«Для некоторых персонажей это – как горохом об стену»

О низком качестве подготовки водителей, о чем свидетельствуют данные об аварийности на минских дорогах за минувший год, беспечном поведении молодежи за рулем, трагических последствиях езды в алкогольном и наркотическом опьянении и о том, почему ГАИ переформатировала операцию «фильтр» в интервью еженедельнику «Транспортная безопасность» рассказал начальник ОГАИ Ленинского района Минска подполковник милиции  Павел Ангарьян.

Гонщики без ума

– Недавно агентство БЕЛТА обнародовало данные межрайонного экзаменационного отдела ГАИ в Минске, из которых следует, что уровень подготовки курсантов автошкол падает: в 2023 году было выдано 72 953 водительских удостоверения, примерно на 40% меньше, чем в 2022-м. При этом вновь сдающие получили 22 223 удостоверения – на 14% меньше, чем годом ранее. Всего в 2023-м принято 107 236 экзаменов – чуть больше, чем в 2022-м. Удручает и аварийность в столице среди водителей со стажем до года: в 2023-м зафиксировано на 80% больше, с пострадавшими – на 125%. Как прокомментируете эти тревожные цифры?

Два резонансных ДТП минувшего года в Ленинском районе, которые не может забыть подполковник Павел Ангарьян: 10 мая 2023 года водитель мопеда Hors, въехав в ГАЗ, был доставлен в больницу, где умер в реанимации, а 7 октября нетрезвый, как позже выяснилось, водитель на автомобиле Skoda сбил работника аварийной службы, к счастью, тот выжил

– На мой субъективный взгляд, это связано со снижением уровня подготовки водителей, а учитывая количество желающих получить водительские права, далеко не все отдают себе отчет в том, что не каждому дано стать хоть минимально профессиональным в этой сфере. Не все реально осознают тот груз ответственности, который возлагается на водителя.

Зачастую молодые и неопытные пренебрегают самыми элементарными правилами – при ограничении скорости до 70 км/ч для водителей до двух лет стажа мы даже в черте города периодически останавливаем тех, кто позволяет себе передвигаться со скоростью более 80 км/ч.

При проведении рейдовых мероприятий обращаем особое внимание на каршеринговые авто, которыми часто пользуются те, кто недавно получил права, но не имеет своего транспортного средства. Среди таких часто фиксируются «гонщики». Как и среди так называемых таксистов, по сути без водительского стажа, имеющих аккаунты на «Яндексе» или Ubеr и в погоне за рублем пренебрегающих выполнением элементарных правил.

Анализ ДТП в районе показал, что за два месяца прошлого года произошло одно ДТП с пострадавшими, совершенное молодым водителем в категории от 19 до 23 лет, а в этом за аналогичный период таких происшествий не зафиксировано.

– Вспомните наиболее резонансные ДТП на территории Ленинского района в прошлом году?

– Некоторые невозможно забыть. Так, 10 мая около 23.10 на внешнем кольце МКАД в районе 19-го км 25-летний водитель мопеда Hors совершил наезд на грузовой ГАЗ, стоящий в первой полосе для движения (работники УП «Мингорсвет» выполняли ремонтные работы по уличному освещению). Водитель мопеда с травмами был доставлен в больницу, где через некоторое время умер в реанимации. Было установлено, что во время совершения ДТП он находился в состоянии алкогольного опьянения.

Еще одно трагическое происшествие произошло 20 сентября около 18.45, когда 54-летняя водитель Renault напротив дома № 7 по Партизанскому проспекту, в запрещенном месте совершая разворот, не уступила дорогу и столкнулась с мотоциклом Yamaha, двигавшимся во встречном направлении. От удара его отбросило за пределы проезжей част. В результате полученных телесных повреждений 40-летний мотоциклист скончался на месте происшествия. В ходе расследования было установлено, что он двигался с превышением скоростного режима.

