Приехали?..

Диалог бизнеса и госструктур о необходимости урегулирования рынка автомобильных перевозок пассажиров возник не вчера. Насущные вопросы, регулярно поднимаемые как пассажирами, так и перевозчиками, постоянно находятся в поле зрения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Ведь обеспечение безопасности пассажирской перевозки автомобилями-такси, маршрутными такси и иными транспортными средствами в белорусских населенных пунктах, между ними, а также в международном сообщении оставляет желать лучшего.

Каждый сегмент достаточного разнообразного рынка этих услуг имеет свои специфические особенности. Поэтому в разработке единых подходов к ведению бизнеса, создании конкурентной среды, активно способствующей повышению качества оказания услуг, принимают участие госструктуры и широкий круг общественности.

Но порой складывается ситуация, вызывающая по меньшей мере недоумение. В разгар диалога, уже на пути принятия важных и нужных самим перевозчикам решений, инициаторы из их же числа начинают раскручивать ситуацию методами, недопустимыми в цивилизованном обществе.

Так, достаточно нелогичной точки кипения достигли некоторые таксисты, настаивающие на повышении тарифов на поездки. Выбранный метод давления – угрозы. И прежде чем каждый из нас составит свое мнение о происходящем, разберемся в фактах.

ДОСТАТОЧНО ВСПОМНИТЬ

Задача государства – создать условия для ведения бизнеса и установить контроль за обеспечением безопасной пассажироперевозки. Цель бизнеса – стать конкурентоспособным: выполняющим установленные законодательством требования, добропорядочным и привлекательным для клиента. Требование пассажира – безопасность и комфортность поездки, за которую он платит.

Каждый достигает необходимого своими методами. Пассажир ищет максимально возможное качество за минимальную оплату. К этому же стремится и перевозчик. При этом он внимательно изучает возможности конкурентов. Ну а для того, чтобы рынок работал на удовлетворение потребностей обоих, государство создает условия для развития бизнеса и контролирует качество оказания услуг пассажирам, где главным фактором выступает безопасность – как физическая, так и экономическая.

Круг замкнулся. И, по сути, никого не удивляет. Ведь это – основы микроэкономики, широко применяемые в сферах бизнеса всех стран мира.

Что происходит, если одно из звеньев этой несложной цепи начинает работать не в динамичном режиме со всеми? Самый логичный ответ: достигнуть результата становится сложно всем. Чтобы этого не произошло, надо понять проблемы. Ну а поскольку в сфере оказания услуг всегда прав заказчик, то участников разговора остается двое: власть и бизнес.

Об обсуждении проблем рынка оказания услуг перевозчиками автомобилями-такси наша газета писала уже не раз. Например, в ноябре прошлого года мы достаточно подробно рассказали о весьма эмоциональном круглом столе «Рынок такси и его регулирование», прошедшем в рамках деловой программы Белорусской транспортной недели.

Модератором форума в Минске выступил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Ляхнович. Ответить на вопросы собравшихся более полусотни представителей перевозчиков и диспетчерских служб также постарались заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий, заместитель начальника Транспортной инспекции Минтранса Анастасия Семашко и председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич.

Диалог затронул очень серьезные и проблемные вопросы: обеспечение безопасности пассажиров и уровень качества оказания услуг при перевозке автомобилями-такси.

О том, что в этой сфере сложилась сложная ситуация, в первую очередь говорили сами перевозчики. Но среди обсуждения реально важных проблем несоблюдения действующих Правил автомобильных перевозок пассажиров, регламентирующих и деятельность перевозчиков автомобилями-такси, разговор (и уже не впервые) свелся к обсуждению главного конкурента – агрегатора, расценки которого за поездку оказались значительно привлекательнее в сравнении с остальными службами. В данной связи процитируем слова одного из выступавших:

– На рынок Беларуси, например, сейчас заходит новый иностранный агрегатор – «Болт». Получается, мы создаем условия для таких компаний, сами привлекаем их, мешая своим перевозчикам-налогоплательщикам выполнять их обязанности. Мы в заведомо неконкурентной среде. Но чтобы что-то изменить, нужна общая позиция. Давайте создадим рабочую группу и доведем до конца хотя бы часть предложений, которые поступали от перевозчиков…»

В завершение встречи собравшиеся приняли решение о составлении протокола с последующей передачей его в органы, контролирующие деятельность диспетчерских служб, компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих услуги по перевозке пассажиров автомобилями-такси, с целью ужесточения контроля и разработки предложений по урегулированию рынка услуг на законодательном уровне.

В Минтрансе с такой позицией согласились и, учтя все пожелания перевозчиков, начали достаточно активно готовиться к наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

Приехали?..

РЕАЛИИ ДНЯ

20 января этого года появилось новое обращение, опубликованное в ряде СМИ. Группа активистов из числа минских таксистов выдвинула требование повысить тарифы на перевозки. Аргументировали это тем, что цены на поездки давно заморожены, а топливо дорожает.

Мнение есть мнение. Каждый имеет на него право, и игнорировать его нельзя. Вот только форма подачи обращения, мягко говоря, обескураживает. Приведем цитату, опубликованную редакцией Sputnik:

«В случае отказа в повышении стоимости 1 километра пробега на 5 копеек мы будем вынуждены каждый рабочий день с 7.00 до 12.00 начиная с 31января 2020 года в рамках законодательства блокировать деятельность диспетчеров такси, сервисов или агрегаторов, а также деятельность перевозчиков, которые будут выполнять заказы на перевозку».

