Региональный отдел контроля на платных дорогах в Бобруйске филиала Транспортной инспекции по Могилевской области в августе этого года отметил свое 5-летие.
Сегодня отдел, в котором трудятся 11 человек, успешно справляется со своей основной задачей – осуществлением контроля за соблюдением пользователями платной автомобильной дороги установленного законодательством порядка взимания платы за проезд транспортных средств по участку платной трассы М5 в Бобруйском районе. За время своего существования РОКПД трижды – в 2016, 2017 и 2018 годах – становился победителем и был награжден дипломом смотра-конкурса как лучший региональный отдел контроля на платных дорогах. С начала деятельности отдела в отношении нерезидентов РБ выявлено 10 319 нарушений пользования платными дорогами на общую сумму свыше 1 218 600 евро.
Как рассказал начальник РОКПД Владимир Красноруцкий, основными нарушителями являются нерезиденты Республики Беларусь, чьи транспортные средства чаще всего зарегистрированы в Украине. А самым распространенным нарушением – отсутствие электронного устройства оплаты.
– С каждым годом количество нарушителей на платных дорогах уменьшается, – подчеркнул Владимир Валентинович. – Если за 6 месяцев 2015 года транспортными инспекторами было составлено свыше 800 актов на сумму 176 370 евро, то за аналогичный период 2019-го выявлено всего 253 факта нарушений пользования платными дорогами и взыскано платы в увеличенном размере на сумму 49 470 евро.
Причина снижения показателей – в усиленной профилактической работе. Сведения о порядке пользования платными дорогами можно найти в интернете. Размещаются информационные баннеры и при въезде в страну, а для обозначения участков платных дорог используются знаки, которые расположены вдоль них или же на примыкающих дорогах. Кроме того, информационная кампания о порядке пользования платными дорогами в Беларуси ведется и в соседних странах.
К слову, принцип работы системы BelToll довольно прост. Над полотном дороги размещаются металлические порталы сбора платы, оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с бортовым устройством, установленным на лобовом стекле транспортного средства. При прохождении автомобиля через них система автоматически списывает средства со счета прибора, причем тарифы на всех платных дорогах Беларуси одинаковы.
Самое частое нарушение – неправильная установка бортовых устройств. Каждый водитель должен точно распознавать сигналы прибора и следовать им. Если при проезде под станцией сбора платы он не услышал звукового сигнала, необходимо проверить наличие индикации зеленого цвета и обязательно сообщить об отсутствии сигнала, позвонив на инфолинию или обратившись в один из ближайших пунктов обслуживания, расположенных на пограничных пунктах пропуска, а также на многих заправочных станциях и в зонах отдыха.
Кроме того, после пополнения баланса бортового устройства в режиме предоплаты, а также при каждом выезде необходимо проверять, правильно ли выставлены оси на грузовом автомобиле, включая даже неиспользуемые. Если следовать этим советам, непредвиденных ситуаций удастся избежать.
Для удобства пользователей платной дорогой постановлением правительства была закреплена возможность доступа к информации о зафиксированных нарушениях. На официальном сайте системы BelToll в личном кабинете каждый водитель может получить сведения о наличии или отсутствии у него нарушений проезда платных дорог.
НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ БИНОКЛЬ
Салон Volkswagen Transporter – рабочий кабинет для специалистов регионального отдела контроля на платных дорогах. Здесь есть все необходимое для выполнения своих служебных обязанностей: и компьютер, и принтер. На экране монитора – информация обо всех транспортных средствах, которые попадают в поле зрения системы. Также специальная аппаратура, установленная в Volkswagen Transporter, с помощью антенны может связываться с бортовым устройством проезжающей мимо машины. Если его нет – это повод для остановки транспортного средства, а с водителя уже взыскивается оплата за проезд в увеличенном размере.
– Очень часто приходится работать «вручную». Для примера проверим вот эту машину, – говорит ведущий специалист Иван Сакульский и диктует своему напарнику номерные знаки проезжающего мимо грузовика. Тот вводит их в базу и через пару секунд выносит вердикт: бортовое устройство есть, нарушений нет.
Именно таким образом можно проверить автомобиль, который не имеет бортового устройства. Тогда нарушение ему создается вручную, ведь согласно документам, оно трактуется как совокупность происшествий, зафиксированных электронной системой либо сотрудниками Транспортной инспекции в течение двух часов.
Бывают случаи, когда у транспортных средств, имеющих бортовое устройство, также находят нарушения. Поэтому инспекторы проверяют ТС еще и вручную, поскольку на нем может быть установлено устройство другого авто, а согласно договору оно должно быть персонализированным. В таком случае фиксируется неполная оплата проезда по платным дорогам, а Транспортная инспекция имеет право взыскать с авто плату в увеличенном размере: для транспортных средств с допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно в случае фиксирования неполной оплаты платеж составит 50 евро; более 3,5 тонны – 130 евро. В случае факта неоплаты эти суммы будут увеличены вдвое.
– Фиксируются и факты снятия бортовых устройств, – отмечает специалист II категории Антон Орех. – Этим чаще всего грешат белорусские водители, но случаются такие нарушения и у нерезидентов РБ. Так, недавно на этом попался водитель из Литвы – как можно обхитрить систему, ему рассказали коллеги.
…Пока инспекторы работали «вручную», на мониторе появилась красная строка – это значит, что система зафиксировала нарушение. Оказалось, через рамки с фотофиксацией проехал внедорожник с украинскими номерами. Бортового устройства у авто нет, а следовательно, инспекторы уже начеку: нарушитель едет в их сторону.
Водитель, молодой одессит, немного опешил от названной суммы – 100 евро за оплату проезда по платным дорогам, но спорить и ругаться с инспекторами не стал:
– Ехал по тому пути, который выстроил навигатор. Я и не обратил внимания, что вырулил на платный участок трассы, – рассказывает молодой человек.
Инспекторы разъяснили ему порядок пользования платными дорогами в Беларуси. Кстати, оплатить нарушение водителю предложили либо в автомобиле Транспортной инспекции с помощью терминала, либо наличными в банке, куда его сопроводят сотрудники ТИ. И предупредили: если же отказаться от уплаты, то автомобиль помещают на штрафстоянку.
После оплаты за пользование платными дорогами одессит вновь отправился в путь: ему предложили приобрести бортовое устройство или выбрать альтернативный маршрут без заезда на платную дорогу.
…Учитывая все виды контроля, которые сегодня существуют на платных дорогах, проехать и не заплатить практически невозможно. К тому же нарушение «закрепляется» за автомобилем, и даже если он уедет из страны, то при следующем въезде в Беларусь водителю об этом напомнят – и тут уже придется раскошелиться…
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»