Призрачный дальнобойщик

Призрачный дальнобойщик

С начала года на автомобильной дороге Р21 Витебск – Лиозно – граница Российской Федерации стали происходить странные вещи. Электронная система сбора платы за проезд периодически начала фиксировать проезд без оплаты по белорусским платным дорогам грузовика с российскими номерами, который сразу после проезда контрольных рамок исчезал.

Сотрудники Транспортной инспекции долго не могли понять, куда телепортируется автомобиль-нарушитель с такими номерными знаками. И свернуть-то некуда! Однако сколь веревочке ни виться… 16 марта призрачный дальнобойщик предстал перед очами сотрудников белорусской Транспортной инспекции.

ЗАДЕРЖАТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

– В тот день нам поступила точная оперативная информация о том, что автомобиль, который мы разыскиваем с начала года, будет ехать по автомобильной дороге Р21 в сторону белорусско-российской границы, – рассказывает начальник управления контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по Витебской области Андрей Журов. – После тягач «Вольво» с рефрижератором попал еще и в поле зрение камер фиксации нарушений скоростного режима СООО «Безопасные дороги» в Лиозненском районе. Наша рейдовая группа была готова к проведению операции по его задержанию. Однако ребята могли не успеть остановить его. Когда поступило очередное сообщение о местонахождении нарушителя, наш автомобиль находился в 25–30 километрах от транспортного средства, которое следовало остановить. Медлить было нельзя, как и уповать на то, что дальнобойщик задержится на белорусско-российской границе. Мы обратились за помощью к сотрудникам ГАИ Лиозненского РОВД. Нужно отдать им должное: они оперативно откликнулись на нашу просьбу и примерно в 16.30 задержали машину в 500 метрах от белорусско-российской границы.

И НЕ ЛЕНЬ БЫЛО МЕНЯТЬ НОМЕРА

Как выяснилось, водитель-международник из Калининградской области более трех месяцев не платил за проезд по белорусским платным дорогам, производя нехитрые манипуляции со сменой номерных знаков. Он детально изучил дорогу и места пунктов сбора оплаты. При подъезде к очередной «рамке» он останавливался, перекручивал реальные номерные знаки на «запасные», а после проезда «препятствия» снова ставил на место правильные номера.

На 41-м километре автодороги Р21 расположены три пункта сбора оплаты. Нетрудно подсчитать: чтобы проехать этот незначительный по расстоянию участок пути ему приходилось шесть раз перекручивать номера. Причем делать это максимально осторожно, чтобы не вызвать подозрение у проезжающих мимо водителей и не попасться сотрудникам ГАИ, которые патрулируют трассу. Всего с начала года находчивый водитель из Калининградской области 37 раз проехал по данной автодороге без оплаты проезда.

– Водитель, когда мы ему предъявили доказательства его вины, признал нарушения, – комментирует Андрей Журов. – Он говорил, что таким образом пытался сэкономить деньги. Что из этого вышло, судите сами. Длина платной дороги составляет 41 километр. Тариф – 0,115 евро за километр. Общая стоимость проезда — 4,715 евро. 4,715 умножаем на 37 (количество проездов) и получаем

174, 45 евро. Прибавляем к этой сумме плату за прицеп и получаем 220 евро. А учитывая, что за каждое нарушение оплаты сбора за проезд по платным дорогам предусмотрена плата в увеличенном размере, которая составляет 260 евро, водителю, чтобы продолжить путь, пришлось перечислить 9630 евро. Сравните суммы: вместо 220 евро заплатил 9630.

Водителю – 49 лет. Он работал не на собственном автомобиле, а на транспортном средстве одной из компаний, зарегистрированных в Калининградской области. В этот раз он вез из Калининграда на территорию большой России более 20 тонн мороженой кильки. Возможно, это обстоятельство и сыграло определяющую роль в том, что спорить водитель не стал. У такого груза есть четкие сроки доставки при определенном температурном режиме. Если бы водитель не оплатил счет сразу, груз мог бы потерять в качестве. Это обошлось бы транспортной компании в большую сумму.

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ

Сегодня достаточно часто упоминается такое понятие, как интернет вещей. Многие еще не совсем понимают, о чем идет речь. Электронная система сбора платы за проезд по платным дорогам в Беларуси, как и камеры фиксации нарушений скоростного режима, работает именно по такому принципу. Она в автоматическом режиме списывает средства за проезд и в случае нарушения передает информацию контролирующим органам. Чтобы посмотреть, как это работает, я выехал в рейд с сотрудниками Витебского управления контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по Витебской области на специальном автомобиле, созданном на базе микроавтобуса «Фольксваген».

Машина оказалась непростой. И дело не только в нанесенной на нее символике Транспортной инспекции.

– Это АНСО – автомобиль наблюдения за системой оплаты, – пояснил Андрей Журов, знакомя меня с особенностями дорогостоящей техники.

