ПОНАЕХАЛИ КАТАТЬСЯ

ГАИ ПРОЗОНДИРОВАЛА СИТУАЦИЮ С СПМ

С весной на улицы вернулись любители погонять на велосипедах, электросамокатах, сегвеях, гироскутерах. Преимуществ у средств персональной мобильности (СПМ) масса: разгрузка транспортного потока, уменьшение выброса вредных веществ в атмосферу, еще и пропаганда здорового образа жизни. Но популяризация двухколесных устройств сопряжена с рисками как для самих пользователей, так для пешеходов и автолюбителей.

Вместе с сотрудниками отделов ГАИ Ленинского и Октябрьского РУВД столицы корреспондент «ТБ» проверила, находят ли баланс участники дорожного движения и следуют ли пользователи СПМ введенным новшествам.

Республиканская акция «Движение по правилам» проводилась Госавтоинспекцией с 19 по 26 марта. Ее основная цель – предупреждение ДТП с участием велосипедистов и пешеходов на СПМ. Компанию во время рейда мне составили старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Ленинского РУВД г. Минска Кристина Шаховская и старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Татьяна Тарасюк. Сотрудники ГАИ отмечают, что чаще всего ДТП с участием владельцев СПМ происходят даже не из желания «ударить по газам», а из-за пренебрежения правилами движения.

Справка «ТБ»

Всего в Минске в 2023 году произошло 202 ДТП с участием пешеходов, из них меньше 10% – пешеходов на СПМ. Также зарегистрировано 59 ДТП с участием велосипедистов. 

Так, в минувший вторник 70-летний водитель автомобиля Mercedes, двигаясь по проспекту Победителей, при повороте на проспект Машерова совершил наезд на 15-летних девочек, пересекавших проезжую часть на одном электросамокате. Несовершеннолетние доставлены в учреждение здравоохранения.

«Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности или велосипеде должно осуществляться со скоростью идущего шагом пешехода. Перед этим человек обязан убедиться, что выезд на дорогу безопасен», – комментирует Татьяна Тарасюк.

Первый пункт рейда – участок велодорожки от Якубова к Маяковского близ Лошицкого парка. Здесь нам навстречу уже мчит модный «горник». Его владельцу Матвею – 14 лет. Школьник уверяет, что ПДД соблюдает неукоснительно. Однако правоохранители обращают внимание на свисающие с шеи мальчика мощные наушники. Подросток признается, что любит крутить педали под любимые треки. Сотрудники ГАИ предупреждают школьника: в наушниках человек хуже воспринимает информацию вокруг, полагаясь только на зрение, осязание и интуицию. 

Выслушав рекомендации, Матвей поехал дальше, а к нам стал приближаться молодой человек на черном электросамокате. Он ничего не нарушал, но сотрудники ГАИ все же напоминают ему основные правила безопасного поведения во время езды на СПМ.

«Я слежу за всеми нововведениями и езжу исключительно по правилам, – уверяет парень. – Самокат не разгоняется больше 25 км/ч, на пешеходных переходах спешиваюсь и в целом передвигаюсь аккуратно. Правда, не могу сказать то же о других пользователях: часто наблюдаю, как люди ездят на самокате вдвоем, втроем, гоняют с огромной скоростью и резко маневрируют…»

Следующая остановка – в районе старого аэропорта. Там на велодорожке встречаем мужчину, который вышел с тремя детьми на прогулку. Ребята не спеша катаются на самокатах, естественно, под присмотром родителя. Они внимательно слушают старших

инспекторов, которые напоминают им о безопасной езде. К разговору подключается отец: «У меня ребята послушные и самостоятельные, однако я согласен с внесениями в закон уточнения по детям и подросткам. Даже 10-летний ребенок может случайно выехать на дорогу с транспортом. Нет еще у него чувства страха, а порой и опыта, который предостерег бы от необдуманных действий». 

Семейство едет дальше, а Кристина Шаховская добавляет, что родителям следует уделять особое внимание воспитанию детей и обучению их правилам поведения на дороге. СПМ – потенциально опасные устройства, а потому несовершеннолетним до 14 лет двигаться на них можно только в жилых и пешеходных зонах. За нарушение ПДД ребенком отвечать будут родители – согласно ст. 10.3 КоАП, их могут привлечь к административной ответственности.

Продолжаем прогулку вдоль велодорожки, и спустя несколько минут к нам на велосипеде приближается Ирина. «Вместо тесного автобуса – зарядка на свежем воздухе, – плюсы этого вида транспорта женщина называет с лету. – Каждый день вожу ребенка в детский сад. Вот и кресло с ремнями есть».

«А шлема почему нет? – интересуется Кристина Шаховская и разъясняет: – Кресло делает велосипед более тяжелым и менее устойчивым, а потому риск упасть есть даже у опытных велосипедистов. Кстати, осенью прошлого года был случай, когда женщина перевозила дочь без шлема и попала в аварию. Ребенок тогда получил многочисленные травмы».

Основные правила безопасной  поездки на СПМ

Пользователи СПМ считаются пешеходами, но двигаться должны по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам, не создавая препятствий для других участников движения.

Не стоит отвлекаться во время движения на телефон и другие гаджеты, за руль (при его наличии) необходимо держаться обеими руками.

Один самокат – один человек.

Использовать защитную экипировку: шлем, налокотники, наколенники.

Обязательно разместить на одежде фликеры, чтобы стать заметнее на дороге.

Кстати

До 3 апреля столичная Госавтоинспекция проводит профилактическую кампанию «Безопасные каникулы», направленную на профилактику ДТП с участием детей. Правоохранители ведут информационно-разъяснительную работу как с несовершеннолетними, так и с их родителями. Особое внимание уделено теме пешей безопасности, а также правилам передвижения несовершеннолетних на СПМ и велосипедах. В местах массового скопления горожан, на детских площадках, в парках состоятся тематические беседы и акции.

Диана СЮЛЬЖИНА, «ТБ»

Добавить комментарий