают правильно эту простую истину.

– Этими вопросами никто ранее не задавался?

– Ежеквартально Белорусская железная дорога проводит комиссионные осмотры путей необщего пользования, отмечает недостатки, закрывает их для эксплуатации. А на предприятиях, которые имеют в собственности подъездные пути, зачастую нет ни специалистов должного уровня, ни средств. Поэтому мы проверяем эти предприятия, подмечаем все недостатки, требуем устранения недочетов.

– На Белорусской железной дороге разработана и функционирует стройная система безопасности. Проводится ведомственный контроль, производится разбор по итогам каждой проверки, уделяется внимание профилактическим мероприятиям. Но в этом году что-то пошло не так. У всех на устах сход вагонов недалеко от станции Замосточье Витебского района. Что там произошло?

– Действительно, 24 июля в 18 часов 14 минут на перегоне Замосточье – Богушевская участка Орша – Витебск при следовании грузового поезда в составе 68 вагонов произошел сход 15 цистерн, груженных сжиженным газом.  Мы выезжали на место происшествия после сообщения об аварии. К этому времени там уже работали службы МЧС, прокуратура, Следственный комитет, милиция. Белорусская железная дорога предприняла все меры, чтобы оперативно ликвидировать последствия аварии и предотвратить возможную трагедию. Кроме ущерба, причиненного железной дороге, возникли трудности и у пассажиров. Некоторые поезда шли в Витебск через Молодечно, пассажиров дизель-поездов из Витебска до станции Богушевская доставляли автобусами ОАО «Витебскоблавтотранс». Слава богу, обошлось без жертв, разрушений, загрязнения окружающей среды. В связи с интенсивным выпадением осадков и наличием скрытого дефекта участок земли подвергся деформации, что и привело к образованию неисправности.

Этот случай еще раз показывает, что мелочей в деле контроля безопасности на железной дороге не бывает, что любое, даже незначительное отклонение от нормы может обернуться значительными потерями.

– Вы обращаете внимание и на вопросы профилактики…

– Профилактика – это основа безопасности. В первом полугодии зафиксированы четыре случая травмирования граждан, не связанных с производством. Три из них – со смертельным исходом. К этому приводят неосторожность и невнимательность самих пострадавших, нежелание соблюдать элементарные меры безопасности, нахождение возле железнодорожных путей в состоянии алкогольного опьянения.

Мы пытаемся объяснять, что возле железнодорожных вагонов вообще не должны находиться посторонние люди. Особенно много проблем доставляют те, кто хочет заработать на контрабанде сигарет в страны Балтии. За 6 месяцев выявлено 15 фактов закладки сигарет на железнодорожном подвижном составе. На перегонах во время стоянок люди лезут на вагон, чтобы спрятать сигареты, рискуя своей жизнью и создавая проблемы для движения в целом.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий