ЕВРОПЕЙСКАЯ НЕДЕЛЯ МОБИЛЬНОСТИ
Бесплатный проезд на общественном транспорте, угощение велосипедистов фруктами и светящийся велозабег по главному проспекту столицы… Все это – события Европейской недели мобильности, которая прошла в Беларуси с 16 по 22 сентября.
Европейская неделя мобильности (ЕНМ) – международная инициатива, цель которой – информирование людей о принципах устойчивой городской мобильности. Организаторами ЕНМ выступают Европейский союз и Международный союз общественного транспорта. Ежегодно в акции участвует около 50 стран.
Беларусь присоединилась к ЕНМ в 2015 году. Тогда участие в ней приняли всего три белорусских города. В 2016-м их стало уже 19, а спустя год – 48. Из года в год число городов-участников увеличивалось и в нынешнем достигло рекордного значения – 78, что обеспечило нашей стране девятое место в международном проекте.
Девиз этого года – «Иди с нами!» (Walk with us!). Тема – безопасные пешие и велосипедные прогулки в городской среде (Safe walking and cycling). Кульминационным моментом кампании является Всемирный день без автомобиля, который отмечается 22 сентября. В нашей стране он проводится с 2008 года.
Призыв отказаться от использования личного транспорта в пользу общественного, велосипедных и пеших прогулок продиктован, конечно же, соображениями экологии. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от мобильных источников в целом по Беларуси составляет 63% от общего количества, по Минску – 88%. Эти данные были озвучены на пресс-конференции в Национальном пресс-центре, посвященной проведению ЕНМ.
Все, что ни делается в эту неделю, служит напоминанием о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и о существовании альтернативных и более экологичных способов передвижения, таких как общественный транспорт, велосипеды, электромобили, электросамокаты и др.
59 из 78 белорусских городов, заявивших о своем участии в международной акции, предложили насыщенные программы экологических мероприятий, популяризирующих альтернативные способы передвижения.
Так, в Пинске вышел на линию дополнительный общественный транспорт и был организован бесплатный прокат средств персональной мобильности – велосипедов и самокатов.
В Барановичах прошли велоконкурсы, велоквесты и велопоходы. В рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» в средней школе № 20 была установлена велопарковка. Скоро здесь начнет работать школа вождения велосипеда.
В Глубоком работники аппарата местного горисполкома решили на неделю отказаться от перемещения на автомобиле и взяли на себя обязательство ходить на работу и с работы пешком.
Во многих городах проводились акции «Оставь автомобиль дома» и «Подвези соседа». Их названия говорят сами за себя. Если можно добраться до места назначения без автомобиля, надо ходить пешком. Или вместе с друзьями, коллегами, соседями воспользоваться одним средством передвижения.
В Минске, Бресте, Барановичах, Сморгони, Волковыске, Речице водителям, отказавшимся от использования личного авто, был предложен бесплатный проезд в общественном транспорте при предъявлении водительского удостоверения и технического паспорта на транспортное средство. В наземном общественном транспорте подсчитать количество таких пассажиров не представляется возможным. А вот в столичной подземке учет велся точный: идеи Дня без автомобиля поддержали 4389 человек.
В Речице для того чтобы автолюбители глубже прониклись темой охраны окружающей среды, им предлагали бесплатные билеты в местный эколого-биологический музей.
Эксперт проекта ПРООН «Зеленые города» по проведению Европейской недели мобильности Кирилл Синютич аккумулировал информацию о мероприятиях ЕНМ:
– Города демонстрируют открытость и готовность действовать в направлении улучшения условий жизни на своих территориях. Несмотря на то что День без автомобиля проходит не первый год, люди все равно узнают что-то интересное для себя. Почему лучше отказаться от легкового транспорта в пользу передвижения на велосипеде или пешком? Как это влияет на экологию городов? Насколько важно оставлять после себя положительный экологический след?
В Минске координатором мероприятий в рамках ЕНМ традиционно выступает Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Важным событием ЕНМ стал эксперимент по измерению уровня шума и концентрации загрязняющих веществ в атмосфере. В этом году измерения производились 21 и 22 сентября, то есть накануне Дня без автомобиля и именно в этот день. Их результаты станут известны позже. Но опыт прошлых лет свидетельствует о реальном снижении уровня загрязнения атмосферы в день, когда многие граждане сознательно отказываются от поездок на личном авто.
