«Пожар» ликвидирован, люди «спасены»

На станциях «Могилевская» и «Автозаводская» красной линии метро прошли плановые тактико-специальные учения МЧС. Мероприятие проводилось в подземке ночью при активном участии работников метрополитена. Как это было –в специальном репортаже «Транспортной безопасности».

«Горящий» состав

Целью учений была ликвидация последствий чрезвычайного происшествия в поезде, который находился в тоннеле на перегоне между станциями метро «Могилевская» и «Автозаводская». Спасатели отрабатывали взаимодействие с администрацией и персоналом станционных комплексов в случае возникновения нештатных ситуаций.

В мероприятии приняли участие около 100 спасателей. Были задействованы 20 единиц аварийно-спасательной техники МЧС, автомобили аварийной службы метрополитена.

На месте учений создали штаб ликвидации чрезвычайной ситуации под руководством офицера МЧС, который определял вводные задачи для отработки навыков подчиненными. В целом он контролировал правильность и оперативность принятия решений пожарными, исходя из складывающейся обстановки, а также организовывал связь во время «пожара».

Согласно легенде, в глубине тоннеля между двумя станциями (в 500 метрах от конечной остановки) произошло «возгорание» вагона электропоезда. Состав был поврежден и не мог продолжать движение. Усложняло положение то, что весь тоннель заполнился пеленой едкого белого дыма.

Уже через считаные минуты к месту вызова прибыли первые подразделения МЧС. Спасатели оперативно провели разведку служебных помещений станции «Могилевская». В дело включились звенья пожарных газодымозащитной службы (ГДЗС) – это специальное подразделение предназначено для ведения действий по тушению пожаров в непригодной для дыхания среде. Несмотря на запуск системы вентиляции, в первое время дымовая завеса резко ограничивала видимость. Спасателям пришлось работать в дыхательных аппаратах.

В ходе разведки бойцами ГДЗС в поезде были обнаружены люди. В первоочередном порядке организовали эвакуацию 30 пассажиров из состава. Роль статистов выполняли курсанты ГУО «Университет гражданской защиты» МЧС Беларуси. Двух человек, находящихся в «бессознательном состоянии», звенья газодымозащитной службы спасли из «горящего» вагона с применением специальных носилок. Пострадавших транспортировали на тележках, которые направляли по рельсам в сторону платформы несколько бойцов пожарного аварийно-спасательного отряда. Помощь пострадавшим оказывали медики подразделений спасателей.

Во время учений ситуация усложнялась тем, что «горящий» поезд стоял в 500 метрах от платформы станции «Могилевская». Спасателям пришлось развернуть и соединить пожарные рукава в нить такой же и даже большей длины. Задача не из легких, необходимо было проявить немало сил и умений, чтобы быстро достичь нужного результата.

Благодаря слаженным действиям спасателей и при активном участии специалистов метрополитена условный пожар был оперативно ликвидирован. Пассажиров эвакуировали в безопасное место и оказали квалифицированную медицинскую помощь.

Четко и эффективно

Подобные учения в столичной подземке проводятся систематически. Главной целью является отработка методов и приемов ведения аварийно-спасательных работ на таком сложном объекте, как метрополитен. При этом очень важно наладить быстрое и эффективное взаимодействие структурных подразделений МЧС и работников метро, проверить готовность его персонала к действиям в чрезвычайной ситуации.

Ответственным за организацию проведения учения от Минского метрополитена был назначен заместитель директора по безопасности Вадим Плис. В ту ночь на станцию «Могилевская» прибыли также главный ревизор по безопасности движения поездов Валерий Бартошевич, заместитель начальника отдела пожарной профилактики Григорий Юркевич и другие должностные лица подземки.

Нужно отметить, что спасатели хорошо знакомы с устройством станций, тоннелей и служебных помещений метро и четко – с алгоритмом действий в самых сложных ситуациях. В состав пожарного аварийно-спасательного отряда учреждения «Минское городское управление МЧС» на объектах Минского метрополитена входят службы: поисково-спасательных работ и пожаротушения; химической и радиационной защиты; по организации физической подготовки и спорта, а также газоаналитическая лаборатория.

Поскольку основной вектор работы отряда сосредоточен на объектах подземки, спасатели регулярно изучают планировку станций, отрабатывают на практике различные вводные. Ведь в случае возникновения чрезвычайной ситуации необходимо максимально быстро принимать решения и правильно действовать. Работа здесь осложняется тем, что метро расположено под землей и в поезде, как правило, находится много людей. В часы пик в одном составе могут следовать около 1500 пассажиров. Это гораздо больше, чем в каком-нибудь другом виде городского общественного транспорта. Поэтому на вызовы в подземку всегда направляется значительное количество техники и личного состава. Пожарным необходимо постоянно взаимодействовать с персоналом станций и правильно организовывать работу по ликвидации происшествия, в том числе эвакуацию людей из опасной зоны.

Судя по учениям МЧС, проведенным в метрополитене за последние нескольких лет, спасатели успешно справляются со своими задачами. А это вселяет уверенность в том, что и в реальной ситуации они смогут действовать так же быстро и эффективно.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий