ПРАВО НА БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД

Вопрос безопасности на рабочем месте считается неотъемлемой частью и важной составляющей сферы трудовых отношений. Одной из гарантий, закрепленной Конституцией Республики Беларусь, и основополагающим элементом достойного труда являются его здоровые и безопасные условия. В транспортной отрасли данная тема – в числе приоритетных. Ключевые аспекты политики в области охраны труда транспортники обсудили на прошедшем недавно в Барановичах республиканском отраслевом семинаре, организованном Министерством транспорта и коммуникаций и БелПрофТрансом.

Совместными усилиями к общей цели

Эффективное взаимодействие Минтранса, Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций и нанимателей лежит в основе политики в области охраны труда. Осуществляется оно в первую очередь в рамках реализации заключенного между Минтрансом и БелПрофТрансом Тарифного соглашения. На основании договоренности документ способствует внедрению и совершенствованию созданных в организациях систем управления охраной труда.

В качестве новой формы работы по профилактике производственного травматизма с 2021 года в транспортной отрасли проводится Неделя нулевого травматизма. Суть мероприятия заключается в том, что предприятия и организации ставят себе задачу и используют все необходимые средства для достижения главной цели – не допустить ни одного травмированного на производстве.

Организованный в рамках недели республиканский семинар, посвященный теме реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» – еще одно направление профилактической работы в данном направлении. В этом достаточно масштабном мероприятии приняли участие руководители предприятий и специалисты, отвечающие за вопросы по ОТ, представители Минтранса, Федерации профсоюзов Беларуси, МВД, МЧС, Министерства труда и соцзащиты, а также компаний по производству продукции, связанной с обеспечением условий труда и безопасности на транспорте.

Цена слишком высока

Жизнь – самое дорогое, что имеет человек. Поэтому на вопросах безопасности экономить нельзя. Такими словами начал свое выступление председатель БелПрофТранса Николай Матюк. Профилактическим мероприятиям в области охраны труда отраслевой профсоюз уделяет особое внимание. Сегодня общественный контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляется 15 техническими инспекторами труда, которым на общественных началах помогают 4297 инспекторов по ОТ на предприятиях. При проведении проверок и мониторингов техническими инспекторами труда рассматривается ход выполнения Плана мероприятий по реализации Директивы № 1, направленного на повышение эффективности общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства об ОТ. Только за прошлый год провели 980 проверок и мониторингов, в ходе которых выявили 5475 нарушений законодательства об охране труда, принимали участие в расследовании 77 несчастных случаев на производстве.

Председатель отраслевого профсоюза Николай Матюк сообщил:

– Результатом совместной работы Министерства, нанимателей и профсоюзов в 2022-м явилось снижение уровня производственного травматизма. В целом за последние четыре года в отрасли он сократился на 12,5%. На предприятиях авиационной подотрасли третий год фиксируется нулевой травматизм. При этом, к сожалению, за 2022-й смертельно травмировано на производстве 7 человек. Несчастные случаи отмечены на предприятиях дорожного хозяйства (3), автомобильного (3) и железнодорожного (1) транспорта.

По видам происшествий наибольшее количество потерпевших в результате ДТП – 17 человек, падения – 13, травмирования деталями – 10. Самый травмоопасный возраст работников – от 51 до 60 лет. Пострадало 19 человек.

К сожалению, и в нынешнем году не обошлось без происшествий. Как было отмечено, за первое полугодие на предприятиях и организациях транспортной отрасли и дорожного хозяйства смертельно травмированы три человека, тяжелые производственные травмы получили 13 работников. Хотя эти цифры меньше, чем в 2022-м, но случаи с летальным исходом красноречиво говорят о наличии проблемных вопросов.

Как показывает анализ последних лет, наибольший риск травмирования в транспортной отрасли приходится на дорожно-транспортные происшествия. В связи с этим заместитель начальника управления научно-технической политики Минтранса Павел Бречко рекомендовал руководителям исходя из имеющегося опыта выделять основные риски получения травм в своих организациях и направлять все усилия для их минимизации. Такой подход даст наиболее быстрый и существенный эффект.

Главными причинами травматизма зачастую становится невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, недостатки в обучении в этой области, допуск потерпевших к работе без проведения инструктажа по охране труда, а также стажировки и проверки знаний. Отмечаются факты неудовлетворительного содержания рабочих мест, недостатки в их организации, эксплуатации неисправных машин и механизмов.

Многое, по словам Николая Матюка, зависит от самих работников:

– Анализ производственного травматизма показывает, что значительное количество несчастных случаев на производстве обусловлено действиями самих потерпевших. Это нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов по охране труда.

В связи с этим в 2021 году в Беларуси введена ответственность работника за несоблюдение требований по ОТ.

Председатель БелПрофТранса отметил:

– Для предотвращения несчастных случаев на производстве необходимо принимать дополнительные меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Усилия профсоюза и социальных партнеров должны быть направлены на создание здоровых и безопасных условий труда, его охрану, популяризацию принципов концепции нулевого травматизма, формирование в трудовых коллективах атмосферы нетерпимости к нарушениям требований охраны труда, фактам пьянства на рабочих местах.