Sputnik связался с таксистами, которые даже отрицать не стали, что в первую очередь их претензия направлена на работу популярного сервис-агрегатора по вызову такси, работающего через мобильное приложение. Также активисты отметили:

– На сегодняшний день подавляющее большинство водителей, которые работают с сервисами по заказу такси, нарушают белорусские законы.

Столь громкие заявления послужили поводом для новой встречи по проблемным вопросам автомобильных перевозок такси. Она прошла 21 января в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь при участии представителей Минтранса, ассоциаций перевозчиков и ряда диспетчерских служб такси.

Приехали?..

Все участники высказали мнение о том, что многие предложения из обращения водителей такси являются неприемлемыми. Также было отмечено, что возникающие вопросы необходимо решать открыто и цивилизованно.

Собравшимся напомнили, что существующие проблемы уже рассматриваются. В прошлом году в МАРТ была создана рабочая группа по вопросам развития конкуренции на рынке перевозок пассажиров автомобилями-такси, в состав которой входят представители МАРТ, Минтранса, МНС, ассоциаций ряда автомобильных перевозчиков, диспетчерских служб и информационные системы. А в ближайшее время пройдет еще одна встреча, в ходе которой будут рассмотрены вопросы, поднятые инициативными таксистами.

Также было отмечено, что постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 декабря 2019 года № 94 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20 февраля 2017 г. № 13» установлены предельные максимальные тарифы на услуги транспортных автомобильных терминалов, оказываемые автомобильным перевозчикам (при междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении) на пассажирском терминале.

В постановлении указан верхний предел тарифа, и владелец пассажирского терминала имеет право устанавливать тарифы ниже принятого предела. Вместе с тем владелец пассажирского терминала имеет право дифференцировать установленные тарифы в зависимости от различных критериев. Например, в зависимости от количества реализованных билетов, от числа совершенных заездов, от категории транспортного средства (М2, М3) либо иных критериев.

Обратили внимание владельцев пассажирских терминалов и на то, что дифференцированные тарифы должны быть установлены и применяться для всех перевозчиков одинаково независимо от формы собственностии не выше принятого предельного максимального тарифа.

Более того, белорусский рынок оказания услуг не является закрытой территорией. К рассмотрению принимаются все предложения, которые могут благотворно отразиться на интересах потребителя. А поскольку на рынок выходят новые игроки, то цены на услуги такси могут снизиться еще больше.

Обратился к собравшимся и первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Ляхнович:

– В условиях жесткой конкуренции всем заинтересованным нужно сообща искать пути решения, как дальше работать. Главное – это соблюдение законодательства. На рынке такси все трудятся в равных условиях – как информационные платформы, так и традиционные службы такси. Давайте же в этих условиях работать.

Первый замминистра считает, что сегодня проблема рынка перевозок автомобилями-такси заключается в основном в несоблюдении перевозчиками законодательства. Чтобы решить этот вопрос, Минтранс с участием государственных органов подготовил Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Документ утвержден 26 ноября 2019 года на уровне Совета Министров Республики Беларусь.

В 2020 году к реализации предусматривается проработка во взаимодействии с бизнес-сообществом вопроса введения лицензирования деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси.

В законодательных актах – нормативное закрепление вопросов в части конкретизации сторон договоров аренды транспортного средства с экипажем, их прав и обязанностей, а также установления запрета на выполнение перевозок пассажиров в регулярном сообщении под видом перево­зок в нерегулярном сообщении. Предполагается и внесение изменений в нормативные правовые акты по вопросам проведения конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с учетом практики их применения, а также внесение изменений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь в части уточнения функций Транспортной инспекции при проведении камеральных проверок.

Будет проработан вопрос об установлении обязанности по использованию тахографов при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров. Подготовлены предложения об изменении Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в части усиления ответственности автомобильного перевозчика за необеспечение требований безопасности, а также за нарушение требований к оформлению и (или) оснащению транспортных средств при перевозках пассажиров.

Проведение разъяснительной и информационной работы по вопросам выполнения автомобильных перевозок пассажиров будет осуществляться посредством конференций, семинаров, круглых столов, опросов участников рынка автомобильных перевозок пассажиров, публикаций в средствах массовой информации.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Ведение бизнеса в пользующемся спросом сегменте экономики без конкуренции невозможно. Просто так не бывает. Не закроется рынок от выгодных для потребителя предложений, как и не будут созданы особые условия для тех или иных бизнесменов. Ведь спрос всегда рождает предложения. Разные, не всегда конструктивные, но предложения.

Итоговую оценку их актуальности, конечно, дает потребитель. Как уже было отмечено выше, он выбирает соотношение цены и качества, где первое играет, пожалуй, ключевую роль.

Но даже если цена хороша, а должного качества нет, то предложение в сфере оказания услуг, непосредственно связанных с безопасностью человека, не выдержит конкуренции. Это уже не экономика, а закон самосохранения.

А поскольку тот или иной сервис-агрегатор продолжает пользоваться популярностью у потребителя, то означает это только одно: востребованность. Именно здесь впору вновь вспомнить об экономике: бизнес – это конкуренция, где лидирующие позиции занимают конструктивные предложения.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»

Представленные фотоматериалы автомобилей-такси носят иллюстративный характер и не имеют прямого отношения к содержанию статьи

Приехали?..

Добавить комментарий