ПРОКУРАТУРА ДО ДВУХ НЕ СЧИТАЕТ

О самом криминогенном транспорте и соблазнах на вокзале

Минский транспортный узел – крупнейший на территории Беларуси. Расположен он на пересечении важнейших транспортных коридоров, в том числе международных, что определяет его особую значимость для обеспечения жизнедеятельности республики.

Именно поэтому транспортная деятельность в столичном регионе находится под пристальным вниманием органов правопорядка. Осуществляется прокурорский надзор за безопасной эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры, предупреждением непроизводственного травматизма, обеспечением общественной безопасности.

В роли поднадзорных объектов Минской транспортной прокуратуры выступают предприятия, обеспечивающие функционирование столичного транспортного узла, – все организации на территории области, входящие в структуру Белорусской железной дороги, в том числе вокзалы, станции, остановочные пункты. Все подразделения Национального аэропорта Минск и объекты метрополитена, которые обеспечивают безопасное пребывание людей и безопасную эксплуатацию транспорта. (В остальных аспектах функционирование метро не подпадает под сферу деятельности транспортного прокурора).

Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за исполнением таможенного законодательства в зоне своей ответственности.

О буднях Минской транспортной прокуратуры – интервью с ее руководителем Александром Протасенко.

– Минскую транспортную прокуратуру вы возглавили относительно недавно. Ощутили разницу в сравнении со своей предыдущей профессиональной деятельностью?

– Прокурорский надзор, будь то за военными, гражданскими или транспортными объектами, – это все равно надзор. И задача прокурора та же – следить за соблюдением законодательства. В этом смысле нет принципиальной разницы, завод это или железная дорога. Просто у каждого объекта – своя нормативная база. В этом, да, есть некоторая специфика, но она не является определяющей – характер прокурорской работы везде одинаковый, как и характер правонарушений. В основном – хулиганство и кражи. У нас же на транспорте – в электричках, поездах, на вокзалах и станциях – народ не с Марса. Те же самые люди, которые совершают правонарушения и в любых других условиях.

В областной прокуратуре некоторое время я был старшим помощником прокурора по надзору за исполнением природоохранного законодательства, которое тоже имеет серьезную специфику. Поэтому перспектива освоения транспортной тематики нисколько не пугала. Тем более периодически надо что-то менять в жизни.

Самый криминогенный транспорт

– Возможно, мой следующий вопрос прозвучит некорректно, но какой из видов транспорта – самый криминогенный? Где чаще всего совершаются преступления и правонарушения?

– Железная дорога. Обусловлено это в значительной степени тем, что все объекты железнодорожного транспорта – транзитные. То есть здесь могут находиться люди, откуда угодно и какой угодно социальной принадлежности. Отфильтровать их практически невозможно.

Очень большую работу в этом направлении проводит Минский отдел внутренних дел на транспорте (ОВДТ). Например, изолируя лиц, которые находятся в нетрезвом состоянии. Ведь они одновременно являются потенциальными и преступниками, и потерпевшими. Находясь в неадекватном состоянии, и не осознавая, что с ними происходит, могут спровоцировать кого-то на преступление. И в то же время именно нетрезвые более всего склонны к нарушениям.

Совместные действия ОВДТ и прокуратуры приносят свои плоды. В прошлом году произошло существенное снижение количества зарегистрированных правонарушений по сравнению с 2022-м – на 32% (112 против 164).

Случаев непроизводственного травматизма зафиксировано 42 – на семь меньше, чем в предыдущем году. Количество происшествий со смертельным исходом снизилось на 17% – с 41 до 34.

Справка «ТБ»

Динамика количества преступлений в зоне деятельности Минской транспортной прокуратуры в 2023 году в сравнении с предыдущим отмечалась по всем категориям:

 – особо тяжкие – 5 против 8 в 2022-м;

 – тяжкие – 10 против 19;

 – менее тяжкие – 97 (134);

– совершенные в состоянии алкогольного опьянения – 28 (44);

 – в общественных местах – 73 (98);

 – группой лиц – 7 (14);

 – отсутствовал рост числа преступлений, совершенных ранее судимыми лицами – 32 (32).

В структуре преступлений на объектах транспорта преобладают кражи, но и здесь наметилось сокращение (с 71 до 59). Зарегистрировано 8 случаев хулиганства. Столько же возбуждено уголовных дел по фактам порчи имущества. Как правило, это битье окон в железнодорожном подвижном составе.

– Однако наши цифры вряд ли можно сравнивать с показателями других регионов Беларуси. Очень многое зависит от плотности населения. Минский транспортный регион – самый густонаселенный. К примеру, одна только железнодорожная станция Заречное в Смолевичском районе по пассажиропотоку сопоставима с некоторыми районными и областными центрами. Причем на этой ветке находятся еще Борисов и Смолевичи.

Поэтому только на основе цифр без учета других факторов нельзя однозначно давать оценку, какая из областей сработала лучше. Для нас снижение уровня непроизводственного травматизма даже на семь случаев – это значительное достижение.

Один из последних случаев: сход четырех вагонов грузового состава на перегоне Михановичи – Гатово

Камни на рельсах

– Как взаимодействуют между собой транспортная и территориальные прокуратуры? Не пересекаются ли ваши зоны ответственности?