опыт, полезный для всех

Организация работы в области ОТ и безопасности на ряде предприятий отрасли сегодня является показательной. Об опыте в сфере обеспечения охраны труда, техники безопасности, экономии средств, внедряемых в этих направлениях новшествах рассказывалось в подготовленном БелПрофТрансом 25-минутном фильме. В частности, в пример можно привести такие предприятия транспортного комплекса, как столичный автобусный парк № 5, завод гражданской авиации № 407, Национальный аэропорт Минск, вагоноремонтный завод, дистанция электроснабжения Минского отделения БелЖД, КУП «Минскоблдорстрой», ОАО «Белмагистральавтотранс».

Вопросы охраны труда, сохранения жизни и здоровья работающих были и остаются одними из важнейших направлений деятельности и на Белорусской железной дороге, где трудится 67 тыс. человек 300 профессий и специальностей. Одна из самых главных особенностей этого многотысячного государственного объединения – в том, что сфера деятельности входящих в его состав подразделений охватывает широкий спектр производств и выполняемых работ.

На магистрали внедрена и эффективно действует система управления охраной труда (СУОТ). Выступивший на семинаре заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Управления БелЖД Игорь Короткевич отметил:

– СУОТ разработана с акцентом на концепции Нулевого травматизма. Резерв и все условия для дальнейшего снижения производственного травматизма мы видим во внедрении в наших организациях культуры производства на рабочих местах, привлечении всех тружеников дороги к идеологии данной концепции.

Статистика за последние 10 лет показывает, что, несмотря на некоторые колебания, количество несчастных случаев на производстве на белорусской магистрали имеет общую тенденцию к сокращению, незначительно уменьшается общее количество несчастных случаев. При этом более ощутимо видно снижение несчастных случаев с тяжелым исходом.

Особое внимание на магистрали уделено вопросам улучшения условий труда, обеспечению средствами индивидуальной защиты работников. Обязательным условием на железнодорожных предприятиях являются профессиональная подготовка и непрерывное обучение рабочих, специалистов и руководителей. Внедрены и используются программные разработки для сопровождения работы в области охраны труда, промышленной и электробезопасности. С 2015 года действует сайт службы ОТ и промышленной безопасности, ежегодно на БелЖД проводится дорожный конкурс по охране труда.

Локомотивное депо Барановичи – одно из крупнейших предприятий белорусской магистрали. Коллектив этого многопрофильного, высокомеханизированного и самого крупного ремонтно-эксплуатационного депо на дороге неоднократно становился лауреатом и дипломантом различных конкурсов в области качества. Участники семинара, посетив его цеха, узнали, как на предприятии налажен процесс капитального и среднего ремонтов действующих на белорусской магистрали электровозов различных серий. Речь также шла о внедрении самых современных технологий и рационализаторских предложений.

Еще одной площадкой для демонстрации передового опыта стало ОАО «АП г. Барановичи». Организация работы в автобусном парке, который последние 10 лет не имеет случаев производственного травматизма, поставлена на высоком уровне. Перенять опыт у барановичских автомобилистов могут не только коллеги, но и представители предприятий других подотраслей. Порядок здесь буквально во всем, начиная с организации ремонтного и перевозочного процессов, включая условия и охрану труда, культуру производства и обслуживания пассажиров, и заканчивая организацией общественного питания, активным отдыхом, благоустройством территории, которая радует идеальной чистотой, ухоженностью газонов и малыми архитектурными формами. Словом, в автобусном парке ко всему подходят серьезно и основательно. Что и позволяет ему занимать позиции одного из лучших и передовых в республике.

Секрет успеха прост и сложен одновременно. Руководитель автопредприятия Владимир Пучко сформулировал его так:

– Для нас существуют три базовые ценности: охрана здоровья, безопасность и благополучие членов нашего коллектива.

Впрочем, приоритеты работы автобусного парка были очевидны и без лишних слов. Достаточно отметить наличие средств визуализации на ремонтных площадках, формирование позитивной культуры безопасности труда, мотивацию работников… Участники семинара высоко оценили организацию и оформление кабинета по охране труда, где осуществляется проверка знаний работников, демонстрируются обучающие фильмы  и в области безопасности транспортной деятельности, и современных методов ремонта подвижного состава. Внимания заслуживают также способы информирования с помощью нынешних технологий. Так, в фойе предприятия размещено инфотабло, где вся информация, касающаяся жизнедеятельности предприятия, – не на бумажных носителях, а на ЖК-экране.

В ходе семинара прозвучали и другие важные темы, касающиеся безопасности движения и эксплуатации транспорта и оборудования, безопасного производства дорожных работ, совершенствования работы по охране труда. Участники семинара дали высокую оценку данному мероприятию, отметив важность и актуальность обсуждаемых тем.

Ольга ОРЛОВА, «ТБ»
Фото Виктора ДУЛЕБО

Добавить комментарий