С 10 мая по 30 июня на территории Гомельской области сотрудники ГАИ будут проводить профилактическое мероприятие «Контроль – дорожный знак!».
Из истории вопроса
Первые аналоги современной разметки и знаков появились в Древнем Риме. Именно там вышло постановление Юлия Цезаря о том, чтобы создать больше дорог для колесниц и производить больше транспорта. Несмотря на то что в те времена управлять повозкой могли исключительно мужчины, активность на дорогах стала достаточно высокой. В связи с этим правительство империи было вынуждено разработать свод правил, которые упрощали бы перемещение и регулировали движение.
Первыми указателями были огромные камни, которые размещались на поворотах, показывая направление. Эти глыбы настолько прочно вошли в жизнь Древнего Рима, что их можно было обнаружить даже в полях. Позже применение камней распространилось по всей территории Европы и Азии. А увековечил память о первом дорожном знаке художник Васнецов своей картиной «Витязь на распутье».
Тематические знаки появились гораздо позже – в III веке до н. э. И снова первопроходцем был Рим, где устанавливались мильные столбы с цифрами, на которых писали расстояние до центра империи. Специально для его измерения в столице поставили «Золотой столб», от которого проводились исчисления. Отсюда и выражение: «Все дороги ведут в Рим». Далее эта система распространилась по всему миру.
И только спустя 2 тысячи лет во Франции тоже появились дорожные столбы. Изначально они размещались исключительно на перекрестках. И имели форму креста. Это означало, что здесь разрешен поворот в четыре стороны. Идейным вдохновителем был кардинал Ришелье.
Первые же правила дорожного движения в современном понимании появились в Португалии в 1686 году. На узких улочках Лиссабона устанавливали знаки приоритета, регулирующие транспортные потоки.
Однако в широком масштабе дорожные знаки начали устанавливать для быстрых и тихих велосипедистов в 1870-х годах. Тогда указатели не содержали информацию о расстоянии, а предупреждали, например, о крутых холмах.
С развитием автомобильной промышленности систему дорожных знаков решили пересмотреть. В 1895 году Итальянский туристический клуб закончил разработку первой из них. А в 1903-м в Париже установили и первые «настоящие» знаки.
И тут началось… В каждой стране были свои дорожные знаки. Когда автомобильное движение в другие государства стало привычным делом, появилась острая необходимость введения знаков международного значения. Так, в Париже в 1909 году Международной конвенцией относительно передвижения автомобилей были приняты дорожные знаки: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекресток», «Пересечение с железной дорогой».
На территории Российской империи столбы возникли в XVIII веке. Верстовые дороги – аналог современных скоростных и объездных магистралей. Вдоль всей протяжности маршрута размешали стандартные столбы-указатели. К сожалению, образцы XVIII века из массива дерева не сохранились, но есть несколько каменных. Ознакомиться с этой архитектурной памяткой можно на территории Донского монастыря в Москве. Там и по сей день находится каменный обелиск 1772 года.
В начале XX столетия оснащенность дорог становилась все лучше и лучше. Это было в первую очередь связано с увеличением количества транспорта. К примеру, в 1901 году на всей территории России насчитывался только 41 автомобиль, а уже в 1910-м – около 5 тысяч.
В 1909 году прошла первая международная конференция, посвященная движению транспортных средств. Мероприятие проходило в Париже, среди участников было более 15 стран. По результатам обсуждения приняли несколько новых знаков. В отличие от современных контрастных пиктограмм они сопровождались обычной неброской надписью. Типовые контрастные оттенки появились только в 1926 году.
Дорожные знаки как массовое явление возникли только после Великой Отечественной войны, так как произошел очередной всплеск развития транспорта. Помимо российского автопрома, появились трофейные модели. Вообще же, с 1950-х годов и по настоящий момент дорожные знаки прошли путь от деревянного щита с надписью, где буквы и изображение наносили при помощи обычной краски, до светоотражающих стальных пластин, которые используют с 1980-х.
По существу
Однако вернемся в день сегодняшний. В рамках профилактического мероприятия «Контроль – дорожный знак» правоохранители проведут обследование улично-дорожной сети на предмет соответствия технических средств организации дорожного движения нормативно-правовым актам, а также проверят наличие дорожных знаков в необходимых местах.
Кроме того, сотрудники Госавтоинспекции обращаются ко всем водителям и пешеходам: если вы заметите временные дорожные знаки в местах завершения ремонтно-строительных работ, дорожные знаки, пришедшие в негодность, железнодорожные переезды без установленных дорожных знаков либо у вас имеются замечания или предложения об их установке в определенных местах, сообщите об этом в управление ГАИ УВД Гомельского облисполкома, прислав фото или видеоматериалы на официальный сайт УВД Гомельского облисполкома или электронную почту: Propaganda_UGAI_UVD_Gomel@mvd.gov.by с указанием конкретного месторасположения недостатков.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»