Полеты над сценой и в небе

Как-то в Белорусской военной газете «Во славу Родины» я с интересом прочитал материал Сергея Климковича «Дело Артамонова» о майоре запаса Сергее Артамонове из Осиповичей, страстно увлеченном моделированием военной техники. Сергей Владимирович делает замечательные модели танков и даже диорамы военных сражений.

И вот несколько месяцев назад мой добрый товарищ, полковник запаса Юрий Петров (в то время начальник музея авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ), познакомил меня с другим моделистом – Игорем Артамоновым, увлеченным авиамоделированием. И, признаться, еще до первой встречи я даже не сомневался, что Артамоновы – это династия, охваченная одним замечательным хобби, передающимся из поколения в поколение.

Оказалось, что это всего лишь совпадение: и биографии, и судьбы двух Артамоновых как совершенно разные, так и очень похожие. Сергей Артамонов – артиллерист, ветеран Вооруженных сил, прошедший горнило Чернобыля. Игорь Артамонов – танцовщик, ведущий солист Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, народный артист Беларуси.

Согласитесь, диаметрально противоположные судьбы. Однако, когда присмотришься к ним через призму высокого жизненного призвания, оказывается, что они держатся на одном стержне. Беззаветная преданность выбранной профессии и полная самоотдача в работе – вот настоящее дело жизни Артамоновых. И моделизмом они увлеклись с юных лет не случайно, поскольку росли в одно время, когда интересы мальчишек совпадали. У них были одни кумиры и общие духовные ценности.

Интересно, что и у отцов обоих Артамоновых были «профильные» моделированию технические профессии. Папа Сергея Владимировича в свое время работал инженером-испытателем на 75-м танковом заводе в Харькове. Отец Игоря Алексеевича на Минском заводе гражданской авиации № 407 занимался ремонтом и эксплуатацией радиооборудования пассажирских самолетов.

Сердца обоих мальчишек с детства воспылали технической романтикой, им захотелось самим делать танки, самолеты и корабли. Только в миниатюре, конечно. Сквозь многие годы Сергей Владимирович и Игорь Алексеевич пронесли любовь к моделированию, шлифуя детали мастерства и развиваясь вместе со своим увлекательнейшим хобби.

Однако если об артиллеристе Сергее Артамонове уже писали в республиканских газетах, то о члене ДОСААФ артисте балета Игоре Артамонове нужно рассказать особо.

Мы встретились на выставке-конкурсе стендового моделизма «Минск-2016», которая прошла в конце прошлого года в Научно-технологическом парке БНТУ. (Кстати, там были широко представлены судомодели СДЮСТШ по водным видам спорта ДОСААФ, которую возглавляет Григорий Ботян.) Игорь Алексеевич выставлял свои модели самолетов, заглядывая на выставку «сквозь узкие окошки» плотного графика репетиций. Здесь и состоялась наша беседа. Игорь АРТАМОНОВ рассказал об увлечении, времени, жизни и ДОСААФ:

– Сейчас у детей много разных увлечений, а в наше время для мальчишек были очень интересны фильмы и литература о войне. Все соревновались, кто знает больше моделей танков и самолетов, какие летчики прославились на войне. Для нас и тогда, и сейчас эти фронтовики – настоящие герои. С детства родители приучили меня к чтению мемуаров советских летчиков. Книги фронтовиков – воздушных асов Ивана Никифоровича Степаненко «Пламенное небо» и Василия Васильевича Пальмова «Штурмовики над Днепром» и другие – я буквально проглатывал, проживал в своем детском воображении вместе с героями. Постоянно смотрел художественные и документальные фильмы об авиации. Так на подлинном патриотизме мы росли и воспитывались.

Мой двоюродный брат Виктор с детства занимался всем, чем только можно, включая стендовые и кордовые модели. Когда я бывал у него в гостях, всегда уходил с подарками. Он был очень щедрым и дарил мне какую-нибудь модель корабля или самолета. Так я увлекся авиамоделированием.

Родители всячески поддерживали мое увлечение. Первую свою модель я собрал в 6 лет вместе с отцом. Прекрасно помню, что это был английский истребитель «Спитфайр» в 72-м масштабе, сборка происходила без окраски. Тогда выбор моделей был небольшой – лишь специальные наборы выпуска белорусской фабрики игрушек. Я делал все модели самолетов, которые можно было достать в то время.

Также мы изготавливали из бумаги по журналу «Малый моделяж» корабли, танки и самолеты. Однако со временем мне стала ближе авиация: нравится ее зарождение, особенно интересны поршневая авиация времен Второй мировой войны.

Благодаря отцу мое хобби переросло во что-то большее. Папа сам по себе человек очень аккуратный, внимательный и собранный. Вместе со мной он делал первую модель самолета, рождая в муках творчества маленький «Спитфайр». Он научил меня основательности, размеренности и вдумчивости. Ведь на качественное изготовление ряда моделей нужны недели, месяцы и даже годы кропотливого труда.

Постоянно хотелось как-то развиваться и пробовать новые приемы покраски, тонировки и так далее. Мне довелось участвовать пока только в двух белорусских выставках. Общение с опытными моделистами всегда обогащает, я постоянно чему-то у них учусь.

Люблю бывать в Минском аэроклубе ДОСААФ. Приезжал туда еще до того, как открылся музей авиационной техники. Там стояло лишь несколько воздушных судов, а уж затем постепенно прибывали новые экспонаты. Очень приятно вспоминать, как познакомился в аэроклубе с Юрием Петровым. Юрий Александрович увидел странную пару – красивая девушка стояла у самолета, а какой-то человек (это был я) ходил и гладил Су-25, увлеченно рассказывая о его характеристиках. Юрий подошел, мы разговорились. Кроме любви к авиации, оказалось, у нас есть и другие точки соприкосновения – его супруга работает в хореографическом колледже.

Юрий Александрович и руководство аэроклуба всегда способствовали реализации моих мечтаний. Я грезил побывать в кабине боевого самолета – и это осуществилось. Прекрасно, что в Минском аэроклубе ДОСААФ есть такой музей, где можно не только все посмотреть, но и потрогать, забраться внутрь самолетов и вертолетов. Это очень важно в плане привития детям любви к авиации.

Мне удалось слетать на пилотаж на замечательном самолете Як-52 с летчиком Александром Куриловым. Получил массу впечатлений и удовольствия. Для меня кабина самолета Як-52 мало чем отличается от Як-3 и Як-9, на которых в войну летали пилоты. Всегда было интересно, что испытывал летчик во время боевого вылета.

Благодаря Юрию Петрову и его замечательным коллегам – авиаторам оборонного общества – я осознанно вступил в ряды ДОСААФ и с гордостью ношу значок оборонного общества. Всегда ощущаю свою принадлежность к этому общественному объединению, воспитывающему истинных патриотов.

…Балет – моя профессия, призвание, то, что поглощает меня целиком. И самым лучшим отдыхом является смена рода деятельности. Для меня это – авиамоделирование. Работа с мелкими деталями очень хорошо отражается на мозговой активности, развиваются логика, внимание. Это сопоставимо с моей профессией артиста. Все должно быть отточено, отшлифовано до мелочей – в них вся магия. Считаю, что и балет, и моделирование – это два вида творчества. Образно говоря, полеты над сценой и в небе меня окрыляют.

Андрей ДРОБ, начальник пресс-центра ДОСААФ