Поскольку темой ЕНМ были объявлены пешие и велосипедные прогулки, богатую и разнообразную программу мероприятий предложило общественное объединение «Белорусское велосипедное общество».
Так, 19 сентября велосипедисты пригласили журналистов на пресс-завтрак и прогулку по улице Веры Хоружей, где реализован пилотный проект велополосы на проезжей части и проводился мониторинг движения.
20 сентября прошла акция «На работу на велосипеде!». С 7.00 до 10.30 в шести точках города (около стелы «Минск – город-герой», главного входа в ботанический сад, напротив дома № 85 по пр-ту Пушкина, у «Минск-Арены», музтеатра и возле универмага «Беларусь») волонтеры раздавали фрукты тем, кто в этот день отдал предпочтение экологичному двухколесному транспорту. Участниками акции стали более 430 минчан-велосипедистов.
В День без автомобиля был организован большой городской праздник на улице Октябрьской, которая на время превратилась в пешеходную. Перемещаться по ней можно было только пешком или на средствах персональной мобильности: велосипедах, самокатах, моноколесах, гироскутерах.
Образовательно-развлекательная площадка Минского велосипедного общества была представлена выставкой «Велосипед и стиль», большой детской зоной. Здесь можно было сделать интересные снимки в фотозоне и поучаствовать в конкурсе на ловкую езду на велосипеде. Кроме того, были подготовлены большая культурная программа и показ экологической моды. Работали выездная мастерская по починке велосипедов, прокат скейтбордов и балансбордов, тест-драйв шеринга велосипедов и самокатов «Колобайк».
Завершился праздник вечерним заездом светящихся велосипедов «Велосипедист, дай огня!». Это еще один способ напомнить о необходимости использования фонариков при езде на велосипеде в темное время суток: спереди – с белым светом, сзади – с красным (гл. 20, п. 149 ПДД). Особенно актуально это в преддверии осенне-зимнего периода, когда световой день становится все короче. Кроме того, приветствовалось украшение велосипедов разноцветными гирляндами.
Светящаяся колонна проехала от улицы Октябрьской до площади Якуба Коласа. По главному проспекту столицы – Независимости – она двигалась по двум крайним правым полосам со скоростью около 15 км/ч . Безопасность обеспечивали сотрудники ГАИ. Всего в заезде приняло участие около 200 человек – мокрых, но очень счастливых, как они сказали сами о себе.
– Это было энергетически заряжающее зрелище, – поделилась PR-специалист общественного объединения Дарья Коско. – Несмотря на дождь, настроение у всех было приподнятое. На всем пути следования колонны на тротуарах стояли горожане и приветствовали участников заезда. Глобальная задача Недели мобильности – поддержание экологически дружественного образа жизни. Все участники праздника, безусловно, либо разделяют эти взгляды, либо узнали что-то новое для себя.
И еще одна важная информация: по инициативе Велосипедного общества в 22 местах столицы будет понижен барьерный камень, который служит серьезным препятствием для велосипедистов.
Результаты ЕНМ в Беларуси прокомментировал Кирилл Синютич:
– Там, где День без автомобиля проводят правильно, положительный экологический след обязательно остается. Это когда в городе закрывают для движения какой-нибудь участок или целиком улицу и организуют там мероприятия, направленные на популяризацию экологичных способов передвижения. К сожалению, ни в одном белорусском городе, насколько мне известно, после проведения ЕНМ перекрытую улицу не превратили в пешеходную. Вне Недели мобильности вопросам устойчивой городской мобильности внимания уделяется мало.
По мнению эксперта проекта «Зеленые города», идеальным результатом ЕНМ должно стать изменение отношения жителей и городской администрации к способам передвижения по городу и выбор более экологичного из них – общественный транспорт, велосипед, ходьба пешком. По сути, это отказ от использования без крайней необходимости легковых автомобилей.
Солидарна с представителем проекта начальник управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменение климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Алейникова:
– Один день в году без автомобиля, конечно, не решит экологических проблем. Надо просто, чтобы люди осознали наличие таких проблем и внесли свою лепту в то, чтобы всем нам легче дышалось в наших городах.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»