«По сто» не стоит

– А как у вас обстоят дела с привлечением к ответственности водителей за езду в нетрезвом виде? С тех пор как произошла градация в законодательстве по выявленной дозе алкоголя в крови, статистика претерпела позитивные изменения? Больше стали бояться, когда за дозу от 0,8 промилле можно выплатить приличный штраф и остаться без прав на пять лет?

– За последние два года наблюдается положительная тенденция по снижению количества пьяных за рулем. Все больше тех, кто четко начинает осознавать: езда в состоянии алкогольного опьянения – грубейшее нарушение ПДД, из-за нетрезвого водителя могут пострадать совершенно невинные люди. Но для некоторых персонажей этот тривиальный постулат, образно говоря, как горохом об стену.

Так, 7 октября прошлого года в 04.25 нетрезвый, как позже выяснилось, 44-летний водитель на автомобиле Skoda проявил невнимательность и сбил работника аварийной службы на путепроводе ул. Маяковского – ул. Денисовская. Тот находился в первой полосе рядом со специальным обозначенным транспортным средством, обслуживающим контактную троллейбусную сеть. 57-летний пострадавший с телесными повреждениями был доставлен в учреждение здравоохранения для обследования, а результат медосвидетельствования водителя показал 1,96 промилле алкоголя в организме.

Вообще совокупность мер воздействия административного и уголовного законодательства, включая конфискацию транспортного средства, наложения ареста на имущество сказывается положительно. Число ДТП с материальным ущербом в районе, совершенных нетрезвыми водителями, сократилось за минувший год более чем в два раза.

Правда, есть такая категория граждан, ведущих ассоциальный образ жизни, которые позволяют себе садиться за руль в пьяном состоянии, для них ужесточение мер ответственности, как мне кажется, словно мертвому припарка. Есть же вполне себе добропорядочные граждане, которые по понедельникам после бурно проведенных выходных, плохо выспавшиеся, задерживаются сотрудниками ГАИ с так называемым остаточным опьянением – фактически все утверждают инспекторам, что чувствуют себя нормально.

Но уже 0,3 промилле – это однозначно штраф в 100 базовых и лишение прав на три года.

Аналогичный случай у нас произошел недавно. В один из понедельников водитель объехал несущий службу наряд ГАИ по соседней улице, но не доехал до работы – попал в ДТП. Как позже выяснилось, с остаточным опьянением.

– Традиционно, говоря о езде в стадии опьянении, имеют в виду алкогольное. А как обстоят дела с наркотическим?

– Водителей, употребивших наркотические, психотропные, одурманивающие вещества и их аналоги, выявить на дороге гораздо сложнее. Запаха алкоголя нет. Они выдают себя прежде всего неадекватным поведением, чрезмерной эмоциональностью и т. д. Процедура медосвидетельствования таких может длится несколько дней, но они отстраняются на это время от вождения, а автомобиль помещается на штрафстоянку.

Справка «ТБ»

На дорогах Ленинского района в 2023 году всего зарегистрировано 1992 ДТП (в 2022-м – 2162), в том числе 60 аварий с пострадавшими (33), в которых погибло два человека (1), ранено 66 (16 водителей, 11 пассажиров автомобилей, 9 – общественного транспорта, 19 пешеходов, 10 велосипедистов, один пассажир велосипеда) – в позапрошлом году таковых было 37. По вине водителей в нетрезвом состоянии совершено два ДТП (в 2022-м — 1). Еще семь ДТП зафиксировано с участием детей (7), в которых ранено 7 несовершеннолетних (8).

Справка «ТБ»

Павел Ангарьян родился в 1981 году в Минске. В 2008-м окончил частное учреждение образования «БИП — Институт правоведения». До этого служил в армии (автомобильный батальон), стрелком военизированной охраны РУП «МАЗ», контролером Ленинского (г. Минска) отдела Департамента охраны МВД, курсантом первоначальной подготовки Учебного центра МВД, милиционером-водителем группы задержания Ленинского (г. Минска) отдела Департамента охраны МВД. В 2008–2016 годах – инспектор ДПС, старший инспектор ДПС и затем старший госавтоинспектор ОГАИ Ленинского РУВД г. Минска; в 2016–2018-х – старший госавтоинспектор отдела технического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома; в 2018–2019-х – начальник оперативно-дежурной службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома. С декабря 2019 года – начальник ОГАИ Ленинского РУВД г. Минска.