Оборудование рассчитано в первую очередь на отслеживание транспортного потока в режиме реального времени. Современная компьютерная начинка и антенны позволяют поддерживать постоянную связь в рамках всей электронной системы сбора платы за проезд BelToll.

То есть даже во время движения инспекторы могут видеть на мониторах сведения о любой машине: ее номер, страну, в которой она зарегистрирована, номер индивидуального прибора оплаты, тип договора. Помимо этого, становится ясно, имеются ли у владельца нарушения – проблемные авто сразу высвечиваются на красноватом фоне, выделяясь в списке законопослушных коллег.

Задняя часть АНСО отделена от водительского места решеткой. Сделано это с учетом особенностей человеческой натуры: вдруг кто-то станет агрессивным из-за необходимости расставаться с деньгами…

КОГО КАСАЕТСЯ?

По сути, на платных дорогах деньги с водителей должны списываться автоматически. Делается это с помощью специального устройства, для получения которого нужно в пункте обслуживания заключить соответствующий договор и зарегистрировать транспорт в системе электронного сбора платы.

Но касается это далеко не каждого: данная обязанность, в частности, не распространяется на автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны, зарегистрированные на территории государств – членов ЕврАзЭС. Если же говорить о белорусах, то им не требуется платить за проезд ни на своих легковушках, ни на колесных тракторах, ни на мотоциклах и мопедах.

Совсем другие условия для граждан, например, балтийских или западноевропейских государств. Для них оплата обязательна, и лучше от нее не уклоняться.

Если обнаруживается, что на транспорте отсутствует необходимое устройство, с собственника средства передвижения по закону должна быть взыскана плата в увеличенном размере. Причем суммы весьма приличные: от 100 до 260 евро в зависимости от типа машины.

С начала года по 19 марта витебским управлением установлено 99 нарушений. С учетом последнего случая с нарушителей в доход государства взыскано 22 760 евро.

УМЕТЬ СЛЫШАТЬ И ЗАМЕЧАТЬ

Согласно графику сотрудники управления контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по Витебской области ежедневно заступают на дежурство, во время которого мониторят поток авто. Его интенсивность бывает разной и больше зависит от изменений в экономической ситуации. В тот день, когда с инспекторами дежурил я, с 08.30 до 11.00 компьютер зафиксировал около 50 номеров – это немного.

АНСО может стоять неподалеку от границы с Российской Федерацией, а может курсировать по участку платной дороги. Несмотря на то что многое делает умная техника, людям тоже хватает работы.

Во-первых, необходимо отслеживать информацию, появляющуюся на мониторе. Во-вторых, инспекторы осуществляют визуальный контроль автомобилей, которые вызывают сомнения, проверяют правильность установки электронного устройства, а также путевые листы или товарно-транспортные накладные, чтобы выяснить, куда и откуда следует машина, сколько рамок системы BelToll она должна проехать в соответствии с документами. Данные о транспортных средствах, не имеющих приборов оплаты, вносятся в компьютер вручную. Например, останавливают автомобиль, вбивают в компьютер его номер и смотрят: по документам машина российская, до 3,5 т, значит, платить за проезд не требуется.

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому каждого, кто пытается проехать платную дорогу не по правилам, ждет наказание, как бы человек ни давил на жалость и ни пытался оправдаться. Кстати, знаки, предупреждающие о въезде на такие участки трассы, хорошо заметны.

Нарушителям предлагают на месте уплатить сбор в увеличенном размере, у инспекторов имеется терминал для расчета карточками. Кто-то сразу соглашается, кто-то начинает искать лазейки.

– Меньше всего спорят водители в возрасте, – говорят инспекторы. – Люди старой закалки понимают: если нарушили – надо отвечать. Но встречаются и те, кто не желает выполнять требования Транспортной инспекции.

А иногда среди иностранцев попадаются чрезвычайно «экономные» водители, до последнего надеющиеся обойти законные требования. Особенно этим грешат россияне. Есть водители, которые пытаются производить манипуляции с приборами – один такой находчивый прятал его в бардачок. Другие призывают на помощь хакеров, чтобы те нашли способ обмана системы. Третьи просто «включают дурака»: почему нет денег на счету, не знаю, понятия не имею, кто должен за этим следить, вообще мне ничего не понятно.

ДЕЛО ЧЕСТИ

– Установить и наказать «призрачного дальнобойщика» в определенный момент для сотрудников управления контроля на платных дорогах филиала Транспортной инспекции по Витебской области стало делом чести, – говорит Андрей Журов. – Мы внимательно изучали информацию, полученную из различных источников, анализировали данные. И в какой-то момент поняли: искать машину надо не по номерному знаку, а по внешним признакам. У этого автомобиля были особые приметы – узор из ромбиков на кабине тягача. Более того, мы установили приблизительную периодичность при проезде этим водителем автодороги Р21, что тоже облегчило проведение операции.

Призрачный дальнобойщик

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий