ПРОВЕРКИ НА ДОРОГЕ ФАРЫ ВЫСВЕТИЛИ… ТЬМУ

Субботний вечерний рейд с офицерами Госавтоинспекции по улицам Витебска и пригородных поселков высветил «вечно живую» проблему пешеходов, упорно сопротивляющихся «фликеризации», будто их силой куда-то загоняют, а не беспокоятся о жизни и здоровье самого незащищенного участника движения.

ПРОВЕРКИ НА ДОРОГЕ ФАРЫ ВЫСВЕТИЛИ… ТЬМУ

А начался наш совместный маршрут на «ГАЗели» отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома с непредвиденного обстоятельства, отнявшего около двух часов времени.

Дело в том, что на перекрестке проспектов Строителей и Черняховского наш микроавтобус, как и десятки других машин, столкнулся с загадкой. Электронный сбой в светофоре вызвал коллапс на оживленной магистрали. Почему-то зеленый упорно не желал загораться, а вместо него с завидным упорством вновь и вновь появлялся красный. Водители заволновались, да и мы вынуждены были временно изменить свои планы.

Начальник ОДИ МРО ОДД Андрей Дрозд и старший инженер этого отдела Виктор Бронский, участники рейдовой группы, связались со специализированным монтажно-эксплуатационным управлением. Увы, дистанционно решить проблему не удалось. Ситуацию разрулил опытный специалист СМЭУ, которого пришлось доставить к месту происшествия, прервав его отдых по чрезвычайной причине.

За время неполадки светофорного объекта успели столкнуться два автомобиля, хотя пострадало только «железо». Не хотелось бы худшего, тем паче совсем недавно на площади Свободы при исправном светофоре произошло резонансное ДТП: из-за торопливого водителя, столкнувшегося с авто, пересекающим перекресток по всем правилам, серьезно пострадали еще и четыре пешехода, готовящихся к переходу.

Дальнейший рейд проходил в штатном режиме. «ГАЗель» припарковалась под фонарем на обочине между железнодорожным переездом и торговым домом «ОМА». Окраинные улочки ярко освещенными не назовешь, потому особенно удивляет безразличие пешеходов к обозначению себя в темноте. Чаще всего одетые в черное, они практически незаметны на фоне дорожного полотна. Стоит отметить: пожилые люди не в пример молодежи, напротив, побеспокоились если не о световозвращающей ленте на рукаве, то хотя бы о фликере на сумке. Что-нибудь да блестит в свете фар.

– Я не считаю нужным объяснять, почему нет фликера. Не в настроении, – закусил удила остановленный инспектором 18-летний учащийся сельскохозяйственного лицея. – Пишите протокол и присылайте по почте. Оплачу штраф, с собой денег нет.

Пришлось Виктору Бронскому не только оформить административное правонарушение по всем правилам, но и выписать повестку парню с вызовом в пресловутый 13-й кабинет административной практики. Кстати, такую же Виктор Евгеньевич вручил вместе с копией протокола и другому нарушителю ПДД, всего три дня назад освободившемуся из заключения.

– Я, гражданин начальник, в толк не возьму, за что меня повязали. Видать, выпал из времени за шесть лет срока. Мне, что ли, по улице вечером ходить нельзя? – «включил дурачка» Дмитрий.

– Вас не повязали, а задержали для составления административного протокола исключительно как нарушающего правила пешехода. Был бы на вашей одежде световозвращающий элемент – никаких претензий, – начал спокойно и вежливо разъяснять ситуацию майор милиции, называя статью кодекса, цитируя ее «выпавшему из времени» витеблянину.

В конце концов тот перешел на нормальный язык общения и обязался явиться в понедельник в 13-й кабинет областной ГАИ, сильно надеясь на то, что отделается предупреждением.

Пока оформлялись бумаги в отношении Дмитрия, майор милиции Андрей Дрозд занимался аналогичным «бумаготворчеством» в связи с просроченным (причем повторно в течение года) техосмотром у молодого неработающего водителя «Фиата». Видимо, парень предпочитает штрафные санкции поездке на станцию диагностики. Считает, что это ему дешевле обойдется. Хорошо, если не кончится аварией по техническим причинам…

Поколесив несколько часов по Железнодорожному району Витебска, наш водитель, инспектор отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Василий Чепик, предложил поработать за городом. Через поселок Лужесно мы направились в Верховье, оттуда – в Рубу. Между прочим, эти населенные пункты административно являются частью Железнодорожного района, хотя и расположены на приличном расстоянии от него.

Ничего нового с пешеходами мы для себя не открыли, но появление милицейской машины, думаю, возымело определенное действие на молодежь, активно отмечавшую в первую февральскую субботу традиционную встречу выпускников. Иногда ведь бывает, что вмешательства не требуется – достаточно визуально засветиться, и все будет в порядке. В некоторых деревнях, куда мы заезжали попутно, праздничное мероприятие проходило в сельском клубе, а не в школе, но нигде не заметили вызывающих сцен, потасовок или излишнего шума. Полезны, думается, и замечания, сделанные сельским жителям, норовящим шествовать посреди дороги, хотя в двух шагах – вычищенный пустой тротуар. Так и остается загадкой, почему люди выбирают для себя опасный маршрут, игнорируя удобный и надежный…

Приключение с нашей рейдовой группой случилось разве что в Верховье. Высаживавший двух девушек близ сельмага водитель почему-то резко рванул во дворы, завидев милицейскую машину. На очень приличной скорости он стал петлять меж многоэтажек, стараясь от нас оторваться. Похоже, за рулем сидел «бесправник» или нетрезвый человек – иначе с чего бы ему убегать? Скольких водителей участники рейда останавливали для проверки документов, и никто так неадекватно не реагировал.

Увы, Василию Чепику не удалось догнать беглеца. Во-первых, на узких и скользких дворовых дорожках нашей «колымаге» сложно разгуляться, а малолитражка проносилась вихрем. Во-вторых, существовала опасность повредить во время гонки чужие авто. Здравый смысл возобладал, и мы от преследования отказались. Однако буквально через минуту заметили искомую машинку уже пустой у какого-то подъезда. Ну что ж, не судьба – ищи теперь ветра в поле. Не исключено, что рисковый водитель сам нарвется на крупные неприятности с таким подходом к дорожной дисциплине.

Возможно, кто-то скажет: зачем-де тратить время и горючее на профилактические рейды. Нарушителей в поле зрения попадает не так уж и много, аварий и того меньше. Может, потому их и немного, что профилактика нарушений и ДТП имеет системный характер, а не ведется от случая к случаю? Если наоборот, то даже январская статистика была бы куда печальнее.

– На Витебщине за первый месяц зимы случилось  25 ДТП (на три меньше прошлогоднего), в том числе восемь – с участием пешеходов. Жертвами этих происшествий (одно из них произошло по вине нетрезвого водителя) стали шесть человек, 34 получили травмы. В январе привлечено к административной ответственности 2066 водителей за превышение скорости и 189 – за «пьяную езду» (пятеро – повторно), а также 3820 пешеходов, пренебрегающих дорожной азбукой. Аварийность могла быть и выше, не веди Госавтоинспекция области ежедневную профилактическую работу, – полагает инспектор отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Антон Бонадысенко.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ДТП»