Кстати, из всех нетрезвых водителей, привлеченных к ответственности в нашем районе, с наркотическим опьянением в прошлом году было выявлено около 3%.

Бегство в никуда

– Болезненная тема – оставление водителем места ДТП из-за боязни и страха понести ответственность или из-за «невнимательности» на парковке… Как у вас с такими случаями?

– Оставление места ДТП, а уж тем более пострадавшего в опасном для его жизни состоянии – наихудший вариант из возможных решений в сложившейся ситуации. Как только водитель умышленно покидает место происшествия, он автоматически превращается в потенциального преступника, лишая себя возможности оправдаться, признавая свою вину, еще более усугубив ее.

Напомню, что, согласно ч. 2 ст. 18.16 КоАП, за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, в случаях, когда запрещено законодательными актами, предусмотрен штраф в размере от 5 до 25 базовых величин или лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортных средств, сроком до двух лет. За заведомое же оставление пострадавшего в опасном для жизни состоянии водителю может грозить уголовная ответственность в виде ареста до трех месяцев или лишение свободы на срок до трех лет, штраф до 1000 базовых величин (ч. 3 ст. 159 УК «Оставление в опасности»).

К счастью, фактов, когда водитель скрылся с места ДТП, а пострадавший скончался, в нашем районе не зафиксировано. Пожалуй, в Минске в минувшем году был зарегистрирован единственный подобный случай, когда на проспекте Пушкина ранее судимый гражданин после ДТП оставил умирать девушку-пешехода. После задержания он всячески отрицал вину, утверждая, что в ДТП виновен некто, угнавший его автомобиль…

Как правило, скрываются с места аварии водители, нанесшие незначительные повреждения на парковках у торговых объектов, офисов или во дворах жилых домов – после того, как их обнаружат, все говорят о том, что, мол, не заметил либо не придал значения посторонним звукам при столкновении с другим автомобилем. Но административная ответственность все равно их коснется.

Фильтрация

– Еще одна тема – «фильтр», некогда популярная профилактическая операция ГАИ. Как часто она ныне проводится и каковы результаты?

– Такие операции мы проводим преимущественно в выходные или предпраздничные дни. Раньше выставляли так называемые фильтрационные посты, где средствами организации дорожного движения заужали проезжую часть. Но сейчас, помимо «сарафанного радио», через соцсети водители с легкостью могут узнать об этих операциях и объехать иными путями.

Теперь чаще практикуем мобильные группы инспекторов, которые через каждые примерно 30–40 минут меняют свое местоположение, чтобы охватить максимально возможную часть района.

– Одна из топовых тем последнего времени – безопасность пассажиров в маршрутных такси. Что показывают совместные рейды с другими районными ГАИ. В чем проблемы у маршрутчиков?

– В ходе рейдовых мероприятий сотрудники ГАИ проверяют техсостояние маршрутных транспортных средств, исправность работы световых приборов, соответствие и состояние шин и другое. Тут к основным нарушениям относятся перевозка пассажиров сверх числа установленных мест, превышение установленной скорости, игнорирование требований дорожных знаков и разметки, использования ремней безопасности, непредоставление преимущества пешеходам, проезд на запрещающий сигнал светофора, а также технические неисправности.

За нарушения ответить придется не только водителю, но и должностным лицам, ответственным за техсостояние и эксплуатацию транспорта. Согласно законодательству, таким лицам запрещается допускать неисправные машины к участию в дорожном движении. При нарушении им грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от четырех до шести базовых величин. А за допуск водителя в состоянии алкогольного опьянения к управлению автомобилем полагается штраф в размере от восьми до 45 базовых величин.

Беседовал Матвей ПРОХОРОВ

Добавить комментарий