– Деятельность территориальных прокуроров сконцентрирована на территории своих районов или области. Наша распространяется на всю область независимо от того, на территории какого района находится объект транспортной инфраструктуры. Но взаимодействие в любом случае происходит. Мы обмениваемся друг с другом информацией, документами.

Осенью прошлого года, например, в производстве Смолевичского РУВД находился материал по делу о наложении камней на железнодорожный путь. Катастрофы не случилось. Посторонние предметы с пути были удалены. В ходе проверки установлены лица, совершившие противоправные действия, – трое мальчишек в возрасте от 12 до 14 лет, которые утверждали, что просто хотели посмотреть, что произойдет, когда поезд проедет по рельсам.

Пока эти ребята не достигли возраста ни уголовной, ни административной ответственности, поэтому было принято решение об отказе в возбуждении дела и прекращении административного процесса.

Чтобы предотвратить возможные рецидивы, мы проинформировали прокурора Смолевичского района о правонарушении. Тот поставил в известность инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних. С мальчиками и их родителями были проведены профилактические беседы, в школах организованы выступления представителей правоохранительных органов.

Справка «ТБ»

Александр Протасенко в профессии – с августа 1999 года. Начинал помощником прокурора Кировского района Могилевской области. Более 10 лет трудился на районном уровне. Впоследствии занимал различные должности в аппаратах прокуратуры столичной области и Генпрокуратуры. В ноябре 2023 года назначен Минским транспортным прокурором.

Аэропорт в неприкосновенности

– Какие происшествия прошлого года были самыми резонансными?

– К сожалению, это случаи смертельного травмирования граждан железнодорожным подвижным составом. В прошлом году на объектах Минского транспортного региона их зафиксировано 34. Однако по сравнению с предыдущим годом все же наметилась тенденция к снижению (на 17%).

На протяжении длительного времени в аэропорту таких фактов травматизма не зафиксировано – там невозможен несанкционированный доступ пассажиров на перрон и к воздушным судам. В метро в прошлом году тоже смертельных случаев в результате травмирования подвижным составом не было.

К чести работников железной дороги поездные бригады никогда не допускали нарушения требований должностной инструкции, регламентирующей их действия в случае экстренной ситуации. И предпринимали все возможные меры для предотвращения трагических происшествий. Пока не было случая, чтобы поезд остановился за пределами установленных нормативов. Не было возбуждено ни одного уголовного дела в результате травмирования подвижным составом.

Бабушка и фотоаппарат

– Что еще случается на железке?

– Всякое. Одни люди забывают свои вещи. Другие, недобросовестные, находят их и присваивают. Сегодня это квалифицируется как кража. Когда выступаю в трудовых коллективах на тему профилактики краж, всегда рекомендую: нашли – либо совсем не берите, либо сразу несите в милицию, ведь неизвестно, каким образом будут дальше развиваться события.

Конкретный пример. На стадии проверки находится материал о пропаже забытого в электричке телефона. Сотрудники ОВДТ обнаружили аппарат по месту жительства некоего гражданина, которого проследили по биллингу. Тот не стал отрицать: нашел телефон в электричке, хотел отнести его в милицию, но не успел. Однако все его действия говорили о том, что он пытался скрыть сам факт находки: аппарат был выключен, из него изъята SIM-карта.

При таких основаниях уже может быть возбуждено уголовное дело. Но далеко не всегда ситуация доходит до суда. Так произошло в другом случае.

Пожилая дама, приехавшая в Минск на электричке, обнаружила на парапете у центрального входа на железнодорожный вокзал фотоаппарат. Его забыла молодая пара, которая прибыла из России и некоторое время назад находилась на этом месте.

Недолго думая, женщина решила забрать фотоаппарат для своих внуков. Милиция разыскала ее очень быстро благодаря камерам видеонаблюдения и системе распознавания лиц. Было вобуждено уголовное дело.
Человек в таком возрасте большой социальной опасности не представляет, тем более ранее к ответственности женщина никогда не привлекалась. Фотоаппарат вернули его законным владельцам, которые отказались от каких бы то ни было претензий и попросили никого не наказывать. С учетом совокупности всех обстоятельств (полное возмещение ущерба, отсутствие претензий со стороны потерпевших, положительные характеристики) уголовное дело было прекращено.


ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ИМЕЛА ИМЕННО ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОКАЖИСЬ В ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ ЧЕЛОВЕК, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНО, ВРЯД ЛИ БЫ ОН МОГ РАССЧИТЫВАТЬ НА БЛАГОПОЛУЧНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ВОПРОСА.


– А насколько правомерно приравнивать к краже присвоение, по сути, утерянной владельцем вещи?
– В классическом понимании хищение имущества – это изъятие его из чужого законного владения. Но существует и иная точка зрения: если имущество уже не находится в законном владении, оно оставлено, забыто, это все-таки не кража, а присвоение найденного. Если вещь можно идентифицировать, как, например, телефон, хотя бы гипотетически привязать ее к какому-то человеку, деяние расценивается, как кража. Однако в этом случае есть определенное трудности в классификации. Поэтому решения по каждому конкретному факту принимаются коллегиально.

Беседовала Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий